Договор транспортной экспедиции. Ответственность экспедитора за несохранность груза

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Транспортно-экспедиционное (экспедиторское) обслуживание (далее ТЭО) необходимо рассматривать во взаимосвязи двух составляющих – транспортного и экспедиционного обслуживания.
Под транспортным обслуживанием подразумевается деятельность, связанная с перемещением грузов в пространстве и во времени.

Файлы: 1 файл

Договор транспортной экспедиции.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

Отмеченное весьма своеобразное правовое регулирование обязанностей экспе­дитора по договору транспортной экспедиции (а может, неудачное употребление законодателем в отношении их части понятия "дополнительные услуги") породило в современной юридической литературе представление о том, что все обязанности экспедитора следует делить на "основные" и "дополнительные". Так, В.Т. Смирно­вым и Д.А. Медведевым высказано мнение о том, что "можно выделить выполняемые им основные обязанности (операции, услуги), имеющие общее значение, и допол­нительные обязанности, обусловленные индивидуальными особенностями конкрет­ного договора. Содержание основных обязанностей предопределено самой сущностью договора. Они включают в себя следующие операции: а) организация перевозки груза определенным видом транспорта и по маршруту, выбранному клиентом или экспе­дитором; б) заключение договора перевозки груза от своего имени или от имени клиента; в) обеспечение отправки груза и его получения в согласованном месте; г) осуществление иных операций, непосредственно связанных с перевозкой...»1.    Как видно, в число "основных" обязанностей экспедитора по договору транс­портной экспедиции в понимании названных авторов попали те, в отношении кото­рых законодатель в пункте 1 статьи 801 ГК РФ не употребил термин "дополнитель­ные услуги". Однако можно ли указанные обязанности, перечень которых оставлен открытым ("другие обязанности, связанные с перевозкой"), считать основными и имеющими общее значение (надо понимать, для каждого из конкретных догово­ров транспортной экспедиции), в отличие от дополнительных обязанностей, обу­словленных "индивидуальными особенностями конкретного договора", если сам за­конодатель говорит о том, что указанные обязанности "могут быть предусмотрены договором транспортной экспедиции"?

_______________________

1 Гражданское право: Учеб.: Ч. II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 416;

см. также: Егиазаров В.А. Указ. соч. С. 173.

 

Кроме того, очевидно, что названные обязанности экспедитора ("основные") никак не могут иметь общего значения для договоров транспортной экспедиции по той причине, что они (каждая из них) предназначены для разных договорных моделей транспортной экспедиции и исключают друг друга. Трудно себе предста­вить, например, договор транспортной экспедиции, по которому экспедитор взял бы на себя обязательство организовать перевозку груза определенным видом транс­порта

и по маршруту, выбранному им или клиентом (то есть принял бы на себя ответственность за весь в целом процесс транспортировки груза), и которым одно­временно предусмотрена обязанность экспедитора по заключению договора пере­возки, скажем, от имени клиента или по отправке груза.

В число же дополнительных обязанностей экспедитора, по мнению тех же В.Т. Смирнова и Д.А. Медведева, попали, естественно, те обязанности, которые обо­значены в пункте 1 статьи 801 ГК РФ как "дополнительные услуги": получение тре­бующихся для экспорта и импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, погрузка и выгрузка, хра­нение груза и т.п.1.

Представляется, что если и возводить какие-либо из обязанностей экспедитора в ранг "основных", "общих" (в том смысле, что их присутствие в договоре обяза­тельно для всякого договора транспортной экспедиции), то речь может идти только об абстрактной обязанности выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза. Однако с точки зрения фор­мальной логики выделение указанных "основных" обязанностей возможно лишь на основе их противопоставления "неосновным", "дополнительным" обязанностям экспедитора. Такое противопоставление научно не корректно, поскольку в данном случае   речь идет   не об   однопорядковых    понятиях:  конкретные

______________________

1 Гражданское право: Учеб.: Ч. II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 416-417.

 

обязанности и услу­ги, оказываемые (выполняемые) экспедитором, относятся к его обязанности выпол­нить или организовать выполнение предусмотренных договором услуг, связанных с перевозкой груза, как к роду и представляют собой содержательную детализацию общей обязанности экспедитора применительно к различным договорным моделям транспортной экспедиции.

