Договор транспортной экспедиции. Ответственность экспедитора за несохранность груза

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Транспортно-экспедиционное (экспедиторское) обслуживание (далее ТЭО) необходимо рассматривать во взаимосвязи двух составляющих – транспортного и экспедиционного обслуживания.
Под транспортным обслуживанием подразумевается деятельность, связанная с перемещением грузов в пространстве и во времени.

Файлы: 1 файл

Договор транспортной экспедиции.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

Некоторые правоведы считали модель договора, предусматривающего полное транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителя (грузополучателя), настолько специфической, что даже выводили ее за рамки правоотношений транс­портной экспедиции и приравнивали к организационному договору перевозки. Например, М.Е. Ходунов предлагал называть договоры о полном транспортно-экспедиционном обслуживании не иначе как "особого рода договор перевозки", "дого­вор об организации перевозки" или "договор общей перевозки"2. Такой подход, видимо, объяснялся тем, что при определении соотношения договора транспортной экспедиции и договора перевозки правоведы не смогли отказаться от концепции "вспомогательного" и "основного" договоров.

Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки может изменяться в зависимости от того, как сконструирован договор транспортной экспедиции и каким содержанием стороны наполнили обязательства, вытекающие из этого договора. Здесь возможны самые различные варианты.

Начнем с того, что договор транспортной экспедиции может вообще не пред­усматривать каких-либо обязанностей экспедитора по перевозке груза или доставке его на станцию железной дороги, в порт, аэропорт.     Услуги,

оказываемые клиенту экспедитором, могут ограничиться приемкой груза

_________________

1 Иоффе О.С. Указ. соч. С. 547.

  2 Ходунов М.Е. Указ. соч. С. 165.

 

от грузоотправителя на хране­ние, его сортировкой, упаковкой, погрузкой на транспортное средство, поданное на основе договора перевозки, который сам клиент заключил с перевозчиком. Такие услуги, безусловно, связаны с перевозкой, но представляют собой фактиче­ские действия экспедитора, не участвующего в договоре перевозки.

Ситуация изменяется, если помимо названных услуг обязательство экспедито­ра включает в себя обязанность заключить договор перевозки от имени клиента по доверенности последнего (в этом случае в отношениях с перевозчиком роль экс­педитора ограничивается представительскими функциями) или от собственного име­ни. В последнем случае экспедитор становится непосредственным участником договорных отношений по перевозке груза в качестве грузоотправителя.

Если по договору транспортной экспедиции клиентом является грузополучатель, экспедитор при получении груза от транспортной организации, доставившей его в пункт назначения, может действовать лишь в качестве представителя клиента по доверенно­сти (если только он не указан в транспортной накладной как грузополучатель).

Соотношение договоров транспортной экспедиции и перевозки изменяется, если обязательства экспедитора включают в себя доставку груза на железнодорож­ную станцию, в морской (речной) порт или аэропорт. И здесь возможны четыре различные ситуации.

Во-первых, в обязанности экспедитора могут входить приемка грузов от клиен­та, погрузка их в собственный автомобиль, доставка на станцию, в порт, аэропорт и передача соответствующему органу транспорта (от своего имени или от имени клиента). В этом случае между экспедитором и клиентом не возникают самостоя­тельные правоотношения по поводу перевозки груза до станции, порта, аэропорта, поскольку они поглощаются предметом договора транспортной экспедиции.

Во-вторых, договором транспортной экспедиции может быть предусмотрена обязанность клиента по сдаче груза экспедитору и погрузке его на автомобиль, принадлежащий последнему. При этих условиях между экспедитором и клиентом возникают правоотношения по перевозке груза автомобильным транспортом, а со­стоявшийся договор автомобильной перевозки должен быть оформлен товарно-транспортной накладной.

       В-третьих, обязанность экспедитора по вывозу груза от клиента на железнодо­рожную станцию, в морской (речной) порт, аэропорт не исключает возможности использования транспортных средств третьего лица, с которым экспедитор должен будет заключить самостоятельный договор автомобильной перевозки в качестве грузоотправителя, а клиент выступит в роли фактического отправителя груза.

В-четвертых, обязанности экспедитора могут сводиться лишь к организации выполнения услуги по вывозу груза с территории клиента на станцию железной до­роги, в порт или аэропорт, которая, в свою очередь, может состоять лишь в поиске транспортной организации, готовой направить транспортные средства для вывоза груза  клиента. При таких условиях клиент должен будет выступить в роли грузоот­правителя и заключить договор перевозки груза с соответствующей транспортной организацией.

