Договор транспортной экспедиции. Ответственность экспедитора за несохранность груза

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Транспортно-экспедиционное (экспедиторское) обслуживание (далее ТЭО) необходимо рассматривать во взаимосвязи двух составляющих – транспортного и экспедиционного обслуживания.
Под транспортным обслуживанием подразумевается деятельность, связанная с перемещением грузов в пространстве и во времени.

Файлы: 1 файл

Договор транспортной экспедиции.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

Представляется, что выделение отдельных видов договора транспортной экс­педиции должно осуществляться не в порядке научной классификации соответству­ющих правоотношений (предполагающей использование единого научного крите­рия классификации, принципа дихотомии и т.п.), а в целях определения тех дого­ворных моделей транспортной экспедиции, которые нуждаются в дифференциро­ванном специальном правовом регулировании.

.

7. Договор об организации

транспортно-зкспедиционного обслуживания

      Всеми рассмотренными договорными моделями транспортной экспедиции мо­гут регулироваться не только правоотношения, складывающиеся между клиен­тами и экспедиторами по поводу выполнения (организации выполнения) опреде­ленных операций и услуг в связи с перевозкой конкретной партии груза по отдель­ной отправке, но и правоотношения организационного характера, когда стороны договариваются об оказании экспедитором соответствующих услуг в течение опре­деленного (как правило, длительного) периода в отношении всех партий грузов, отправляемых или получаемых клиентом. В этом случае указанные различные виды и разновидности договора транспортной экспедиции, не меняя своей видовой принадлежности, должны быть заключены в качестве организационного договора.

По аналогии с договором об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК РФ) соответствующий договор может быть назван договором об организации транспортно-экспедиционного обслуживания и определен как договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиен­та - грузоотправителя или грузополучателя) в течение всего срока действия догово­ра выполнять или организовывать выполнение определенных договором транспор­тно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой груза. В договоре об организа­ции транспортно-экспедиционного обслуживания могут быть заранее согласованы многие условия, касающиеся порядка выполнения экспедитором и клиентом своих обязательств применительно к конкретным партиям грузов, отправляемых (получа­емых) клиентом, в частности: сроки и порядок подачи клиентом заявки о транспортно-экспедиционном обслуживании отправляемых (получаемых) грузов; место предъявления грузов экспедитору и порядок их приемки последним; типы и виды транспортных средств, которые могут использоваться экспедитором; порядок и сро­ки оформления перевозочных документов, а также представления экспедитором информации о ходе исполнения обязательств; правомочия экспедитора на соверше­ние юридических действий от имени клиента и порядок выдачи доверенностей; сро­ки и порядок возмещения экспедитору понесенных расходов, выплаты ему возна­граждения и размер вознаграждения и т.п.

        При наличии между клиентом и экспедитором заключенного договора об орга­низации транспортно-экспедиционного обслуживания выполнение или организация выполнения экспедитором определенных этим договором услуг в отношении кон­кретных партий грузов, отправляемых (получаемых) клиентом, а также возмещения последним экспедитору понесенных им расходов и уплаты ему вознаграждения должны рассматриваться в качестве действий сторон по исполнению обязательств, вытекающих из этого договора.

Как уже отмечалось, все имеющиеся виды и разновидности договора транс­портной экспедиции могут заключаться в качестве организационного договора - договора об организации транспортно-экспедиционного обслуживания. Организа­ционный характер договора наиболее адекватен такой модели транспортной экспе­диции, как договор о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) гру­зов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты. В этом случае отношения экспедитора с соответствующими транспортными организациями, выступающими в роли перевозчиков грузов, отправляемых или получаемых клиен­том, также могут строиться на долгосрочной основе: с каждым из таких перевозчиков экспедитором может быть заключен договор о централизованном завозе (вывозе) гру­зов соответственно на станцию железной дороги, в порт (на пристань) и аэропорт.

Весьма эффективным может оказаться договор именно организационного харак­тера и в тех случаях, когда экспедитор принимает на себя обязанность по доставке груза в пункт назначения и выдаче его получателю, поскольку в этом случае экспеди­тор на постоянной основе может привлечь к исполнению этой своей обязанности иную экспедиторскую организацию,  действующую в месте нахождения получателя грузов.

