Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 09:49, курсовая работа
Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.
Приложение……………………………………………………………………………………………………………….......2
Общие положения…………………………………………………………………………………………………………….3
1.1. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения………………….....5
1.2. Государственные нормативные требования охраны труда……………………………………………………...6
1.3. Охрана труда. Условия труда………………………………………………………………………………………….8
1.4. Гигиенические нормативы условий труда. Вредные условия труда……………………………………………9
2. Право работника на охрану труда…………………………………………………………………………………..10
2.1. Труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены………………………………………………………11
2.2. Гарантии работников на безопасный труд………………………………………………………………………...15
3. Обеспечение охраны труда……………………………………………………………………………………….....16
3.1. Государственное управление охраной труда………………………………………………………………….....16
3.2. Служба охраны труда в организациях……………………………………………………………………………..18
3.3. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда…………………………………..19
3.4. Аттестация рабочих мест. Сертификация работ по охране труда……………………………………………22
3.5. Необходимые медицинские осмотры……………………………………………………………………………...24
4. Обязанности работника в области охраны труда……………………………………………………………….26
4.1.. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда……………………28
4.2.. Дополнительные гарантии и компенсации работникам, работающим во вредных условиях труда……31
5. Надзор и контроль в сфере охраны труда………………………………………………………………………...37
5.1. Государственный надзор и контроль……………………………………………………………………………….38
5.2. Государственная экспертиза условий труда……………………………………………………………………...41
5.3. Общественный контроль за охраной труда……………………………………………………………………….43
5.4. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве……………………………………….46
5.5. Обеспечение при несчастном случае на производстве………………………………………………………...47
5.6. Пособия по временной нетрудоспособности……………………………………………………………………..48
5.7. Страховые выплаты…………………………………………………………………………………………………..49
5.8. Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат……………….55
6. Ответственность за нарушения в сфере охраны труда………………………………………………………...55
6.1. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда…………………………………………………………………………………………………………………56
6.2. Ответственность за нарушение требований охраны труда…………………………………………………….57
7. Заключение……………………………………………………………………………………………………………...64
Результаты аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с Положением Минтруда N 12, используются для:
"планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;
сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке;
решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;
рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников;
включения в трудовой договор (контракт) условий труда работников;
ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;
составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда по форме N 1-Т (условия труда);
применения административно-экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда".
В приложениях к Положению Минтруда N 12 даны:
- Перечень основных стандартов системы безопасности труда (ССБТ), санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, используемых при аттестации рабочих мест по условиям труда;
- форма карты аттестации рабочих(его) мест(а) по условиям труда;
- протокол оценки травмобезопасности рабочего места;
- протокол оценки обеспечения работников СИЗ;
- классификация условий труда по травмобезопасности;
- ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении;
- протокол аттестации рабочих мест по условиям труда.
Функцию государственного контроля качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда осуществляют органы государственной экспертизы условий труда.
Вопрос о государственной экспертизе труда будет рассмотрен в разделе 4.2.
Вопрос о выдаче за плату санитарно-эпидемиологических заключений для целей аттестации рабочих мест по условиям труда в лечебно-профилактических учреждениях рассмотрен в письме Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 апреля 2001 года N 2510/4290-01-32 "О порядке выдачи за плату санитарно-эпидемиологических заключений при аттестации рабочих мест в лечебно-профилактических учреждениях системы Минздрава России".
Минтрудом в Постановлении N 28 установлены правила сертификации работ по охране труда.
Правила устанавливают порядок и процедуры проведения работ по сертификации работ по охране труда в организациях, осуществляемые органами по сертификации, аккредитованными в порядке, установленном Минтрудом Российской Федерации. Объектами сертификации являются работы по охране труда, проводимые в организациях вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Приложения к Постановлению Минтруда Российской Федерации N 28:
приложение N 1 "Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях";
приложение N 2 "Правила сертификации работ по охране труда в организациях";
приложение N 3 "Положение о знаке соответствия работ по охране труда в организациях".
В соответствии с пунктом 5 Положения о Системе сертификации работ по охране труда в организациях Постановления Минтруда N 28 сертификацию работ по охране труда в организациях осуществляют органы по сертификации. Сертификация работ по охране труда осуществляется путем проверки и оценки соответствия деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда. При этом учитывается аттестация рабочих мест по условиям труда и особенности организации работ по охране труда в отраслях экономики.
Фактическое состояние условий труда на рабочем месте оценивается органами сертификации по следующим критериям:
- степени вредности и опасности;
- степени травмобезопасности;
- обеспеченности работников СИЗ, а также эффективности этих средств.
