Конституционно-правовые основы формирования и деятельности основ государственной власти в субъектах Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Многое еще не исследовано в сфере законодательной власти, особенно на субъектном уровне. Проблематика законотворчества органов представительной власти субъектов Российской Федерации представляется нам в связи с этим одной из наиболее актуальных на современном этапе реформирования российской государственности. Не всё ясно во взаимосвязях процессов законотворчества, как по вертикали - между Федеральным Собранием РФ и представительными органами субъектов Федерации, так и по горизонтали - между представительными органами хотя бы сопредельных субъектов Федерации.

Оглавление

Введение
1. Конституционно-правовые основы формирования и деятельности основ государственной власти в субъектах Российской Федерации
2. Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации
3. Принцип разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации
4. Особенности правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Реферат по КПР.docx

— 51.72 Кб (Скачать)

Губернатор Приморского  края: 1) участвует в работе Законодательного Собрания Приморского края с правом совещательного голоса; 2) обладает правом законодательной инициативы в Законодательном  Собрании Приморского края; 3) подписывает  или отклоняет законы Приморского  края; 4) представляет заключения на законопроекты  о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении  финансовых обязательств Приморского края, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств краевого бюджета. Участие в работе Законодательного Собрания Приморского края с правом совещательного голоса может осуществляться Губернатором Приморского края лично либо через полномочного представителя Губернатора Приморского края в Законодательном Собрании Приморского края.

Губернатор Приморского  края организует и возглавляет исполнительную власть Приморского края.

Систему органов исполнительной власти в Приморском крае составляют:

1) Администрация Приморского  края;

2) иные органы исполнительной  власти Приморского края, формируемые  Администрацией Приморского края.

Администрация Приморского  края является постоянно действующим  высшим исполнительным коллегиальным  органом государственной власти Приморского края и формируется  Губернатором Приморского края посредством  принятия соответствующего правового  акта. Администрация Приморского  края обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Администрация Приморского  края состоит из:

1) Губернатора Приморского  края - главы Администрации Приморского  края;

2) первых вице-губернаторов  Приморского края;

3) вице-губернаторов Приморского  края.

Распределение обязанностей между должностными лицами Администрации  Приморского края осуществляется правовым актом Губернатора Приморского  края. В целях обеспечения своей  деятельности Администрация Приморского  края создает аппарат Администрации  Приморского края.

Администрация Приморского  края обеспечивает исполнение Конституции  Российской Федерации, федеральных  законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных правовых актов Приморского края на территории Приморского края.

Администрация Приморского  края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Приморского края, участвует  в проведении единой государственной  политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и экологии.

Администрация Приморского  края: 1) осуществляет в пределах своих  полномочий меры по реализации, обеспечению  и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности  и общественного порядка, противодействию  терроризму и экстремизму, борьбе с  преступностью; 2) разрабатывает для  представления Губернатором Приморского  края в Законодательное Собрание Приморского края проект краевого бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития Приморского края; 3) обеспечивает исполнение краевого бюджета и готовит отчет о его исполнении и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Приморского края для представления их Губернатором Приморского края в Законодательное Собрание Приморского края и др.».

Разделение властей - не застывшее  состояние обособленных государственных  структур. Это работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных  правовых процедур, предусмотренных  и на случай конфликтных состояний[9].

В статье В.А. Черепанова говориться «принципы разделения государственной  власти Федерации и ее субъектов нуждаются в адекватной правовой форме для своего закрепления. Представляется, что такие принципы не могут устанавливаться одной стороной федеративных отношений – федеральным центром. Правила совместной игры должны определяться всеми участниками. В федеративном государстве стороны должны договориться, прийти к общему согласию по основам разделения государственной власти»[10]. 

 

4. Особенности  правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации  

 

В Федеральном законе «Об  общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» говориться, что «депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации  и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом.

Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным  законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации  пассивным избирательным правом.

Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании.

Статус депутата, срок его  полномочий, порядок подготовки и  проведения выборов регулируются настоящим  Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и  законами субъекта Российской Федерации.

Условия осуществления депутатом  депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или  без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.

В течение срока своих  полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности  Российской Федерации, иные государственные  должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной  службы, должности государственной  гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные  должности и должности муниципальной  службы, если иное не предусмотрено  федеральным законом.

Депутат, избранный в составе  списка кандидатов, допущенного к  распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, не вправе выйти  из фракции, в которой он состоит. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.

