Правовое регулирование прав и обязанностей работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 09:49, курсовая работа

Краткое описание

Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.

Оглавление

Приложение……………………………………………………………………………………………………………….......2
Общие положения…………………………………………………………………………………………………………….3
1.1. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения………………….....5
1.2. Государственные нормативные требования охраны труда……………………………………………………...6
1.3. Охрана труда. Условия труда………………………………………………………………………………………….8
1.4. Гигиенические нормативы условий труда. Вредные условия труда……………………………………………9
2. Право работника на охрану труда…………………………………………………………………………………..10
2.1. Труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены………………………………………………………11
2.2. Гарантии работников на безопасный труд………………………………………………………………………...15
3. Обеспечение охраны труда……………………………………………………………………………………….....16
3.1. Государственное управление охраной труда………………………………………………………………….....16
3.2. Служба охраны труда в организациях……………………………………………………………………………..18
3.3. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда…………………………………..19
3.4. Аттестация рабочих мест. Сертификация работ по охране труда……………………………………………22
3.5. Необходимые медицинские осмотры……………………………………………………………………………...24
4. Обязанности работника в области охраны труда……………………………………………………………….26
4.1.. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда……………………28
4.2.. Дополнительные гарантии и компенсации работникам, работающим во вредных условиях труда……31
5. Надзор и контроль в сфере охраны труда………………………………………………………………………...37
5.1. Государственный надзор и контроль……………………………………………………………………………….38
5.2. Государственная экспертиза условий труда……………………………………………………………………...41
5.3. Общественный контроль за охраной труда……………………………………………………………………….43
5.4. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве……………………………………….46
5.5. Обеспечение при несчастном случае на производстве………………………………………………………...47
5.6. Пособия по временной нетрудоспособности……………………………………………………………………..48
5.7. Страховые выплаты…………………………………………………………………………………………………..49
5.8. Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат……………….55
6. Ответственность за нарушения в сфере охраны труда………………………………………………………...55
6.1. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда…………………………………………………………………………………………………………………56
6.2. Ответственность за нарушение требований охраны труда…………………………………………………….57
7. Заключение……………………………………………………………………………………………………………...64

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование прав и обязанностей работника в сфере охраны труда.doc

— 697.50 Кб (Скачать)

В статье 220 ТК РФ установлены основные гарантии работников на труд, соответствующий требованиям охраны труда, а статья 212 ТК РФ определяет круг основных обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий труда.

Статья 220 ТК РФ гласит:

"Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

На время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами) работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

В случае если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с настоящим Кодексом".

Возникший по своей вине простой работодатель обязан оплатить (не ниже 2/3 средней заработной платы работника - часть 1 статьи 157 ТК РФ). А согласно части 2 этой же статьи ТК РФ время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

В соответствии с частями 7 - 9 статьи 220 ТК РФ

"отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законом.

В целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований по охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований".

Законодательством Российской Федерации в сфере охраны труда предусмотрены также и такие меры воздействия, как:

- государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда (об этом более подробно сказано в разделе 4.1 настоящей книги);

- дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую ответственность лиц (статья 419 ТК РФ), административную (статьи 5.27, 5.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)), уголовную (статья 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)), виновных в нарушении трудового законодательства и законодательства об охране труда;

- меры воздействия на организации, нарушившие требования охраны труда (ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующие требованиям охраны труда, приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда) (об этом более подробно сказано в разделе 5 настоящей книги).

 

 

 

3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

 

Обеспечение охраны труда по ТК РФ осуществляется в виде государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере охраны труда, общественного контроля путем создания технических инспекций, комитетов и комиссий по охране труда, закрепления в законодательных актах различной юридической силы обязанностей по обеспечению и соблюдению безопасных условий труда, путем установления различного рода гарантий и компенсаций для отдельных категорий работников, обязательного социального страхования работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также выплате возмещения при причинении вреда здоровью работников.

 

 

 

3.1. Государственное управление охраной труда

 

Государственное управление охраной труда осуществляется в процессе объединения функций государства, работодателя и работника в области охраны труда.

Организация охраны труда регулируется главой 35 ТК РФ, Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Государственное управление охраной труда - это деятельность государственных органов исполнительной власти, специально уполномоченных на исполнение на основании законодательных актов специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций, направленных на:

- осуществление государственной политики по охране труда в различных сферах их деятельности;

- принятие и исполнение федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий труда;

- реализацию законодательных норм, гарантирующих безопасность работников при осуществлении ими своих трудовых функций, профилактику и устранение нарушений требований охраны труда.

Согласно части 1 статьи 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или поручается федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другим федеральным органам исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации - орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации.

Согласно статье 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (далее - ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации") Правительство Российской Федерации:

- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

- обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

- формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

В статье 16 ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" перечислены полномочия Правительства Российской Федерации в социально-экономической сфере:

"обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы".

Функции Федеральных министерств и ведомств в сфере охраны труда регламентируются соответствующими нормативными актами об этих учреждениях.

Согласно части 2 статьи 216 ТК РФ,

"федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда".

Так, например, Федеральной службой по экологическому технологическому и атомному надзору - (бывшие Госгортехнадзор Российской Федерации и Госатомнадзор Российской Федерации) осуществляются согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (далее - Постановление N 401) специальные функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Согласно части 3 статьи 216 ТК РФ государственное управление охраной труда на территории субъекта Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта в сфере охраны труда в пределах его полномочий.

Некоторые полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть делегированы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьями 43, 44 ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует взаимодействию федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Нормативные акты, имеющие непосредственное отношение к сфере охраны труда, разрабатываются и принимаются различными министерствами и ведомствами в целях исполнения Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных и Федеральных законов, Указов Президента, Постановлений Правительства.

В соответствии с пунктом 5.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации" (далее - Постановление N 321) данное Министерство самостоятельно принимает такие нормативные акты, как:

"5.2.65. перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы);

5.2.66. предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;

5.2.67. порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет Фонда социального страхования Российской Федерации;

5.2.68. положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;

5.2.69. правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;

5.2.70. межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;

5.2.71. типовые нормы труда;

5.2.72. нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов;

5.2.73. нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты;

5.2.74. нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи;

5.2.75. нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов;

5.2.76. рационы лечебно-профилактического питания;

5.2.77. перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов;

5.2.78. перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Информация о работе Правовое регулирование прав и обязанностей работников