Договор транспортной экспедиции. Ответственность экспедитора за несохранность груза

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Транспортно-экспедиционное (экспедиторское) обслуживание (далее ТЭО) необходимо рассматривать во взаимосвязи двух составляющих – транспортного и экспедиционного обслуживания.
Под транспортным обслуживанием подразумевается деятельность, связанная с перемещением грузов в пространстве и во времени.

Файлы: 1 файл

Договор транспортной экспедиции.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

кон­кретного договора транспортной экспедиции, исчерпывается определенным набо­ром обязанностей, характерных для других типов договоров, сочетание элементов различных обязательств, безусловно, дает новое качество, а само обязательство транспортной экспедиции приобретает самостоятельный характер. На данное об­стоятельство неоднократно обращалось внимание в юридической литературе совет­ского периода1.

Вместе с тем в некоторых современных научных работах, посвященных клас­сификации гражданско-правовых договоров, можно обнаружить иной подход, суть которого сводится к отрицанию самостоятельности договора транспортной экспе­диции и отведению ему роли транспортной разновидности иных известных граж­данско-правовых обязательств. Например, в монографии Ю.В. Романца подчеркивается, что "в рамках транспортной   экспедиции   могут   выполняться  обязательства     различной

направленности    (возмездного оказания услуг, поручения и т.д.).    Причем

 

 

 

1 См., напр.: Иоффе О.С. Указ. соч. С. 544-545;  Ходунов М.Е. Указ. соч. С. 156-157;

Шварц Х.И. Указ. соч. С. 151-152.

данный договор не предусматривает обязательств какой-либо иной направленно­сти, нежели та, которая отличает тот или иной тип договора, выделенный в ГК по признаку направленности. Это дает основания для вывода о том, что договор транспортной экспедиции сформулирован законодателем не по самостоятельному признаку направленности, а по вторичному системному признаку, служащему осно­вой для выработки нормативной базы, лишь уточняющей регулирование типа обя­зательства, которое в нем присутствует". Эти рассуждения приводят автора к следу­ющему выводу: "Транспортная экспедиция представляет собой "перевозочный" вид каждого из договорных типов, который ею конкретизируется. Например, если по договору транспортной экспедиции оказываются комиссионные услуги, то мож­но сказать, что он является "перевозочным" видом договора комиссии, и т.д.". А далее следует вывод, который может породить серьезные последствия для судебно-арбитражной практики: "Установление направленности конкретного договора транспортной экспедиции имеет нормообразующее значение. Направленность слу­жит основой для применения к услуге, оказываемой в рамках транспортной экспе­диции. .. норм, отражающих направленность этой услуги. Например, если на экспе­дитора возложена обязанность по оказанию от своего имени юридических услуг, связанных с перевозкой, к таким правоотношениям должны применяться нормы ин­ститута комиссии"1.

С таким взглядом на договор транспортной экспедиции, когда ему отводится роль "перевозочного" вида иных договоров, невозможно согласиться по причинам как теоретического, так и юридико-технического порядка.

Во-первых, представляется неверным суждение о том, что "договор транспорт­ной     экспедиции    сформулирован    законодателем    не   по

самостоятельному   признаку  направленности",   а по некоему   "вторичному

1 Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001. С. 438-439.

системному признаку". Обязательства по транспортной экспедиции направлены на обеспечение перевозки груза и на орга­низацию такого обеспечения, а отнюдь не на совершение абстрактных юридиче­ских (сделки) или фактических действий. Как правильно отмечает Г.П. Савичев, "предназначение договора транспортной экспедиции состоит в том, чтобы способ­ствовать выполнению основного транспортного договора—договора перевозки гру­за. Дело в том, что сам по себе договор транспортной экспедиции лишен какого-либо юридического смысла, если он не направлен на оказание дополнительных ус­луг клиентуре транспорта, не имеющей, как правило, собственных транспортных средств"1. То обстоятельство, что экспедитор по договору транспортной экспеди­ции обязуется выполнить или организовать выполнение определенных экспедици­онных услуг, связанных с перевозкой груза, никак не может свидетельствовать о том, что указанные услуги должны квалифицироваться как услуги "перевозочно­го" комиссионера или "перевозочного" поверенного, в зависимости от того, дей­ствует ли экспедитор от своего имени или от имени клиента. Ведь такого рода услу­ги вовсе не сводятся к совершению сделок (погрузочно-разгрузочные работы, со­провождение груза и обеспечение его сохранности и т.п.).