Дифференциация конкретных обязанностей экспедитора, проведенная в

пунк­те 1  статьи 801 ГК РФ,  с выделением   категории   тех   обязанностей,

которые осущест­вляются "в качестве дополнительных услуг", может быть объяснена лишь тем об­стоятельством, что последние представляют собой не юридические действия экспе­дитора, а фактические (производственные, технические) операции, призванные обслуживать различные стадии транспортного процесса с учетом специфики осу­ществляемой перевозки груза. Поэтому включение в договор транспортной экспе­диции указанных обязанностей не сопряжено с необходимостью определять в том же договоре, от чьего имени будет действовать экспедитор, выполняя эти обязанно­сти: от своего или от имени клиента на основе доверенности последнего.

Выполнение экспедитором другой категории обязанностей, не обозначенных законодателем в качестве "дополнительных услуг", в отличие от последних возмож­но лишь путем совершения экспедитором определенных юридических действий, а для этого он должен быть наделен соответствующими полномочиями либо непо­средственно договором, когда он действует от своего имени, либо доверенностью, когда он действует от имени клиента.

Нам уже приходилось обращать внимание на то, что нормы о транспортной экспедиции, содержащиеся в главе 41 ГК РФ, по сути своей представляют собой лишь свод правил, "вынесенных за скобки" и являющихся общими для всякого кон­кретного договора транспортной экспедиции, что подчеркивается и самим законо­дателем, отсылающим к специальному закону о транспортно-экспедиционной дея­тельности, который (в случае его принятия) и должен определить круг основных обя­занностей экспедитора применительно к различным вариантам транспортно-экспеди­ционной деятельности. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в пункте 1 статьи 801 ГК РФ предусмотрен лишь примерный перечень наиболее типичных обя­занностей экспедитора, который к тому же носит диспозитивный характер. Более определенный и конкретный круг обязанностей экспедитора может быть сформули­рован применительно к различным договорным моделям транспортной экспедиции.

Так, для договора о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки гру­за получателю, когда экспедитор берется организовать перевозку груза транспор­том и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, и обеспечивает дос­тавку груза в пункт назначения собственным транспортом, круг иных обязанностей экспедитора может быть ограничен лишь принятием груза от клиента, его сопро­вождением и охраной в пути следования, обеспечением соблюдения маршрута и выдачей в пункте назначения грузополучателю. Если же указанный договор за­ключен на условиях привлечения иных перевозчиков, то он должен предусматри­вать следующий набор обязанностей экспедитора: принять груз от клиента; заклю­чить от своего имени договоры перевозки с перевозчиками, соответствующими из­бранным сторонами видам транспортных средств и маршруту передвижения груза; обеспечить в пункте назначения принятие груза от последнего перевозчика, его дос­тавку и выдачу получателю. Для исполнения последней обязанности экспедитор может привлечь иную экспедиторскую организацию, действующую в месте нахождения получателя груза, заключив с ней (от своего имени) соответствующий договор.

Договор о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза} грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани} и аэропорты предполагает выполнение экспедитором следующего круга обязанностей: принятие груза от кли­ента; погрузка его в автомобиль (если эта обязанность не возложена на клиента);

доставка груза на станцию железной дороги, в порт (на пристань) или аэропорт;

заключение договора перевозки с соответствующей транспортной организацией от своего имени или от имени клиента по его доверенности.

Если такой договор предусматривает обязанность экспедитора организовать выполнение услуг по завозу груза в место нахождения перевозчика, то к названным обязанностям экспедитора добавляется обязанность по заключению договора пере­возки (от своего имени) с перевозчиком, который доставит груз на железнодорож­ную станцию, в порт (на пристань) или аэропорт.

В случаях, когда указанным договором регулируются отношения по вывозу грузов со станции железной дороги, из порта (пристани) или аэропорта, экспедитор выполняет следующие обязанности: принятие груза от соответствующей транспорт­ной организации с соблюдением всех требований, предъявляемых соответствую­щим транспортным законодательством (от своего имени или от имени клиента на основе его доверенности); доставка груза или организация его доставки путем заключения договора перевозки с перевозчиком, например с автотранспортной орга­низацией, от имени экспедитора в место нахождения получателя; выдача груза по­лучателю с проверкой его количества или состояния.

Очевидно, что при всех вариантах этой договорной модели экспедитор может принять на себя и целый ряд иных обязанностей: временное хранение груза; его сортировка и упаковка; погрузочно-разгрузочные операции; оформление перево­зочных документов; их доставка клиенту; осуществление контроля за движением груза и предоставление соответствующей информации клиенту; предъявление пре­тензий и исков перевозчику и т.п.

