Государственная регистрация прав и сделок с недвижимостью: проблемы правоприменения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является подробное рассмотрение института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, его понятий, участников, а также сам порядок государственной регистрации и проблемы, возникающие при регистрации прав и сделок с недвижимостью. В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены для решения следующие задачи:
1. раскрыть понятие государственной регистрации и единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2. рассмотреть порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Файлы: 1 файл

гражданка.doc

— 308.50 Кб (Скачать)
      • определение суда об обеспечении иска (ст.134);
  • постановление (определение) должностных лиц, которым предоставлено право принесения протеста в порядке надзора, о приостановлении исполнения соответствующих решений (определений, постановлений) судов (ст.323);
  • определение суда о приостановлении исполнительного производства (ст.361, 362), - а АПК РФ к подобным судебным актам относит:
  1. определение арбитражного суда об обеспечении иска (ст.76);
  1. определение арбитражного суда кассационной инстанции о приостановлении исполнения решений, постановлений, принятых в первой и апелляционной инстанциях (ст.170);
  2. определение должностных лиц Высшего Арбитражного Суда, имеющих право приносить протесты в порядке надзора, о приостановлении исполнения соответствующих судебных актов (ст.182);
  3. определение арбитражного суда о приостановлении исполнительного производства (п.1 ст.24 Закона «Об исполнительном производстве»).

Суд после принятия одного из вышеуказанных актов обязан направить его копию в учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Приостановление регистрации по данному основанию является обязательным и оформляется соответствующим письменным решением регистратора, о чём делается отметка в книге учета документов.

Закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (ст.21) предусмотрела специальные основания для приостановления государственной регистрации - «отложение государственной регистрации ипотеки». К ним относятся:

  • непредставление каких-либо документов, являющихся необходимыми для регистрации ипотеки в силу пп.2 и 3 ст.20 Закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
  • несоответствие договора об ипотеке, закладной или приложенных к ним документов требованиям законодательства (отсутствие нотариальной формы договора об ипотеке и т.п.);
  • необходимость проверки подлинности представленных документов, если у регистратора возникли сомнения;
  • наличие судебного спора по поводу прав на имущество, являющееся предметом ипотеки, либо по поводу обращения взыскания на это имущество [17; 161-162].

 Согласно п.1 ст.19 Закона о государственной регистрации, при возникновении у регистратора прав сомнений в наличии оснований для государственной регистрации в течение месяца он обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений, известив об этом заявителя, который, в свою очередь, вправе предоставить дополнительные доказательства наличия у него оснований для государственной регистрации.

На практике бывает, что заявитель не успевает в течение месяца предоставить необходимые документы. В таком случае он пишет заявление о приостановлении государственной регистрации «в связи с необходимостью предоставления недостающих документов», удовлетворяемое регистратором В данном случае имеется еще одна разновидность второго из вышеупомянутых оснований приостановления государственной регистрации.

Ст.20 Закона о государственной  регистрации предусмотрен ряд оснований для отказа в государственной регистрации. Но, прежде всего, следует помнить, что отказ в регистрации и возвращение документов заявителю – это разные понятия.

Отказ в регистрации  связан с отсутствием права на регистрацию. Основной же причиной для возвращения документов заявителю является непредставление либо неполное представление документов, необходимых для государственной регистрации. Еще одной причиной для возвращения документов может послужить представление на государственную регистрацию документов, не соответствующих требованиям п.3 ст.18 Закона о государственной регистрации.

Исключение из этого правила представляет собой случай неполного представления документов для регистрации ипотеки. В этом случае, согласно ст.21 Закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», документы не возвращаются, а регистрация просто откладывается до представления недостающих документов в срок не более одного месяца.

Итак, п.1 ст.20 Закона о государственной регистрации закрепляет семь оснований для отказа в государственной регистрации, перечень которых является исчерпывающим.

  1. Если право на объект, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации – например, договор аренды не подлежит государственной регистрации только в случае, если он заключен на срок менее года и др.
  2. Если с заявлением о государственной регистрации обратилось ненадлежащее лицо, то есть лицо, которому регистрируемое право не принадлежит или которое не является стороной регистрируемой сделки – например, не подлежит государственной регистрации договор дарения недвижимости, подписанный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет, поскольку действия по заключению данного договора и его государственной регистрации могут совершать только его родители, усыновители или опекуны.
  3. Если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства – например, если в договоре купли-продажи недвижимости не содержится условие о цене, являющееся для данного вида договора существенными.
  4. Если акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество, признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания.
  5. Если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимости – например, если государственное унитарное предприятие заключает договор продажи какого-либо объекта недвижимости без согласие собственника.
  6. Если лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий – например, если лицо, заключившее договор купли-продажи жилья, не указало список лиц, сохраняющих права на пользование данным жилым помещением.
  7. Если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества – например, если лицо, заключившее договор купли-продажи всего объекта недвижимости, предоставляет правоустанавливающий документ (свидетельство о праве на наследство), в котором указано, что оно имеет право только на часть этого объекта.

