Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:12, курсовая работа
Кроме того нельзя забывать что именно государственный служащий является лицом государственной службы, которая в свою очередь является инструментом управления, главным рычагом механизма функционирования государства в целом, является главным представителем воли государства. Поэтому целью моей работы является рассмотрение правового регулирования труда государственных служащих.
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим элементом экономической и политической системы является государственный аппарат, который оказывает серьезное влияние на функционирование всех ветвей государственной власти, на все сферы общественной жизни. Государственный аппарат без персонала представляет собой безжизненные структуры. Таким персоналом являются государственные служащие. Определение их правового статуса как носителей части полномочий органов государственной власти является основополагающим для деятельности всего государственного аппарата России. Применение труда государственных служащих представляет собой пример особых «служебных» отношений, сущность которых заключается в «служении» государству в целом. В советский период истории России правовой статус большинства государственных служащих (за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и некоторых других) ничем не отличался от правового статуса наемных работников организаций бюджетной сферы (врачей, учителей и т.д.) и регулировался общими для всех них нормами законодательства о труде.
Государственная служба отличается от других видов службы своим публичным характером и тем, что она регулируется в основном административным, а не трудовым правом. Отношения служащего с государственным органом возникают в связи с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением. Такие «отношения являются трудовыми и регулируются нормами трудового права, закрепленными в законе о государственной службе». То есть государственный служащий является субъектом трудового права- участником трудовых и иных, непосредственно связанных с ним отношений.
Кроме того нельзя забывать что именно государственный служащий является лицом государственной службы, которая в свою очередь является инструментом управления, главным рычагом механизма функционирования государства в целом, является главным представителем воли государства. Поэтому целью моей работы является рассмотрение правового регулирования труда государственных служащих. Значение правового регулирования в этой области общественных отношений видится в обеспечении возможности реализации прав и обязанностей государственных служащих с целью повышения эффективности государственного управления, эффективности осуществления функций государства, а также с целью гарантировать защиту прав и законных интересов лиц, занимающих государственные должности государственной службы.
1. Государственная служба и государственный служащий. Виды государственной службы
В соответствии с законодательством
РФ, а именно с Федеральным законом
"О системе государственной
службы Российской Федерации" от 27.05.2003
N 58-ФЗ государственной службой
Государственные служащие – граждане РФ являющиеся служащими федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются государственными служащими Российской Федерации ( ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации от 31 июля 1995 года).
Государственная служба органично связана с органами государственной власти, которые реализуют через государственных служащих свои функции.
Под деятельностью государственного служащего понимается профессиональная деятельность, предполагающая наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации. За подготавливаемые и принятые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей государственные служащие несут юридическую ответственность.
Под системой государственной службы понимают организацию государственной службы. Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
− государственная гражданская служба;
− военная служба;
− правоохранительная служба.
Государственная гражданская
служба подразделяется на федеральную
государственную гражданскую
Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а её организация – в ведении субъекта Российской Федерации. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Федеральная государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
К федеральной государственной службе относятся: государственная гражданская служба, военная служба и служба в правоохранительных органах.
Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Данный вид службы подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу в субъектах Федерации.
Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.
Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
1.1 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Принципы государственной службы отражены в ФЗ « Об основах государственной службы Российской Федерации». В соответствии с буквой закона государственная служба основана на принципах:
В числе принципов
Государственная служба РФ осуществляется в аппаратах органов государственной власти, реализующих от имени государства его цели и функции, отнесенные актами законодательства РФ и субъектов РФ к их компетенции.
Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.
1.2 Должности государственной службы
Государственная должность
– должность в федеральных
органах государственной
Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации ( ст.8 Федерально закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ).
Должности государственной службы подразделяются на:
-должности федеральной государственной гражданской службы;
-должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
-воинские должности;
-должности правоохранительной службы.
В целом выделяются два вида или типа федеральных государственных органов: органы ведающие вопросами федерального значения; второй- органы имеющие полномочия ведения вопросов совместного ведения РФ и ее субъектов.
предусмотрены квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы предусмотрены квалификационные требования, они устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В число данных требований входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыками, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к стажу службы или стажу работы по специальности для федеральных государственных служащих устанавливается указом Президента РФ, для служащих субъекта- законом субъекта РФ.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задачи и функций и включаются в должностной регламент служащего.
Стаж (общая продолжительность)
государственной службы определяется
в соответствии с федеральными законами
о видах государственной
Персональные данные государственных
служащих, сведения об их профессиональной
служебной деятельности и о стаже
(об общей продолжительности) государственной
службы вносятся в личные дела и
документы учета
Форма и порядок ведения, учета и хранения документов, подтверждающих профессиональную служебную деятельность государственных служащих, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Правовой статус и правовое положение государственного служащего
Правовой статус государственного служащего – это установленная Конституцией РФ, федеральными и региональными законами совокупность полномочий – прав и обязанностей, ограничений и запретов, связанных с государственной службой, требований к служебному поведению, а также ответственности и государственных социальных гарантий.
Информация о работе Государственная служба и государственный служащий. Виды государственной службы