Во-вторых, договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено обязательство экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по марш­руту, избранными экспедитором или клиентом (п. 1 ст. 801 ГК РФ). Именно приме­нительно к таким ситуациям говорят о полном транспортно-экспедиционном обслу­живании. Указанное обязательство никак не укладывается в предмет договоров поручения, комиссии или агентского договора, а может вытекать лишь из договора транспортной экспедиции. Именно  такого  рода  обязательство  олицетворяет  собой  в  полном смысле

_____________________

1 Гражданское право: Учеб.: В 2 т. Том II. Полутом 2 / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. С. 66.

 

специфическую направленность договора транспортной экспеди­ции: обеспечение перевозки груза и доставки его получателю.

В-третьих, с точки зрения системы гражданско-правовых договоров все дого­воры, относящиеся к категории договоров о возмездном оказании услуг, в том чис­ле договоры транспортной экспедиции, поручения, комиссии, перевозки и др., на­ходятся в одном ряду, являются однопорядковыми. Родовым же понятием по отно­шению к названным договорам является договор о возмездном оказании услуг. Поэтому методологически недопустимо определять соотношение указанных дого­воров (например, договора транспортной экспедиции и договора комиссии) как вид к роду.

В-четвертых, применение отдельных норм о других договорах к договорам, признаваемым самостоятельными договорами, которым посвящены отдельные гла­вы ГК РФ, возможно лишь как прием законодательной техники и при наличии пря­мого указания об этом в тексте Гражданского кодекса. В главе 41 ГК РФ, посвящен­ной договору транспортной экспедиции, в отличие от статьи 105 Основ гражданско­го законодательства 1991 года нет ни одной нормы, которая допускала бы примене­ние к обязательствам по транспортной экспедиции правил о договоре комиссии и договоре поручения. Единственное правило такого рода сформулировано лишь в отношении норм об ответственности перевозчика, в соответствии с которыми определяется и ответственность экспедитора, если последним будет доказано, что допущенное им нарушение обязательства перед клиентом вызвано ненадлежа­щим исполнением договоров перевозки (ст. 803 ГК РФ). Это единственное исклю­чение подтверждает общее правило: никакие иные нормы о других договорах (например, поручения или комиссии) не подлежат применению к обязательствам, вытекающим из договора транспортной экспедиции. При этом необходимо подчерк­нуть, что отсутствие в главе 41 ГК РФ норм, отсылающих к правилам, регулирую­щим иные договоры (комиссии, поручения, хранения, агентский договор), с точки зрения юридической техники никак не может быть компенсировано теоретически­ми рассуждениями о соотношении указанных договоров с договором транспортной экспедиции, допускающими (теоретически) возможность применения к обязатель­ствам по транспортной экспедиции правил об иных договорах.

В связи с этим можно согласиться с мнением Д.А. Медведева и В.Т. Смирнова, которые указывают: "Экспедитор оказывает определенные услуги клиенту, в чем обнаруживается сходство с такими договорами, как поручение, комиссия, агенти­рование, возмездное оказание услуг. Однако предметом последних является совер­шение любых сделок и действий, в том числе вовсе не относящихся к транспортной деятельности. В отличие от этого экспедиция предполагает оказание услуг, непо­средственно связанных с перевозкой груза. Поэтому экспедиция не может рассмат­риваться как разновидность одного из названных договоров или их конгломерат"1.

Правда, те же авторы полагают, что все же "не исключена возможность субси­диарного применения норм о поручении, комиссии и агентировании к транспорт­ной экспедиции... В настоящее время ст. 801 ГК косвенно подтверждает такую воз­можность путем указания на право экспедитора заключать договор перевозки от имени клиента или от собственного имени. Кроме того, любая из сторон догово­ра экспедиции вправе отказаться от его исполнения, что также характерно для пору­чения, комиссии и агентирования, как личных сделок (ст. 806, 977, 1002, 1010 ГК). Таким образом, экспедицию следует рассматривать как особую разновидность сдел­ки о представительстве"2.

Ранее уже отмечалось, что соображения законодательной техники не допуска­ют     ни   прямого,    ни   субсидиарного    применения   к   договору

___________________

1 Гражданское право: Учеб.: Ч. II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 413. 38

2 Гражданское право: Учеб.: Ч. II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 413-414.

 

транспортной экспедиции правил об иных, в том числе и так называемых представительских, договорах. Применение отдельных правил об этих договорах возможно лишь исходя из общего принципа аналогии закона в ситуации, когда отношения транспортной экспедиции окажутся не урегулированными нормами о договоре транспортной экспедиции, соглашением сторон или обычаями делового оборота при несомненном их сходстве с отношениями поручения, комиссии или агентирования. Кроме того, вызывает со­мнения отнесение договора транспортной экспедиции к так называемым представи­тельским сделкам. Подобным образом можно квалифицировать договор транспорт­ной экспедиции лишь в том случае, когда обязательства экспедитора, вытекающие из этого договора, ограничены обязанностью заключить договор перевозки груза с перевозчиком от имени клиента и по доверенности последнего. При этих условиях действительно можно говорить о том, что правоотношения клиента и экспедитора являются сделкой представительства, поскольку в отношении такого договора перевозки будет действовать правило о том, что указанная сделка, совершенная эк­спедитором (представителем) от имени клиента (представляемого) в силу полномо­чия, основанного на доверенности, непосредственно создает, изменяет и прекраща­ет гражданские права и обязанности представляемого (ст. 182 ГК РФ). Однако по­добный договор транспортной экспедиции, по которому обязательства экспедитора исчерпываются указанной единственной обязанностью, теряет всякий практический смысл, поскольку для регулирования соответствующих отношений стороны могут ограничиться выдачей доверенности.