 

8. Обязательства перевозчика

по транспортно-экспедиционному обслуживанию

      Обязательства по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузоотправи­телей и грузополучателей могут осуществляться не только специализирован­ными экспедиторскими организациями в соответствии с договорами транспортной экспедиции, но и перевозчиком груза на основании договора перевозки. Такая возможность учитывается ГК РФ, предусматривающим распространение правил о транспортной экспедиции и на те случаи, когда в соответствии с договором обязан­ности экспедитора исполняются непосредственно перевозчиком груза (п. 2 ст. 801).

Некоторые сомнения относительно возможности осуществления перевозчиком обязательств по транспортной экспедиции возникают в отношении договора пере­возки конкретного груза, заключение которого, как известно, подтверждается со­ставлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, а сам договор является реальным договором: обязательство перевозчика по доставке груза в пункт назначения и выдаче его грузополучателю возникает лишь с момента передачи ему груза с оформленной транспортной накладной (ст. 785 ГК РФ). Транспортная на­кладная, которая является формой договора перевозки, содержит определенный набор реквизитов, среди которых, как правило, не находится места для условий о транспортно-экспедиционном обслуживании. Тем более что и транспортные уста­вы, и кодексы (за исключением УАТ) не содержат каких-либо положений об обя­занностях перевозчика по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузоот­правителей и грузополучателей.

        Вместе с тем указанные сомнения могут быть развеяны с помощью положения, содержащегося в ГК РФ (п. 2 ст. 784), о том, что условия перевозок грузов отдель­ными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам опре­деляются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Хотя транспортные уставы и кодексы не регулируют отношения, связанные с исполнением перевозчиком транспортно-экспедиционных операций и услуг, они также не содержат и запрета на заключение соглашений о возложении соответству­ющих обязанностей на перевозчика. Такое соглашение может быть заключено, на­пример, между грузоотправителем и перевозчиком и по поводу экспедирования кон­кретной партии груза.

Кроме того, одним из видов договора перевозки, который находит широкое при­менение на воздушном, морском и внутренневодном транспорте, является договор фрахтования (чартер), по которому перевозчик (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю - грузоотправителю или грузополучателю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК РФ)1.

Чартер может содержать, в том числе, и согласованные сторонами условия о транспортно-экспедиционном обслуживании фрахтователя, поскольку стороны вольны помимо существенных условий данного договора (например, на морском транспорте - это название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наиме­нование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направ­ления судна) включить в текст чартера по обоюдному соглашению и иные условия и оговорки (ст. 120 КТМ). Следовательно, в этом случае для возложения на перевоз­чика дополнительной обязанности по выполнению определенных транспортно-экс-педиционных услуг не требуется заключения отдельного специального соглашения.

Вместе с тем наиболее удобной формой согласования сторонами договора пе­ревозки вопроса об исполнении перевозчиком груза обязанностей по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузоотправителя (грузополучателя) является до­говор об организации перевозок грузов. В такой договор сторонами могут быть включены любые "условия организации перевозки" (ст. 798 ГК РФ). Заключение договоров об организации перевозок грузов допускается на всех видах транспорта, а вытекающие из них правоотношения регламентируются практически всеми транс­портными

____________________

1 См. также статью 104 Воздушного кодекса Российской Федерации; пункт 4 статьи 67 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ); статьи 119-121 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ).

уставами и кодексами1. Например, в соответствии со статьей 17 Транс­портного устава железных дорог Российской Федерации (далее - ТУЖД) железные дороги и грузоотправители при систематическом осуществлении перевозок  грузов   могут  заключать долгосрочные договоры об организации

перевозок грузов, в кото­рых определяются объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные условия орга­низации перевозок. В соответствии с указанными договорами железные дороги обя­зуются в установленные сроки принимать грузы в обусловленном объеме, грузоот­правители обязуются предъявлять их для перевозок. В качестве "иных условий орга­низации перевозок грузов" в такие договоры могут быть включены и условия о транс­портно-экспедиционном обслуживании грузоотправителя (например, о хранении и накоплении грузов на складах железной дороги до нормы повагонной или марш­рутной отправки, сортировка и упаковка грузов, предоставление информации о ходе выполнения перевозки грузов и т.п.).

