Гражданское право в вопросах и ответах

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:52, шпаргалка

Краткое описание

Поставленные в учебном пособии вопросы, основываются на вопросах, которые обычно содержатся в экзаменационных билетах по гражданскому праву. На эти вопросы даны краткие ответы, которые ни в коей мере не могут полностью заменить учебники и конспекты лекций, однако имеют ряд практических преимуществ по сравнению с последними. В частности, в них в концентрированной форме изложен наиболее важный теоретический материал, знание которого необходимо для успешной сдачи экзамена. Изучение этого материала непосредственно перед экзаменом позволяет воспроизвести в голове схему ответа, на которую нанизывается материал, почерпнутый из других учебников и конспектов лекций.

Файлы: 1 файл

Гражданское право в вопросах и ответах.doc

— 1.20 Мб (Скачать)

 Как правило, договор перевозки является публичным договором, поскольку в силу закона, иных правовых актов, а также из лицензии на перевозку вытекает обязанность перевозчика осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица (ст. 789, 426 ГК). Перечень организаций, осуществляющих перевозки для любого обратившегося за услугами (ГК называет такой транспорт "транспортом общего пользования"), публикуется в установленном порядке (п. 1 ст. 789 ГК).

 В качестве перевозчика  может также выступать и индивидуальный предприниматель, получивший в установленном порядке лицензию на право осуществления данного вида деятельности.

 При этом по смыслу  ст. 789 ГК оказываемые им услуги  оформляются договором перевозки,  не относящимся к публичным  договорам.

 Иногда отправитель одновременно выступает в качестве получателя. Например, при перевозках грузов одного производственного подразделения другому в рамках одного предприятия отправителем и получателем является одно юридическое лицо. Но чаще всего в качестве получателя выступает лицо, не участвовавшее в заключении договора перевозки, но приобретающее в силу обязательства по перевозке не только права, но и обязанности.

 

 Устав железнодорожного  транспорта Российской Федерации

 Воздушный кодекс  Российской Федерации.

 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации

 

 37. Особенности отдельных видов договора перевозки груза.

 Договоры перевозки  груза классифицируются прежде  всего в зависимости от вида  транспорта, с помощью которого  осуществляется перевозка. (железнодорожная, морская, автомобильная, перевозка внутренним водным транспортом). Каждый из этих договоров имеет свои особенности, связанные с его оформлением, размера ответственности и т.д., которые отражены в соответствующих транспортных уставах и кодексах.

 Определенными особенностями обладает договор, заключаемый на условиях предоставления для перевозки строго определенного суда (или его части) - воздушного или морского (договор фрахтования или договор чартера). Это - консенсуальный договор и считается он заключенным с момента достижения соглашения по его существенным условиям: о наименовании судна, о том все или часть судна фрахтуется, количестве груза, , месте погрузки, размере фрахта (плате за перевозку), месте направления судна. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

 Различают также  перевозку груза в прямом смешанном  сообщении, когда груз перевозится  несколькими транспортными организациями  по единому транспортному документу и комбинированные перевозки, при которых груз перевозится различными видами транспорта. Взаимоотношения между транспортными организациями должны строиться на основании соответствующего соглашения.

 

 38. Договор буксировки

 По договору буксировки  одна сторона - буксировщик - обязуется за вознаграждение буксировать (тянуть или толкать) плот, судно или иной плавучий объект на определенное расстояние либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта, а другая сторона -владелец буксируемого судна - обязуется оплатить буксировку.

 Различают договор  морской и речной буксировки, предусмотренные в соответствующих  транспортных кодексах.

 Объектом данного  договора является судно, плот, другой плавучий объект: плавучий кран, плавучий док.

 Форма договора  может быть различной. Договор  морской буксировки может заключаться  в устной форме, однако соглашение  о возложении обязанностей по  управлению буксировкой на капитана  буксирующего судна должно быть заключено в письменной форме.