В договорах об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах могут содержаться самые различные варианты набора обязанностей экспедиторов, диктуемые предусмотренными такими договорами операциями и услугами, выпол­няемыми экспедиторами, которые, в свою очередь, определяются в зависимости от специализации соответствующей экспедиторской организации.

        Исполнение экспедитором своих обязанностей подчиняется общим правилам об исполнении гражданско-правовых обязательств (гл. 22 ГК РФ). В главе 41 ГК РФ имеется лишь одно специальное положение, касающееся исполнения обя­занностей экспедитором: если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе при­влечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обя­зательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора (ст. 805 ГК РФ). Но и это правило по своему су­ществу не носит специального характера, поскольку при его отсутствии в главе 41 ГК РФ подлежали бы применению все те же общие положения: о том, что исполне­ние обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из зако­на, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обя­занность должника исполнить обязательство лично (ст. 313 ГК РФ), а также о том, что должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязатель­ства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным испол­нителем третье лицо (ст. 403 ГК РФ).

Включение в ГК РФ правила, содержащегося в статье 805, преследовало цель отграничить договор транспортной экспедиции от так называемых представитель­ских договоров (поручение, комиссия, агентирование), в которых в той или иной сте­пени присутствует принцип личного исполнения, а также подчеркнуть принципиаль­ную разницу в правовом регулировании отношений, связанных с исполнением дого­вора транспортной экспедиции, обеспечиваемым ГК РФ, по сравнению с тем, как эти отношения ранее регулировались Основами гражданского законодательства 1991 года. Как известно, согласно статье 105 Основ к отношениям по договору экспедиции при­менялись правила о договоре поручения и договоре комиссии в зависимости от того, действует ли экспедитор соответственно от имени клиента или от своего имени.

В отношении обязанностей клиента в юридической литературе также встреча­ются попытки разделить их на "основные" и "дополнительные". Например, В.Т. Смирнов и Д.А. Медведев пишут: "К основным обязанностям клиента относят­ся: а) передача грузов для осуществления экспедирования; б) получение грузов у экспедитора; в) уплата предусмотренного договором вознаграждения; г) возме­щение понесенных экспедитором при исполнении договора расходов. Особо выде­ляется так называемая информационная обязанность клиента (ст. 804 ГК)... Содер­жание дополнительных обязанностей зависит от особенностей каждого договора (организовать посменную работу на своих складах, обеспечить специализирован­ный внутрипроизводственный транспорт и пр.)"1.

Следует заметить, что из четырех названных авторами "основных" обязаннос­тей клиента первые две скорее представляют собой права последнего, которым про­тивостоят обязанности экспедитора соответственно по принятию груза у клиента-грузоотправителя и выдаче его клиенту-грузополучателю.

Обязанности клиента по договору транспортной экспедиции содержатся в са­мом определении этого договора (п. 1 ст. 801 ГК РФ), а также в статье 804 ГК РФ. Согласно этим нормам во всех случаях и применительно ко всякому договору транс­портной экспедиции клиент несет три обязанности: во-первых, предоставить экспе­дитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его пере­возки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обя­занностей, предусмотренных договором; во-вторых, возместить экспедитору рас­ходы, понесенные им в связи с выполнением предусмотренных договором услуг; в-третьих, уплатить экспедитору  вознаграждение   за   оказанные   услуги   в размере и   порядке,

предусмотренных договором.

Специальным образом в главе 41 ГК РФ регулируются лишь последствия неис­полнения клиентом обязанности предоставления экспедитору необходимой инфор­мации о грузе и об условиях его перевозки. В частности, исполнение экспедитором своих обязательств приобретает по отношению к исполнению клиентом указанной обязанности характер встречного исполнения обязательств, каковым, как известно, признается такое исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной (ст. 328 ГК РФ). Об этом свидетельствует положение, содержащееся в пункте 3 статьи 804 ГК РФ, согласно которому в случае непредоставления клиентом необходимой ин­формации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обя­занностей до предоставления такой информации. Правда, для того, чтобы восполь­зоваться своим правом, экспедитор должен выполнить по отношению к клиенту свою кредиторскую обязанность: сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необ­ходимые дополнительные данные (п. 2 ст. 804 ГК РФ).

Информация о работе Договор транспортной экспедиции. Ответственность экспедитора за несохранность груза