Государственно-правовые основы социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:44, контрольная работа

Краткое описание

Каждый правовой документ, принятый в современной России, обязательно основывается на международных нормах, но, вместе с тем, обязательно имеет свои, присущие только нашему государству, особенности.

Оглавление

Введение
1. Содержание государственно-правовых основ социальной работы.
2. Основные направления государственно-правового регулирования социальной работы.
Заключение

Файлы: 1 файл

Соц. работа2.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

 

 

Историко-социологический  институт

 

 

 

Контрольная работа

 

По предмету:

«Введение в специальность»

на тему:

Государственно-правовые основы социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка I курса 101 группы

ИСИ спец. «Социальная работа»

Кривововичева Екатерина

Проверил: Савинов Л.Н.

 

 

 

Саранск, 2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

 

1. Содержание государственно-правовых основ социальной    работы.

 

2. Основные направления государственно-правового  регулирования социальной работы.

 

Заключение

 

                                                                                                                   Введение

 

Становление в нашей стране новой  профессии «социальный работник», развертывание широкой сети учреждений, оказывающих разностороннюю помощь пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями, семьям, детям, лишенным попечения родителей, и другим категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации обязательно должно базироваться на конкретных юридических нормах и законодательных актах, принятых как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Для систематизации знаний по социальной работе в России и, в частности, по социальному законодательству, необходимо подробно рассмотреть правовой инструментарий, которым пользовались и  в настоящее время пользуются российские специалисты в области социальной работы.

Социальная политика и социальная работа как средство ее реализации базируются на конституционно-правовых установлениях и гарантиях, провозглашенных  Основным законом Российской Федерации и конкретизированных в законах и других нормативно-правовых актах государства.

Данная работа ставит своей целью  краткое изложение и  характеристику правового инструментария в социальной сфере жизнедеятельности общества.

Одно из основных социально-экономических прав человека – право на социальное обеспечение. Оно закреплено в некоторых важных международных актах, в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН о правах ребенка, в документах всемирных форумов на высшем уровне по социальным проблемам.

Именно эти документы, а также  законодательные акты Российской Федерации, и будут кратко освещены в данной работе.

Каждый правовой документ, принятый в современной России, обязательно основывается на международных нормах, но, вместе с тем, обязательно имеет свои, присущие только нашему государству, особенности.

 

 

 

1.Содержание государственно-правовых  основ социальной работы

 

Социальная работа как наука, учебная  дисциплина и, в конечном итоге, профессия, впервые появилась в Европе. Соответственно, все первичные нормативно-правовые акты были разработаны именно там.

Международные нормы, которые касаются отношений в сфере социального  обеспечения, направлены на усовершенствование системы внутреннего национального права социального обеспечения.

Формами международно-правового регулирования  социального обеспечения являются конвенции и рекомендации различных  международных организаций, в первую очередь, Международной организации труда. Конвенции являются юридическими документами, которые имеют значение международного договора и вступают в силу при условии их ратификации не менее чем двумя государствами – членами организации. Конвенция приобретает юридическую силу с момента ратификации ее высшим органом государственной власти, когда данное государство берет на себя международно-правовые обязанности.

В России в настоящее время приоритеты международных норм над внутригосударственными закреплены в Конституции РФ (ст. 15, п. 4).

На современном международно-правовом регулировании социального обеспечения базируется и российское законодательство. Государственно-правовые основы социальной работы отражаются в Конституции РФ, а также в нормативно-правовых актах: федеральных законах, актах субъектов Российской Федерации, указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства, распоряжениях министерств и ведомств, а также актах местной власти.

Социальная политика и социальная работа как средство ее реализации базируется на конституционно-правовых установлениях и гарантиях, провозглашенных в Конституции РФ. Она наделена высшей юридической силой, а поэтому является основой текущего законодательства, в котором закреплены основы государственного и общественного устройства, важнейшие нормы, регулирующие общественные отношения. Особую значимость для осуществления социальной защиты и социальной работы имеет ст. 7 Конституции, в соответствии с которой Российская Федерация провозглашена социальным государством.

Социальным принято называть государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в духе принципа справедливости для обеспечения каждому гражданину достойного существования, стремиться к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и распределению жизненных тягот.

Социальный характер государства  предполагает обеспечение каждому  гражданину достойного его прожиточного минимума. Для этого каждый взрослый человек должен иметь возможность  зарабатывать на себя и  на содержание своей семьи. Если такая возможность по разным причинам оказывается нереализованной и жизненно важные потребности не могут быть удовлетворены надлежащим образом, тогда государство, оказывает помощь. В этой связи социальное государство, как правило, предусматривает право на труд. Однако, в Конституции РФ (ст. 37) содержится лишь право «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

В Конституции Российской Федерации  закреплены права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право выбирать профессию и род занятий; право на защиту от безработицы; право на отдых; право на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; право на социальное обеспечение; право на образование; право на государственную защиту семьи.