 На внутреннем водном  транспорте экипаж судна подчиняется  капитану буксирующего судна  (ст. 89 КВВТ), при морской буксировке  вопрос об управлении решается  по соглашению сторон (ст. 229, 230 КТМ)

 Распределение обязанностей по управлению определяет ответственность сторон за ущерб, причиненный буксируемому судну или иному плавучему объекту либо находящимся на них людям или имуществу. Если управляет капитан буксирующего судна, то ответственность несет буксировщик, если не докаже6т отсутствие вины, если управляет капитан буксируемого судна, то ответственность несет владелец буксируемого судна, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

 

 Кодекс Внутреннего  Водного транспорта Российской  Федерации

 Кодекс Торгового Мореплавания Российской Федерации

 

 39. Ответственность перевозчика груза.

 Перевозчик отвечает  за сохранность груза после  принятия его к перевозке и  до его выдачи покупателю. В  ст. 796 ГК говорится, что имеется  в виду под несохранностью. Это  - утрата, недостача, повреждение или порча груза. Под утратой понимается невозможность его выдачи получателю в течение установленных сроков. Недостача груза предполагает частичную утрату груза. Под порчей груза понимается изменение его качества вследствие изменения химических свойств. Повреждение - изменение физических свойств груза.

 Перевозчик для  того, чтобы быть освобожденным  от ответственности должен доказать  отсутствие своей вины. Транспортные  уставы и кодексы предусматривают  примерный перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за несохранность груза при условии, если он докажет наличие этих обстоятельств и причинную связь между ними и несохранностью груза. Такими обстоятельствами являются: вина грузоотправителя или получателя, недостатки груза или упаковки, которые перевозчик не мог заметить по наружному виду при приеме груза к перевозке; особые естественные свойства груза, сдача груза по перевозке без указания их естественных свойств, требующих особых условий или мер предосторожности при их перевозке или хранении, сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленные нормы. Указанный перечень не является исчерпывающим и перевозчик может быт освобожден от ответственности при наличии других обстоятельств.

 При морских перевозках вина перевозчика не всегда влечет его ответственность. Так, в соответствии со ст. 167 Кодекса торгового мореплавания перевозчик не отвечает за несохранность груза, если докажет, что его утрата, недостача или повреждение произошли вследствие действий или упущений капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном (навигационнная ошибка).

 В соответствии  со ст. 796 ГК перевозчик несет  ответственность за несохранность  груза, если не докажет, что  утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. При наличии таких обстоятельств опровергается презумпция виновности перевозчика. На железнодорожном транспорте такими обстоятельствами являются прибытие груза в исправном вагоне, контейнере с исправными запоропломбировочными устройствами или при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза, несохранность груза вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом железнодорожном подвижном составе и др.

 Ответственность перевозчика  за сохранность груза является  ограниченной. Ограниченный характер  ответственности заключается в  том, что не все виды убытков  возмещаются. Так, в соответствии с п. 2 ст. 796 ГК в случае утраты или повреждения груза ущерб возмещается в размере стоимости утраченного или недостающего груза, в случае повреждения или порчи груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере его стоимости, в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его стоимости в размере объявленной стоимости груза.

 

 39. Общая и частная авария

 Общая авария - особая  форма распределения убытков,  понесенных вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований в целях общей безопасности, сохранения от общей опасности имущества: судна, груза и т.п.

 Институт общей  аварии регламентируется главой 16 КТМ и главой 17 КВВТ.

 Пример возникновения таких убытков при морской перевозки грузов: часть груза или принадлежностей судна выбрасывается за борт, чтобы уменьшить вес судна. Смысл этих действий в том, чтобы, пожертвовав частью, спасти большее - само судно и основной груз.

 По заявлению заинтересованных лиц составляется документ, устанавливающий наличие общей аварии и расчет по ее распределению - диспаша. Он составляется специалистами в области морского права -диспашерами.

 Сторона, требующая  распределения общей аварии, обязана  доказать, что заявленные убытки действительно должны быть признаны общей аварией.

