Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:52, шпаргалка
Поставленные в учебном пособии вопросы, основываются на вопросах, которые обычно содержатся в экзаменационных билетах по гражданскому праву. На эти вопросы даны краткие ответы, которые ни в коей мере не могут полностью заменить учебники и конспекты лекций, однако имеют ряд практических преимуществ по сравнению с последними. В частности, в них в концентрированной форме изложен наиболее важный теоретический материал, знание которого необходимо для успешной сдачи экзамена. Изучение этого материала непосредственно перед экзаменом позволяет воспроизвести в голове схему ответа, на которую нанизывается материал, почерпнутый из других учебников и конспектов лекций.
Как правило, договор перевозки является публичным договором, поскольку в силу закона, иных правовых актов, а также из лицензии на перевозку вытекает обязанность перевозчика осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица (ст. 789, 426 ГК). Перечень организаций, осуществляющих перевозки для любого обратившегося за услугами (ГК называет такой транспорт "транспортом общего пользования"), публикуется в установленном порядке (п. 1 ст. 789 ГК).
В качестве перевозчика
может также выступать и индиви
При этом по смыслу
ст. 789 ГК оказываемые им услуги
оформляются договором
Иногда отправитель одновременно выступает в качестве получателя. Например, при перевозках грузов одного производственного подразделения другому в рамках одного предприятия отправителем и получателем является одно юридическое лицо. Но чаще всего в качестве получателя выступает лицо, не участвовавшее в заключении договора перевозки, но приобретающее в силу обязательства по перевозке не только права, но и обязанности.
Устав железнодорожного
транспорта Российской
Воздушный кодекс Российской Федерации.
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации
37. Особенности отдельных видов договора перевозки груза.
Договоры перевозки груза классифицируются прежде всего в зависимости от вида транспорта, с помощью которого осуществляется перевозка. (железнодорожная, морская, автомобильная, перевозка внутренним водным транспортом). Каждый из этих договоров имеет свои особенности, связанные с его оформлением, размера ответственности и т.д., которые отражены в соответствующих транспортных уставах и кодексах.
Определенными особенностями обладает договор, заключаемый на условиях предоставления для перевозки строго определенного суда (или его части) - воздушного или морского (договор фрахтования или договор чартера). Это - консенсуальный договор и считается он заключенным с момента достижения соглашения по его существенным условиям: о наименовании судна, о том все или часть судна фрахтуется, количестве груза, , месте погрузки, размере фрахта (плате за перевозку), месте направления судна. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.
Различают также
перевозку груза в прямом
38. Договор буксировки
По договору буксировки одна сторона - буксировщик - обязуется за вознаграждение буксировать (тянуть или толкать) плот, судно или иной плавучий объект на определенное расстояние либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта, а другая сторона -владелец буксируемого судна - обязуется оплатить буксировку.
Различают договор
морской и речной буксировки,
предусмотренные в
Объектом данного договора является судно, плот, другой плавучий объект: плавучий кран, плавучий док.
Форма договора
может быть различной. Договор
морской буксировки может
На внутреннем водном
транспорте экипаж судна
Распределение обязанностей по управлению определяет ответственность сторон за ущерб, причиненный буксируемому судну или иному плавучему объекту либо находящимся на них людям или имуществу. Если управляет капитан буксирующего судна, то ответственность несет буксировщик, если не докаже6т отсутствие вины, если управляет капитан буксируемого судна, то ответственность несет владелец буксируемого судна, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.
Кодекс Внутреннего Водного транспорта Российской Федерации
Кодекс Торгового Мореплавания Российской Федерации
39. Ответственность перевозчика груза.
Перевозчик отвечает за сохранность груза после принятия его к перевозке и до его выдачи покупателю. В ст. 796 ГК говорится, что имеется в виду под несохранностью. Это - утрата, недостача, повреждение или порча груза. Под утратой понимается невозможность его выдачи получателю в течение установленных сроков. Недостача груза предполагает частичную утрату груза. Под порчей груза понимается изменение его качества вследствие изменения химических свойств. Повреждение - изменение физических свойств груза.
Перевозчик для
того, чтобы быть освобожденным
от ответственности должен
При морских перевозках вина перевозчика не всегда влечет его ответственность. Так, в соответствии со ст. 167 Кодекса торгового мореплавания перевозчик не отвечает за несохранность груза, если докажет, что его утрата, недостача или повреждение произошли вследствие действий или упущений капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном (навигационнная ошибка).
В соответствии
со ст. 796 ГК перевозчик несет
ответственность за
Ответственность перевозчика
за сохранность груза является
ограниченной. Ограниченный характер
ответственности заключается в
том, что не все виды убытков
возмещаются. Так, в соответств
39. Общая и частная авария
Общая авария - особая форма распределения убытков, понесенных вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований в целях общей безопасности, сохранения от общей опасности имущества: судна, груза и т.п.
Институт общей аварии регламентируется главой 16 КТМ и главой 17 КВВТ.
Пример возникновения таких убытков при морской перевозки грузов: часть груза или принадлежностей судна выбрасывается за борт, чтобы уменьшить вес судна. Смысл этих действий в том, чтобы, пожертвовав частью, спасти большее - само судно и основной груз.
По заявлению заинтересованных лиц составляется документ, устанавливающий наличие общей аварии и расчет по ее распределению - диспаша. Он составляется специалистами в области морского права -диспашерами.
Сторона, требующая распределения общей аварии, обязана доказать, что заявленные убытки действительно должны быть признаны общей аварией.
Лицо, интересы которого
могут быть затронуты
В случае, если такое
заявление не подано или в
течение двенадцати месяцев
Частная авария - убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, то есть не понесенные намеренно, разумно, в целях общей безопасности. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом, и их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение.
Кроме того, не признаются общей аварией даже при наличии ее признаков следующие убытки:
1) стоимость выброшенного
за борт груза,
2) убытки, причиненные в связи с тушением пожара на судне вследствие воздействия дыма или нагревания;
3) убытки, причиненные
обрубанием обломков или
4) убытки, причиненные
форсированием работы
5) любые убытки или
потери, понесенные судном или
грузом вследствие увеличения
продолжительности рейса (
40. Договор перевозки пассажира и багажа.
По договору перевозки пассажира и багажа одна сторона перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а другая сторона обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Договор перевозки
пассажира и багажа - это возмездный,
двустороннеобязывющий,
Договор заключается
либо устно при
Пассажир имеет
право перевозить с собой
В отдельных транспортных
уставах и кодексах
Обязанности пассажира
сводятся к внесению платы
за проезд, соблюдению общественного
порядка, правил пользования
41. Договор об организации перевозок. Договор транспортной экспедиции.
Перевозчик и грузовладелец
при необходимости
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договор - консенсуальный, возмездный, двустороннеобязывающий. Предмет договора - юридические и фактические действия. В качестве сторон (клиента и экспедитора) могут выступать как граждане, так и юридические лица.
Форма договора - простая письменная. Экспедитор по общему правилу должен выполнить свои обязанности сам, однако в договоре может быть предусмотрена обязанность организовать выполнение экспедиционных услуг. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (в тех случаях, когда экспедитор действует от имени своего клиента).
Основной обязанностью
экспедитора по договору