Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:42, курсовая работа
Многое еще не исследовано в сфере законодательной власти, особенно на субъектном уровне. Проблематика законотворчества органов представительной власти субъектов Российской Федерации представляется нам в связи с этим одной из наиболее актуальных на современном этапе реформирования российской государственности. Не всё ясно во взаимосвязях процессов законотворчества, как по вертикали - между Федеральным Собранием РФ и представительными органами субъектов Федерации, так и по горизонтали - между представительными органами хотя бы сопредельных субъектов Федерации.
Введение
1. Конституционно-правовые основы формирования и деятельности основ государственной власти в субъектах Российской Федерации
2. Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации
3. Принцип разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации
4. Особенности правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации
Заключение
Список используемых источников
В качестве одного из вариантов реформирования механизма реализации конституционного разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами может быть следующий.
Во-первых, закрепить перечень исключительных полномочий субъектов Российской Федерации в качестве уточнения статьи 73 Конституции России. Сделать это можно в договоре между Российской Федерацией и ее субъектами. Это будет соответствовать Конституции Российской Федерации, так как часть 3 статьи 1 предусматривает Федеративный и иные договоры в качестве формы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Перечень должен быть открытый, чтобы сохранился остаточный принцип определения предметов ведения субъектов Российской Федерации, то есть в нем закрепить основные исключительные полномочия субъектов, не отрицая других. Использование данной формы разграничения предметов ведения не позволит Федерации произвольно вмешиваться хотя бы в регулирование закрепленного перечня предметов исключительного ведения субъектов Российской Федерации (под видом реализации своих полномочий по предметам совместного ведения).
Во-вторых, необходимо создать механизм защиты прав субъектов Российской Федерации в сфере федеративных отношений. Эту роль должен выполнять Конституционный Суд Российской Федерации, но многие его решения критически оцениваются в юридической науке. Ученые уже высказывали мнение о необходимости введения процедуры пересмотра решений Конституционного Суда Российской Федерации. В качестве органов, имеющих право пересмотреть решение Конституционного Суда Российской Федерации, предлагались Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Президиум Конституционного Суда, Конституционное присутствие при Президенте Российской Федерации либо орган, в который входили бы Председатели Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, представители Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде. Для обеспечения интересов субъектов Российской Федерации в состав органа, пересматривающего решения Конституционного Суда Российской Федерации, должны входить представители субъектов Российской Федерации. Это могут быть председатели конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, представители от групп субъектов Федерации, объединенных в федеральные округа.
Реализация указанных
предложений позволит обеспечить: верховенство
Конституции Российской Федерации,
реализацию конституционного разграничения
предметов ведения между
3. Принцип разделения
властей на уровне субъектов
Российской Федерации (на
Одним из основополагающих
принципов демократической
Разделение властей - один из основных принципов действующей Конституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.
Таким образом, согласно Конституции,
разделение властей означает не только
рассредоточение, распределение, демонополизацию
власти, но и действительное, реальное
взаимное ее уравновешивание, при котором
ни одна из трех властей не может
ущемить или подчинить себе другие
и вынуждена действовать в
условиях взаимопонимания и
Для того чтобы обеспечить
реализацию принципа разделения властей
не только в верхних эшелонах государственной
власти, но и во всей иерархии государственных
органов, Конституция (ст. 5) предусматривает
соединение принципа разделения властей
с принципом разграничения
Согласно ч.2 статьи 5 Конституции РФ – республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч.2 ст.11 Конституции).
В уставе Приморского края написано, что «Приморский край является субъектом Российской Федерации. Статус Приморского края определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом Приморского края.
В Приморском крае человек,
его права и свободы являются
высшей ценностью. Государственная
власть в Приморском крае осуществляется
для общего блага, защиты и безопасности
людей. На территории Приморского края
признаются и гарантируются неотъемлемые
права проживающих в нем
Единственным источником власти в Приморском крае являются представляющие многонациональный российский народ граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Приморского края. Никто не может присваивать власть в Приморском крае.
Территория Приморского
края едина и является составной
частью территории Российской Федерации.