Согласно пункту 27 Положения о Системе сертификации работ по охране труда в организациях Постановления Минтруда N 28 анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда позволяет принять решение о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата соответствия работ по охране труда - сертификата безопасности.
В том случае, если фактическое значение опасных и вредных производственных факторов превосходит имеющиеся санитарные нормативы по этим трем критериям, то условия труда на данном рабочем месте считаются вредными и (или) опасными. Рабочее место, отнесенное к 3 классу по условиям труда, считается условно аттестованным. Аттестационная комиссия вносит свои предложения, направленные на приведение этого рабочего места в соответствие с нормами по охране труда.
В случае отнесения рабочего места к 4 классу по условиям труда рабочее место будет считаться не аттестованным и подлежит немедленному переоснащению либо ликвидации.
Ознакомление работников с инструкциями по охране труда - обязанность работодателя, которую он должен выполнить при заключении трудового договора (статья 68 ТК РФ).
3.5. Необходимые медицинские осмотры
В статье 213 ТК РФ законодатель предусматривает для некоторых категорий работников необходимые медицинские осмотры. Их обязаны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта. Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на этот вид деятельности, в целях определения профпригодности этих работников и предупреждения профессиональных заболеваний.
Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других организаций обязаны проходить указанные медицинские осмотры (обследования) в целях обеспечения охраны здоровья населения, а также предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Работники, обеспечивающие движение поездов, также обязаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1999 года N 1020 "Об утверждении Перечня профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам" проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры.
Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждены Приказом Минздрава N 83.
Перечень приложений к Приказу Минздрава N 83:
приложение N 1 "Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)";
приложение N 2 "Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)";
приложение N 3 "Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".
Работникам после прохождения предварительного и периодического медосмотров выдается на руки соответствующее заключение, скрепленное печатью медицинского учреждения. Если медицинским осмотром будет установлено, что работнику противопоказана работа с вредными и (или) опасными условиями труда, то копия этого заключения должна быть выслана работодателю, который его направил.
Предварительными медицинскими осмотрами выявляется соответствие состояния здоровья работника поручаемой работе. Периодические медицинские осмотры согласно пункту 3 приложения N 3 Приказа Минздрава N 83 проводятся с целью:
"3.1. Динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска.
3.2. Выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов.
3.3. Своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников".
Кроме того, Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску в контакте с вредными и опасными веществами, производственными факторами установлен в приложении N 4 к Приказу Минздравмедпрома Российской Федерации от 14 марта 1996 года N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии".
Периодичность проведения периодических медицинских осмотров (обследований) устанавливается территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации. Однако периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года, а для работников в возрасте до 21 года - ежегодно.
В соответствии с медицинскими рекомендациями или по заключению территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вышеназванные работники могут проходить периодические медосмотры (обследования) досрочно. Необходимость прохождения внеочередного медицинского осмотра (обследования) должна быть обоснована в направлении.
Работники, занятые на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение 5 и более лет, проходят периодические медицинские осмотры (обследования) в центрах профессиональной патологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профессиональной пригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, один раз в пять лет.
Из приложения N 3 Приказа Минздрава N 83 следует, что:
"Медицинская организация совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и представителем работодателя обобщает результаты проведенных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников и составляет заключительный акт по его итогам в четырех экземплярах. Заключительный акт в течение 30 дней должен быть представлен медицинской организацией работодателю, территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и центру профпатологии.
В случае если при проведении периодического медицинского осмотра (обследования) возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в установленном порядке в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией.
Центр профпатологии при установлении связи заболевания с профессией составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет соответствующее извещение в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, работодателю, страховщику и в медицинскую организацию, направившую работника.
Работник, у которого установлен диагноз профессионального заболевания, центром профпатологии направляется с соответствующим заключением в медицинскую организацию по месту жительства, которая оформляет документы для представления на медико-социальную экспертизу.
Центр профпатологии субъекта Российской Федерации обобщает и анализирует результаты периодических медицинских осмотров (обследований), проведенных в течение года на территории субъекта Российской Федерации (в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (редакция от 02.02.2006)), и представляет ежегодный отчет в установленном порядке в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, который в установленном порядке представляет отчет в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, и копию - в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".
Согласно части 6 статьи 213 ТК РФ медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя. Вопрос оплаты расходов на проведение обязательных предварительных и периодических медосмотров рассмотрен в письме Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21 января 2003 года N 207/30-3/и "Об оплате расходов на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров".
Информация о работе Правовое регулирование прав и обязанностей работников