Депутат, избранный в составе  списка кандидатов политической партии, вступивший в политическую партию, которая имеет фракцию в законодательном (представительном) органе государственной  власти субъекта Российской Федерации, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.

Несоблюдение требований влечет за собой досрочное прекращение  депутатских полномочий.

В случае если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат  не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством  Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно  за счет средств иностранных государств, международных и иностранных  организаций, иностранных граждан  и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации  или законодательством Российской Федерации.

Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной  с осуществлением депутатских полномочий.

Утрата депутатом гражданства  Российской Федерации, приобретение им гражданства иностранного государства  либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего  право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, является основанием для досрочного прекращения депутатских  полномочий.

Депутат не вправе входить  в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов  иностранных некоммерческих неправительственных  организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации  или законодательством Российской Федерации.

В случае если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат  не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме  случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

В случае досрочного прекращения  депутатских полномочий замещение  образовавшегося вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" и  законом субъекта Российской Федерации.

Гарантии депутатской  деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных  мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных  транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих  ему документов, а также при  проведении оперативно-розыскных мероприятий  в занимаемых им жилом и служебном  помещениях применяется особый порядок  производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

Депутат не может быть привлечен  к уголовной или административной ответственности за высказанное  мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие  статусу депутата, в том числе  по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета  или иные нарушения, ответственность  за которые предусмотрена федеральным  законом.

Депутат вправе отказаться от дачи свидетельских показаний  по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему  известными в связи с осуществлением им своих полномочий».

 

Заключение 

 

Субъекты обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73). Конституционно-правовой статус РФ характеризуется и наличием единой правовой системы, включающей в себя федеральные нормативные правовые акты, субъектов Федерации, местных органов власти и органов местного самоуправления. Единство федеральной системы права обеспечивается верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории.

Правовой статус субъектов  РФ гарантируется Конституцией РФ, изменения гл. 3 – 8 которой возможны только с одобрения органов законодательной  власти не менее чем 2/3 субъектов  Федерации. Субъекты Федерации сами принимают конституции и уставы, законы, устанавливают свое наименование. Несмотря на закрепленный в Конституции  принцип равноправия всех субъектов, их правовой статус не во всем одинаков.

В Конституции РФ отсутствуют  нормы, прямо устанавливающие основания  для вмешательства в права  субъектов. Но есть положение, открывающее  возможность такого вмешательства.

Конкретными инструментами, способствующими разрешению конфликтов, являются согласительные процедуры, право  Президента приостанавливать действие актов исполнительной власти, противоречащих Конституции, федеральным законам  и указам, а также право вводить  чрезвычайное или военное положение  на всей или части территории РФ. Возможно применение и вооруженных  сил, если в каком-либо регионе возникает  угроза отделения, создаются незаконные вооруженные формирования (Чеченская  республика).

Принятие в РФ нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части. Образование в составе РФ нового субъекта –процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ и не связанная с принятием в РФ иностранного государства или его части.

Принятие и образование  в РФ нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ (ст. 65), международными (межгосударственными) договорами РФ, узаконены Федеральным  Конституционным Законом, а также  федеральными конституционными о принятии в РФ нового субъекта. Принятие и  образование осуществляется на добровольной основе. При этом должны соблюдаться  государственные интересы РФ, принципы федерализма, права и свободы  человека и гражданина, а также  учитываться сложившиеся исторически  хозяйственные и культурные связи  субъектов в РФ, их социально-экономические  возможности. В качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное  государство или его часть  по взаимному соглашению РФ и данного  иностранного государства, в соответствии с международным (межгосударственным) договором. В случае принятия РФ в  качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется  статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области. Образование в составе РФ нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Образование нового субъекта может повлечь за собой прекращение объединения субъектов РФ, территории которых подлежат объединению. Изменение наименования субъекта РФ не влечет за собой образование нового субъекта. Новое наименование субъекта РФ включается в текст Конституции РФ и устанавливается при переиздании текста Конституции РФ.

РФ по своей правовой природе  состоит из государственно-территориальных  образований, за которыми с момента  всенародного принятия Конституции  утвердилось название «Субъекты  Российской Федерации» (ст.5); впервые  закрепилась система всех видов  субъектного состава РФ (ст.5).

Информация о работе Конституционно-правовые основы формирования и деятельности основ государственной власти в субъектах Российской Федерации