В границы Приморского края включаются
административно-
Законодательство Приморского
края состоит из Устава Приморского
края, законов Приморского края,
иных нормативных правовых актов, принимаемых
Законодательным Собранием
Устав Приморского края обладает высшей юридической силой по отношению к законам и иным нормативным правовым актам Приморского края, принятым по предметам ведения Приморского края как субъекта Российской Федерации, имеет прямое действие и подлежит обязательному применению на всей территории края.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная власть в Приморском крае осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Система органов государственной власти Приморского края устанавливается им самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными федеральным законом.
Систему органов государственной власти Приморского края составляют:
1) Законодательное Собрание
Приморского края - постоянно действующий
высший и единственный
2) Администрация Приморского
края - высший исполнительный орган
государственной власти
3) иные органы исполнительной
власти Приморского края, формируемые
Администрацией Приморского
Высшим должностным лицом Приморского края является Губернатор Приморского края.
Порядок формирования, полномочия
и организация деятельности органов
законодательной и
Судебную власть в Приморском крае осуществляют органы правосудия, определенные федеральным законом. К судам Приморского края относятся мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции Приморского края. Полномочия, порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации", а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законом Приморского края.
Приморский край вправе самостоятельно заключать с другими субъектами Российской Федерации экономические и иные соглашения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Приморского края.
Административно-
Приморский край имеет свои флаг и герб. Символы Приморского края, их описание и порядок официального использования устанавливаются законами Приморского края. День официального опубликования Устава Приморского края – 25 октября – считается Днем Приморского края.
Приморский край имеет
свой исторически сложившийся
Законодательное Собрание Приморского края является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Приморского края. Законодательное Собрание Приморского края состоит из 40 депутатов, избираемых сроком на пять лет. 20 депутатов Законодательного Собрания Приморского края избираются на основе пропорциональной избирательной системы по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Приморского края. 20 депутатов Законодательного Собрания Приморского края избираются на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории Приморского края. С момента начала работы Законодательного Собрания Приморского края нового созыва полномочия Законодательного Собрания Приморского края прежнего созыва прекращаются. Законодательное Собрание Приморского края обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Смета расходов на содержание Законодательного Собрания Приморского края утверждается Законодательным Собранием Приморского края. Расходы на обеспечение деятельности Законодательного Собрания Приморского края предусматриваются в краевом бюджете отдельной строкой.
Законодательное Собрание Приморского края: принимает Устав Приморского края и поправки к нему; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Приморского края и предметам совместного ведения Российской Федерации и Приморского края в пределах полномочий Приморского края; осуществляет толкование Устава и законов Приморского края; осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Приморского края, исполнением краевого бюджета, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Приморского края, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Приморского края; осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Приморского края.
Законом Приморского края:
утверждаются краевой бюджет и отчет
о его исполнении, представленные
Губернатором Приморского края; в
пределах полномочий, определенных федеральным
законом, устанавливается порядок
проведения выборов в органы местного
самоуправления на территории Приморского
края; утверждаются программы социально-
Постановлением
Законодательное Собрание Приморского края избирает из своего состава председателя и его заместителя (заместителей), образует комитеты и комиссии. Председатель и его заместитель (заместители) ведут заседания и ведают внутренним распорядком Законодательного Собрания Приморского края.
Председатель является представителем Законодательного Собрания Приморского края и главным администратором, осуществляющим наем и руководство служащими Законодательного Собрания Приморского края, а также распорядителем средств краевого бюджета на обеспечение деятельности Законодательного Собрания Приморского края и (или) депутатов. Деятельность Законодательного Собрания Приморского края обеспечивает аппарат Законодательного Собрания Приморского края.
В целях осуществления контроля за исполнением краевого бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Законодательным Собранием Приморского края создается контрольно-счетная палата Законодательного Собрания Приморского края.
Губернатор Приморского края, осуществляя полномочия высшего должностного лица Приморского края: 1) представляет Приморский край в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Приморского края; 2) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Приморского края с иными органами государственной власти Приморского края и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Приморского края с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями; 3) определяет основные направления социально-экономической политики в Приморском крае; 4) участвует в законодательной деятельности, осуществляемой в Приморском крае; 5) формирует Администрацию Приморского края и принимает решение об ее отставке; 6) определяет структуру исполнительных органов государственной власти Приморского края в соответствии с настоящим Уставом и др.