Решение об отказе в регистрации  должно быть принято в письменной форме с указанием мотивов для отказа, в общий месячный срок, либо в течение срока приостановления государственной регистрации. Копия данного решения должна быть помещена в дело правоустанавливающих документов. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

После внесения в ЕГРП записей о правах на недвижимое имущество правообладателю, арендатору или залогодержателю выдается свидетельство о государственной регистрации. Согласно Правилам ведения ЕГРП, в свидетельстве указываются в следующем порядке:

  • наименование учреждения юстиции по регистрации прав, выдавшего свидетельство;
  • дата выдачи свидетельства;
  • реквизиты документов, на основании которых зарегистрировано право;
  • данные о субъектах права (указаны в подразделе II ЕГРП);
  • вид зарегистрированного права;
  • описание объекта права, его адрес (местонахождение) и кадастровый или условный номер;
  • существующее ограничения (обременения) права;
  • дата и номер регистрации;
  • фамилия, имя, отчество регистратора.

Обязательным реквизитами свидетельства являются также подпись регистратора и печать учреждения юстиции. Свидетельства оформляются на бланках строгой отчетности, имеющих степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя. Проведение государственной регистрации договоров и иных сделок в отношении недвижимости удостоверяется специальной регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки.

Выдача свидетельств о государственной регистрации, а также подлинников правоустанавливающих и других подлежащих выдаче правообладателю, арендатору или залогодержателю документов производится в случае обращения субъекта права по истечении месячного срока в учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Она производится на основании предъявленной расписки в получении документов на государственную регистрацию, выдаваемой при представлении документов на государственную регистрацию заявителю. Также при выдаче свидетельства о государственной регистрации правообладатель – физическое лицо – обязан предъявить документ, удостоверяющий личность, если же свидетельство получает уполномоченное правообладателем лицо - надлежащим образом оформленную доверенность.

Представитель юридического лица-правообладателя предъявляет, помимо документа, удостоверяющего личность, документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица. Информация о том, что правообладатель получил документ о зарегистрированном праве или сделке, заносится в книгу учета выданных свидетельств.

 

2.2. Предоставление информации о зарегистрированных правах и сделках с недвижимым имуществом.

В ст.7 Закона о государственной  регистрации закреплен один из принципов государственной регистрации прав на недвижимость – открытость сведений о регистрации.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Информация предоставляется  в любом органе, осуществляющем регистрацию прав недвижимость, независимо от места совершения регистрации.

В соответствии с общим  правилом, составившим ч.2 п.1 ст.7 Закона о государственной регистрации, любое лицо может получить следующую

информацию:

  1. описание объекта недвижимости;
  2. зарегистрированные права на него;
  3. ограничения (обременения) прав.

Данная информация предоставляется в форме выписки из ЕГРП. Краткое описание объекта недвижимости – это сведения о кадастровом и (или) условном номере объекта, местонахождении (адресе), виде (названии) объекта, его площади.

Сообщение сведений о зарегистрированных правах предполагает предоставление информации об имени (наименовании) обладателя права, виде права (собственности, хозяйственного ведения и т.п.), размера доли в праве (если объект недвижимости принадлежит кому-либо на праве общей собственности), дате регистрации.

Сведения об ограничениях (обременениях) включают в себя наименование ограничения (обременения) (сервитут, ипотека и т.п.), сроки его действия, сведения о лицах, в пользу которых ограничиваются права.

Порядок предоставления информации о государственной регистрации  довольно прост. Лицо, желающее получить ее, должно подать органу, осуществляющему государственную регистрацию, заявление, содержащее соответствующую просьбу, в письменной форме. При этом заявитель обязан предъявить какой-либо документ, удостоверяющий личность, а если за сведениями обращается юридическое лицо, то его представитель должен, кроме того, предъявить документы, подтверждающие регистрацию юридического лица и его полномочия.

Наряду с названными документами для получения сведений о государственной регистрации необходимо предоставить платежный документ, поскольку, как правило, информация предоставляется на возмездных началах (ст.8 Закона о государственной регистрации).

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, предоставляет запрошенную информацию в течение пяти дней со дня подачи заявления.

Хотя в законе не указано оснований для отказа в предоставлении информации о зарегистрированных правах, можно все-таки выделить ряд таких

оснований.

Так, отказать в предоставлении сведений о государственной регистрации следует:

  • если лицо запрашивает информацию, не подлежащую сообщению любому лицу (например, если подано заявление о предоставлении обобщенных сведений о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости);
  • если обратился малолетний гражданин (не достигшего 14 лет) или гражданин, признанный недееспособным;
  • если достоверно известно, что заявитель предполагает использовать ее способом или в форме, которые нанесут ущерб правам и законным интересам правообладателя (п.5 ст.7 Закона о государственной регистрации);
  • если установлено, что информация запрашивается исключительно с намерением причинить вред другому лицу или в целях ограничения конкуренции и т.д. (ст.10 ГК РФ);
  • если права на недвижимое имущество возникли до вступления в силу Закона о государственной регистрации и государственная регистрация таких прав не проводилась.[17; 81-82]

По общему правилу запрещено предоставление сведений о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенных сведений о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, а также выписок, содержащих сведения о переходе прав на объект недвижимости. Исключение из этого правила содержится в п.3 ст.7 Закона о государственной регистрации, в котором говорится, что такая информация может быть предоставлена только самим правообладателям, физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя, руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов РФ, налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией, судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимости и (или) их правообладателями, а также лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону. Данный перечень является закрытым и исчерпывающим.

Информация о работе Государственная регистрация прав и сделок с недвижимостью: проблемы правоприменения