Специальным образом урегулированы правоотношения, связанные с выполне­нием транспортно-экспедиционных операций и услуг организациями автомобильно­го транспорта при выполнении ими договоров перевозки грузов (статьи 124,125 УАТ). Транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей может осуществляться при перевозках грузов как в прямом автомобильном сообще­нии (погрузка-выгрузка грузов на автомобиль, сопровождение и охрана грузов, выдача их в пункте назначения получателю с обязательной проверкой веса и коли­чества мест и т.п.), так и при централизованных перевозках грузов на станции

же­лезных дорог, в порты (на пристани), аэропорты. Правда, в последнем случае         (цен­трализованные перевозки)      договор,     заключаемый    с

____________________________

1 Исключение составляет Воздушный кодекс, который по непонятным причинам не содер­жит норм о договоре об организации перевозок грузов.

 

грузоотправителем (грузополу­чателем) скорее напоминает договор об организации транспортно-экспедиционного обслуживания, включающий в себя обязательство по доставке груза перевозчику, нежели договор перевозки груза.

Практическое значение возложения на перевозчика обязательства по транспорт­ной экспедиции в том, что соответствующий договор перевозки приобретает черты смешанного договора (перевозка плюс транспортная экспедиция). Поэтому право­отношения, складывающиеся между грузоотправителем (грузополучателем) и пе­ревозчиком по поводу транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых перевоз­чиком, регулируются не нормами о договоре перевозки (гл. 40 ГК РФ), а правилами о договоре транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ).

Данное обстоятельство особенно заметно в тех случаях, когда перевозчиком допускаются различные нарушения обязательств, вытекающих из такого договора, в части именно транспортно-экспедиционного обслуживания грузоотправителя (гру­зополучателя). При этих условиях перевозчик несет полную (а не ограниченную, как это имеет место в обязательствах по перевозке грузов) ответственность за неис­полнение или ненадлежащее исполнение обязательств, к требованиям грузоотпра­вителя (грузополучателя) применяется общий срок исковой давности (а не сокра­щенный), не применяются правила об обязательном претензионном порядке урегулирования спора и т.д.

           

           9. Содержание и исполнение договора транспортной экспедиции

     Содержание конкретного договора транспортной экспедиции представляет со­бой совокупность всех его условий. Однако, учитывая, что, как правило, усло­вия договора определяют права и обязанности сторон, обычно и само содержание договора сводят к предусмотренным им правам и обязанностям сторон.

Применительно к содержанию договора транспортной экспедиции, вернее, его идеальной модели, предусмотренной в ГК РФ (ст. 801), обнаруживается одна инте­ресная особенность его правового регулирования: права и обязанности его сторон - экспедитора и клиента - определяются как бы на трех разных уровнях.

Во-первых, из самого определения договора транспортной экспедиции следует общая обязанность экспедитора выполнить или организовать выполнение преду­смотренных договором услуг, связанных с перевозкой груза, а также общая обязан­ность клиента возместить экспедитору понесенные им расходы (так как услуги вы­полняются "за счет клиента") и оплатить оказанные услуги (так как услуги выполня­ются экспедитором "за вознаграждение").

Во-вторых, ГК РФ говорит о некоторых определенных обязанностях экспеди­тора, которые "могут быть предусмотрены" договором транспортной экспедиции, и относит к их числу следующие: организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; заключить от имени кли­ента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза; обеспечить отправку и получение груза; другие обязанности, связанные с перевозкой.

В-третьих, в пункте 1 статьи 801 ГК РФ говорится и об иных обязанностях экс­педитора, осуществление которых также "может быть предусмотрено" договором транспортной экспедиции "в качестве дополнительных услуг", представляющих собой "необходимые для доставки груза операции", а именно: получение требую­щихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностеи; проверка количества и состояния груза; погрузка и выгрузка; уплата по­шлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза; получение груза в пункте назначения; иные операции и услуги, предусмотренные договором.

Информация о работе Договор транспортной экспедиции. Ответственность экспедитора за несохранность груза