Даже в тех случаях, когда транспортно-экспедиционное обслуживание клиента со стороны экспедитора ограничивается первой стадией перевозочного процесса и стороны согласовали условие о заключении экспедитором договора перевозки гру­за с перевозчиком от имени клиента на основе доверенности последнего, обязатель­ство на стороне экспедитора включает в себя ряд иных обязанностей, не имеющих никакого отношения к представительским сделкам. В частности, экспедитор дол­жен организовать подачу транспортных средств для принятия груза от клиента и его доставки перевозчику, обеспечить сопровождение данного груза до места нахожде­ния перевозчика, сдать указанный груз перевозчику. Выполняя указанные обязан­ности, экспедитор действует в качестве должника в обязательстве, вытекающем из договора транспортной экспедиции, а не как представитель клиента. Поэтому договор транспортной экспедиции в целом конечно же не может быть отнесен к сделкам представительства.

Принципиальное значение для определения места договора транспортной экспе­диции среди иных гражданско-правовых договоров, направленных на возмездное оказание услуг, имеет выделение признаков указанного договора, которые в своей совокупности позволяют отграничить транспортную экспедицию от других сходных правоотношений.

Основным признаком договора транспортной экспедиции, выделяющим его из числа всех остальных договоров, относящихся к категории договоров о возмездном оказании услуг, является особенность предмета данного договора, которая за­ключается в том, что все услуги, оказываемые клиенту экспедитором, подчинены единой цели - обеспечению перевозки груза. Для других договоров этой категории (об оказании услуг), как поименованных, так и не поименованных в ГК РФ, харак­терны либо иная специальная цель, либо отсутствие специальной цели. Например, договор перевозки конкретного груза имеет своей целью доставку груза в пункт назначения и выдачу его управомоченному на получение груза лицу (п. 1 ст. 785 ГК РФ); целью договора хранения является хранение переданной вещи и возврат ее поклажедателю в сохранности (п. 1 ст. 886 ГК РФ); договоры поручения (п. 1 ст. 971 ГК РФ), комиссии (п. 1 ст. 990 ГК РФ), агентский договор (п. 1 ст. 1005 ГК РФ) не имеют своей специальной цели, а их общее предназначение состоит в обеспече­нии интересов представляемого лица (доверителя, комитента, принципала) и совер­шении юридических (поручение, комиссия), а также фактических (агентский дого­вор) действий по поручению последнего.

По поводу существа транспортно-экспедиционных услуг и объединяющей их цели Х.И. Шварц в свое время указывал: "В литературе, в практике и в источниках права, регулирующих транспортную экспедицию, нет единого понимания понятия транспортно-экспедиционной деятельности. Некоторые, говоря об этой деятельно­сти, понимают под ней совокупность перевозочных и экспедиционных действий. Другие связывают это понятие с более узким комплексом, а именно: с действиями, вспомогательными по отношению к перевозке. Но почти все, кто касался проблемы правового регулирования транспортной экспедиции, подчеркивают вспомогатель­ный характер экспедиционных действий по отношению к завершенной или пред­стоящей перевозке"1.

В работах российских правоведов, изданных в условиях действия нового Граж­данского кодекса Российской Федерации, также подчеркивается неразрывная связь экспедиционных услуг с процессом перевозки грузов. Например, Г.П. Савичев пред­ложил все возможные экспедиционные услуги разделить на три группы в зависимо­сти от того, какую стадию перевозочного процесса они призваны обслуживать. Он пишет: "На стадии, предшествующей процессу перевозки, экспедиционные обя­зательства возникают по поводу: содержания договора экспедиции, определения оп­тимального варианта способа перевозки (вид транспорта, маршрут движения и т.п.). На стадии процесса перевозки экспедиционные обязательства могут возникать по поводу: сопровождения грузов клиента в пути следования; оформления отноше­ний с транспортными предприятиями при переадресовке грузов; перевалочных опе­раций при смешанных перевозках и т.п. На стадии

Информация о работе Договор транспортной экспедиции. Ответственность экспедитора за несохранность груза