 Лицо, интересы которого  могут быть затронуты составлением  диспаши, подает диспашеру заявление  в письменной форме о потерях  или расходах, возмещения которых  оно требует, в течение двенадцати месяцев со дня окончания общего морского предприятия.

 В случае, если такое  заявление не подано или в  течение двенадцати месяцев после  запроса о таком заявлении  лицо не представит доказательства  в целях обоснования заявленного  требования либо данные о стоимости имущества, диспашер вправе составлять диспашу на основе имеющейся у него информации; при этом диспаша может оспариваться только на том основании, что она является явно неправильной.

 Частная авария - убытки, не подпадающие под признаки  общей аварии, то есть не понесенные намеренно, разумно, в целях общей безопасности. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом, и их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение.

 Кроме того, не признаются общей аварией даже при наличии ее признаков следующие убытки:

1) стоимость выброшенного  за борт груза, перевозившегося  на судне с нарушением правил  и обычаев торгового мореплавания;

2) убытки, причиненные  в связи с тушением пожара  на судне вследствие воздействия дыма или нагревания;

3) убытки, причиненные  обрубанием обломков или частей  судна, ранее снесенных или  фактически утраченных вследствие  морской опасности;

4) убытки, причиненные  форсированием работы двигателей  либо иной работой двигателей, других машин или котлов судна, находившегося на плаву;

5) любые убытки или  потери, понесенные судном или  грузом вследствие увеличения  продолжительности рейса (убытки  от простоя, изменения цен и  другие).

 

 40. Договор перевозки пассажира и багажа.

 По договору перевозки пассажира и багажа одна сторона перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а другая сторона обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

 Договор перевозки  пассажира и багажа - это возмездный, двустороннеобязывющий, консенсуальный.

 Договор заключается  либо устно при предварительной  продаже либо путем конклюдентных действий (подача городского транспорта к остановке, посадка пассажиров в транспорт). Выдаваемый пассажиру билет является лишь доказательством заключения договора в устной форме.

 Пассажир имеет  право перевозить с собой детей  бесплатно (не старше 5 лет - на железнодорожном транспорте, морском, внутренневодном и автомобильном, не старше 2 лет - на воздушном) или с оплатой пор льготному тарифу (от 5 до 10 лет - на железнодорожном, морском, внутреннем водном транспорте, от 2-12 лет - на воздушном транспорте. Кроме того, пассажир имеет право провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм и сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

 В отдельных транспортных  уставах и кодексах предусмотрены  дополнительные права. Так, в  соответствии со ст. 83 УЖТ, пассажир имеет право делать остановку в пути следования с продолжением срока действия билета, продлевать срок его действия в случае болезни, выезжать поездом, отходящим ранее того, на который приобретен билет, возобновить действие билета в случае опоздания на поезд, отказаться от поездки и возвратить билет, прекратить поездку в пути следования и т.д.

 Обязанности пассажира  сводятся к внесению платы  за проезд, соблюдению общественного  порядка, правил пользования транспортными  средствами и транспортным помещениями, бережному отношению к имуществу транспортной организации.

 

 41. Договор об организации перевозок. Договор транспортной экспедиции.

 Перевозчик и грузовладелец  при необходимости осуществления  систематических перевозок груза  и при наличии между ними устойчивых связей могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По этому договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозок грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

 По договору транспортной  экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договор - консенсуальный, возмездный, двустороннеобязывающий. Предмет договора - юридические и фактические действия. В качестве сторон (клиента и экспедитора) могут выступать как граждане, так и юридические лица.

 Форма договора - простая  письменная. Экспедитор по общему  правилу должен выполнить свои обязанности сам, однако в договоре может быть предусмотрена обязанность организовать выполнение экспедиционных услуг. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (в тех случаях, когда экспедитор действует от имени своего клиента).

 Основной обязанностью  экспедитора по договору являются  действия, связанные с отправкой  груза и получением его от  клиента. Экспедитор также может  принять обязанности, которые  обычно выполняет поставщик или покупатель при экспортно-импортных операциях: получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных формальностей, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза.

Информация о работе Гражданское право в вопросах и ответах