И, наконец, договор транспортной экспедиции может полностью поглотить перевозку груза, что имеет место в ситуации, когда экспедитор принимает на себя обязательство по доставке своими силами и средствами груза в пункт назначения и выдаче его грузополучателям.

Особым образом решается вопрос о соотношении договоров транспортной экс­педиции и перевозки в том случае, когда обязательство по экспедированию груза принимает на себя его перевозчик. Согласно пункту 2 статьи 801 ГК РФ правила главы 41 ГК РФ о транспортной экспедиции распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком. Комментируя это правило, В.Т. Смирнов и Д.А. Медведев утверждают: "В этом слу­чае перевозчик не вправе заключать договор перевозки от собственного имени, но может выступать в качестве коммерческого представителя иной стороны (п.3 ст. 182 ГК). Кроме того, при использовании в качестве экспедитора самого перевоз­чика могут сложиться две ситуации. В одной из них перевозчик выступает экспеди­тором по отношению к другому лицу (например, другому перевозчику) и правила об экспедиции применяются без каких-либо изъятий. В другой - перевозчик стано­вится экспедитором по отношению к собственной перевозке. В последнем случае экспедиция накладывается на перевозку, имея одинаковый субъектный состав в двух обязательствах. Это сказывается на ответственности сторон, сроках давности и дру­гих условиях исполнения обоих договоров"1.

Приведенные рассуждения не поддаются какому-либо логическому объясне­нию. В частности, непонятно: почему перевозчик (скажем, автотранспортное пред­приятие, доставляющее груз на станцию железной дороги), взявший на себя обяза­тельства по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузоотправителя, дей­ствуя, кроме того, в качестве экспедитора, не может заключить договор перевозки груза с железной дорогой, если такое условие предусмотрено договором, заключен­ным с грузоотправителем? И почему в этом случае перевозчик-экспедитор должен выступать в качестве коммерческого представителя иной (какой?) стороны?

Возникают вопросы и относительно двух ситуаций, якобы складывающихся "при использовании в качестве экспедитора самого перевозчика". Например, как может перевозчик, выполняющий транспортно-экспедиционные услуги, высту­пать экспедитором по отношению к другому перевозчику либо иному лицу или тем паче "по отношению к собственной перевозке", если экспедитором он является толь­ко в отношении клиента, с которым заключен договор экспедиции?

_________________

1 Гражданское право: Учеб.: Ч. II /Под ред. АЛ. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1997.С.414

На самом деле законодатель, предусмотрев правило о распространении норм о транспортной экспедиции на случаи, когда в соответствии с договором обязанно­сти экспедитора исполняются перевозчиком, имел в виду, что перевозчик, заключая с грузоотправителем договор перевозки груза, может принимать на себя дополни­тельные обязательства по транспортно-экспедиционному обслуживанию отправителя груза, выходящие за рамки обязательств, вытекающих из договора перевозки. При этом учитывалась реальная практика, складывающаяся в последние десятиле­тия (перед принятием ГК РФ), когда автотранспортные предприятия, а также транспортно-экспедиционные конторы, действующие при железнодорожных стан­циях, морских и речных портах, действительно принимали на себя такие обяза­тельства по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей.

Распространив на эти правоотношения правила о договоре транспортной экс­педиции, законодатель тем самым предопределил правовую природу договоров пе­ревозки груза, по которым перевозчик одновременно исполняет обязанности экспе­дитора. Как известно, прямое применение норм о каком-либо договоре к правоот­ношениям, вытекающим из иного договора, свидетельствует о том, что этот послед­ний договор содержит элементы первого договора. Иными словами, если перевозчик одновременно исполняет обязанности экспедитора, речь идет уже не о договоре пе­ревозки, а о смешанном договоре (п. 3 ст. 421 ГК РФ), включающем в себя обяза­тельства как по перевозке груза, так и по транспортной экспедиции. Выполняя обяза­тельства по транспортной экспедиции, перевозчик и действует в качестве экспедито­ра, располагая правом на заключение договоров перевозки либо от имени клиента (грузоотправителя) либо от собственного имени в зависимости от условий договора.

Транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителя (грузополучате­ля) может осуществляться самим перевозчиком и при перевозке груза в прямом со­общении. Например, при автомобильной перевозке груза автотранспортная органи­зация может принять на себя такого рода обязательства (принятие груза на складе третьего лица, погрузка его в автомобиль, охрана груза в пути следования, выдача его в пункте назначения получателю с проверкой веса и состояния груза и т.п.), которые она будет выполнять в качестве экспедитора.