Укрепление социального потенциала семьи, усиление ее активности во всех сферах общественной жизни, укрепление брачно-семейных отношений – все это имеет самое непосредственное отношение как к социальному развитию страны в целом, так и к организации и содержанию социальной работы в частности. Семья, материнство, отцовство и детство должны находиться под защитой общества и государства и в правовом, и в социальном плане. Вот почему в случаях, когда возможность удовлетворения насущных, жизненно необходимых потребностей превышает силы людей. Государство несет ответственность за доступность для таких семей жизненных благ (продовольствие, жилье, транспорт) и оказывает им социальную помощь.

Одна из важнейших задач социального  государства – обеспечение в  обществе социального равенства  его членов, которое относится к важнейшим благам общественной жизни, важнейшим демократическим признакам общественного строя.

В ст. 39 Основного закона РФ говорится  о том, что каждому гражданину «гарантируется социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Данная статья закрепляет за государством обязанность оказывать социальную поддержку гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Для осуществления своих функций в этой области государство создало систему социальной защиты населения, которая включает в себя выплату пенсий, компенсаций, оказание медицинской и других социальных услуг, руководит созданием финансовой базы и организационных структур, которые необходимы для реализации права каждого гражданина нашей страны на социальное обеспечение.

Известно, что по своей природе  люди не могут быть равными: одни физически  или духовно сильные, другие слабее, одни старше. Другие моложе и т.д. Однако социальное равенство как одно из важнейших проявлений справедливости общественного строя вполне достижимо путем установления равенства общественного положения личности, которое определяется ее правами, свободами и обязанностями, закрепленными в нормах морали, правилах общежития, правовых актах.

Права, свободы и обязанности, закрепленные в нормах права, обеспечиваются не только силой общественного мнения, общественным действием, но и силой принуждения  правоохранительных органов государства. В целом же права, свободы и  обязанности граждан регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти или другими компетентными органами.

Непосредственным выражением социального  равенства личности, ее общественного  положения является идентичность правового статуса граждан. Правовой статус – это правовое положение личности в обществе, определяемое  системой равных прав и обязанностей каждого гражданина, установленных законодательством государства. Граждане Российской Федерации равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Правовой статус гражданина РФ проявляется  посредством равных для всех граждан субъективных прав и юридических обязанностей, установленных Конституцией и другими законами.

Субъективное право – это вид и мера возможного поведения правомочного лица.

Юридическая обязанность – это вид и мера должного поведения обязанного лица. Соотношение субъективных прав и обязанностей личности образует юридическую меру ее свободы. Права и обязанности не могут противопоставляться, так как свобода невозможна без ограничений. Свобода одной личности ограничена свободой другой личности, поэтому общественная жизнь предполагает всегда единство и сочетание прав и обязанностей граждан.

Правовой статус человека определяется его гражданством, возможностью оказывать  влияние на решение государственных  дел, участвовать в осуществлении государственной власти, защищать и отстаивать свои интересы.

Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с определенным государством. Порядок приобретения гражданства и его основания определяются российским законодательством. Государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за его пределами.

Зафиксированные в Конституции права, свободы  и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для  организации и проведения социальной работы с населением, различными слоями и группами. При этом следует учитывать, что в правовой статус входит конституционное право граждан на защиту своих субъективных прав и законных интересов, в реализации которого важную роль играют специалисты социальной работы. Но специалисты в области социальной работы, реализуя функции социальной защиты населения, имеют дело не только и не столько с конституционными правами и обязанностями граждан, которые являются общими и равными для всех, сколько с субъективными правами и обязанностями, проявляющимися в конкретных общественных отношениях. Последние демонстрируют различные фактические правовые связи людей при равенстве социальных и правовых возможностей, поскольку всегда индивидуализированы, персонифицированы и обусловлены конкретной жизненной ситуацией.

Социальное равенство, равноправие еще не есть фактическое, полное равенство в силу естественного различия между индивидами. Вот почему Основной Закон и другие законы предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан, основное назначение которых состоит в обеспечении социальной справедливости в общественной жизни.

Льготы – это преимущества, устанавливаемые законом в виде дополнительных прав по сравнению с другими или освобождения от определенных обязанностей. Например, Конституция предусматривает меры по охране труда и здоровья женщин, созданию условий, позволяющих сочетать труд женщин с материнством; правовую защиту, материальную и моральную поддержку материнству и детству и многие другие.

Использование гражданами своих прав и укрепление гарантий прав и свобод граждан во многом обусловлено четкостью функционирования социальных служб, вкладом каждого социального работника в выполнение своего гражданского и профессионального долга.

Большое место в социальной работе занимает помощь в реализации дополнительных прав или льгот, предоставляемых законодательством отдельным категориям граждан.

Информация о работе Государственно-правовые основы социальной работы