Для всех подобных случаев, когда перевозчик груза принимает на себя также исполнение обязанностей экспедитора, в принципе, были возможны два варианта правового регулирования правоотношений, складывающихся между перевозчиком груза и грузоотправителем. Первый вариант заключается в том, чтобы исходить из имманентной принадлежности дополнительных экспедиционных обязанностей перевозчика содержанию сложного договора перевозки и в связи с этим ограни­читься регламентацией соответствующего правоотношения нормами о договоре пе­ревозки, а в части, ими не урегулированной, - общими положениями о гражданско-правовом договоре и обязательствах. Второй вариант состоит в том, чтобы строить схему правового регулирования соответствующих правоотношений исходя из того, что договор перевозки, включающий в себя обязанности перевозчика по экспедици­онному обслуживанию грузоотправителя, должен квалифицироваться как смешан­ный договор, вследствие чего к отношениям сторон подлежат применению в соот­ветствующих частях правила об обоих договорах (перевозки и транспортной экспе­диции), элементы которых содержатся в смешанном договоре.

Законодатель, как известно, остановился на втором варианте, распространив действие норм о транспортной экспедиции на случаи, когда в соответствии с дого­вором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком, и тем самым внес оп­ределенность в правовое регулирование соответствующих правоотношений.

Практическое значение такого подхода к правовому регулированию договора перевозки, включающего в себя обязательства перевозчика по транспортно-экспе­диционному обслуживанию грузоотправителя (грузополучателя), состоит не столько в том, что соответствующие правоотношения должны регулироваться нормами о транспортной экспедиции (число таких норм, во всяком случае до принятия зако­на о транспортно-экспедиционной деятельности, весьма незначительно), а скорее

в том, что к указанным правоотношениям не могут применяться правила о договоре перевозки, многие из которых отличаются значительной спецификой (например, нормы об ограниченной ответственности перевозчика за неисполнение обязательств, об обязательном претензионном порядке, о сокращенном сроке исковой давности и т.п.). В подобных случаях правоотношения, складывающиеся между перевозчи­ком и грузоотправителем (в части обязательств по транспортно-экспедиционному обслуживанию последнего), за неимением специальных правил в главе 41 ГК РФ о транспортной экспедиции должны регулироваться общими положениями о граж­данско-правовых обязательствах.

5. Предмет договора транспортной экспедиции

      В современной юридической литературе складывается представление о предмете договора транспортной экспедиции как о совокупности оказываемых экспеди­тором услуг, связанных с перевозкой груза. Например, В. Т. Смирнов и Д.А. Медве­дев пишут: "Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, свя­занные с перевозкой груза. Такие услуги могут быть весьма различными. Они де­лятся на основные (по организации перевозок, включая заключение договора пере­возки) и дополнительные, которые могут охватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспеди­тор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя ("от склада до склада"). При частичном обслужи­вании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получе­нием груза. И в том и в другом случае к основным услугам могут быть добавлены дополнительные"1.

Г.П. Савичев полагает, что предмет договора транспортной экспедиции "обус­ловлен теми функциями, которые выполняет экспедитор в процессе перемещения грузов клиента. При выполнении этих функций экспедитор уполномочен совершать юридические действия: заключать от своего имени или от имени клиента договор перевозки; осуществлять отправку и получение груза; заниматься раскредитацией транспортных документов; производить оплату услуг перевозчика; принимать на себя правовое обеспечение интересов клиента, а также производить операции вспомогательного характера. К их числу можно отнести, в частности, упаковку гру­за, его погрузку и разгрузку, складирование и т.п.2. При этом Г.П. Савичев под­черкивает направленность всех услуг экспедитора независимо от их характера "на организацию перевозочного процесса, призванную способствовать выполнению договора перевозки груза". В связи с этим предмет договора транспортной экспеди­ции определяется Г.П. Савичевым как "совокупность юридических действий и вспо­могательных операций, направленных на организацию перевозки груза и способ­ствующих надлежащему выполнению договора перевозки этого груза"3.

В.А. Егиазаров указывает: "Предметом договора транспортной экспедиции яв­ляются услуги, связанные с перевозкой груза. Услуги, оказываемые экспедитором, могут быть основными и дополнительными. Как правило, это определяется догово­ром, заключенным между экспедитором и клиентом"4.

При этом   В.А. Егиазаров    обращает    внимание    на то,   что определенные

___________

Информация о работе Договор транспортной экспедиции. Ответственность экспедитора за несохранность груза