Договор транспортной экспедиции. Ответственность экспедитора за несохранность груза

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Транспортно-экспедиционное (экспедиторское) обслуживание (далее ТЭО) необходимо рассматривать во взаимосвязи двух составляющих – транспортного и экспедиционного обслуживания.
Под транспортным обслуживанием подразумевается деятельность, связанная с перемещением грузов в пространстве и во времени.

Файлы: 1 файл

Договор транспортной экспедиции.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

____________________

1 Шварц Х.И. Указ. соч. С. 151.

 

завершения перевозки видами экспедиционных обязательств являются; информирование грузополучателя о при­бывшем или прибывающем в его адрес грузе; раскредитация транспортных доку­ментов; окончательные расчеты с перевозчиком; получение груза и доставка его на склад получателя"1

Неразрывная связь экспедиционных услуг с перевозкой грузов, направленность договора транспортной экспедиции исключительно на организацию или обеспече­ние процесса перевозки грузов позволяют также отличать услуги, оказываемые клиенту экспедитором, от некоторых иных операций и услуг, оказываемых грузоот­правителям, грузополучателям и транспортным организациям со стороны иных орга­низаций, обслуживающих участников транспортного процесса. Например, лоцман­ские, навигационные и иные подобные услуги на морском транспорте характеризу­ются направленностью на обеспечение безопасности движения и сохранности самих транспортных средств, которые могут использоваться, в том числе и для пе­ревозок грузов. Поэтому указанные услуги не могут составлять предмет договора транспортной экспедиции. На воздушном транспорте к этой же категории услуг относятся операции и услуги по обслуживанию воздушного движения, а также метеоро­логическое, радио-, электро- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродром­ное и другое обеспечение полетов воздушных судов, которое осуществляется на еди­нообразных условиях за плату (ст. 69 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Другим важным признаком договора транспортной экспедиции, позволяющим отграничивать указанный договор, в частности, от договоров поручения  и  комис­сии,  является   наличие   в  обязательствах   экспедитора

обязанности   совершать   как   юри­дические,    так  и  фактические  действия,

_____________________

1 Гражданское право: Учеб.: В 2 т. Том II. Полутом 2 / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. С. 65.

 

направленные на обеспечение перевозки гру­зов. На это в свое время указывал О.С. Иоффе: "Тесное переплетение фактических и юридических действий и выделяет экспедицию из числа других договоров по ока­занию услуг"1.

Правда, в юридической литературе советского периода можно встретить и иную позицию. Так, М.Е. Ходунов считал, что "сочетание действий фактического и юри­дического порядка вовсе не является отличительным признаком договора экспеди­ции... Что касается извещения клиента об отправленных или прибывших грузах, то обязанность экспедитора известить клиента, так же как и его обязанность хра­нить груз до сдачи перевозчику или клиенту, не является специфическим признаком договора экспедиции"2.

По мнению В.К. Андреева, все обязанности экспедитора "можно подразделить на две группы: юридические действия и операции производственного характера. Осуществление транспортно-экспедиционного обслуживания невозможно без вы­полнения экспедитором операций по приему и сдаче грузов другим видам транс­порта, по оформлению перевозочных документов, ведению расчетных операций. Совершая эти действия, автотранспортный комбинат или предприятие промышлен­ного железнодорожного транспорта по поручению клиента заключает договор пе­ревозки грузов с соответствующей транспортной организацией или вступает в этот договор в роли грузополучателя"3.

Дискуссия о таком признаке договора транспортной экспедиции, как наличие в обязательстве экспедитора сочетания юридических и фактических действий, имев­шая место в советский период, во многом объяснялась отсутствием     в  законодатель­стве    легального    определения     договора

транспортной   экспедиции,   который в то вре­мя находил выражение лишь в

____________________

1 Иоффе О.С. Указ. соч. С. 544.

2 Ходунов М.Е. Указ. соч. С. 162-163.

3 Андреев В. К. Транспортно-экспедиционное обслуживание. М., 1997. С. 35-36.

 

так называемых обязательствах по транспортно-экспедиционному обслуживанию, которые обычно присоединялись к обязательствам перевозчика по перевозке груза.

Действующий ГК РФ такое легальное определение договора транспортной экс­педиции предусматривает (п. 1 ст. 801), а содержащаяся в нем  формулировка обяза­тельства экспедитора: "выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза" -  свидетельствует о том, что речь идет о любых услугах, в том числе и о тех, которые могут быть выражены как в юридических, так и в фактических действиях. Данный признак, бес­спорно, позволяет отличать договор транспортной экспедиции от договоров пору­чения и комиссии, по которым соответственно поверенный и комиссионер обязуют­ся совершать лишь юридические действия (сделки).

Однако следует заметить, что выделение этого признака договора транспорт­ной экспедиции носит целевой характер (для отграничения данного договора от смежных договоров поручения и комиссии) и не может использоваться при ана­лизе обязательств экспедитора в качестве критерия дифференциации услуг, оказываемых последним клиенту, как это делает, например, Г.П. Савичев. По его мне­нию, все экспедиционные обязательства "подразделяются на обязательства по ока­занию услуг юридического характера и обязательства по оказанию фактических ус­луг. Обязательствами по оказанию юридических услуг являются: заключение экспе­дитором от своего имени договора перевозки грузов; производство расчетов с перевозчиком за оказанные им услуги по перемещению грузов; оформление со­глашений о страховании грузов и т.п. Обязательствами по оказанию фактических услуг являются: проверка состояния груза, предназначенного к перевозке; произ­водство погрузочно-разгрузочных работ; информирование грузополучателя о при­бывшем в его адрес грузе, и т.п."1.

1 Гражданское право: Учеб.: В 2 т. Том II. Полутом 2 / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. С. 64.

 

Такая дифференциация обязательств экспедитора лишена практического смыс­ла, поскольку при этом теряется цель договора транспортной экспедиции - обеспе­чение или организация перевозки груза, а единый процесс исполнения обязательств, вытекающих из этого договора, разбивается на противопоставляемые друг другу некие юридические и фактические действия экспедитора.

       Еще одна отличительная черта договора транспортной экспедиции кроется в осо­бенностях его правового регулирования. Эти особенности состоят в том, что, во-первых, в ГК РФ отсутствует закрытый перечень услуг, признаваемых обязатель­ными для договора транспортной экспедиции; во-вторых. Кодекс допускает (а точ­нее говоря, прямо предусматривает) возможность принятия специального закона о транспортно-экспедиционной деятельности, положения которого в части опреде­ления условий выполнения договора транспортной экспедиции объявляются при­оритетными по сравнению с соглашением сторон. Аналогичной привилегией пре­имущественного (по отношению к условиям договора) применения наделяются так­же нормы иных федеральных законов и правовых актов, относящихся к транспорт­ной экспедиции (п. 3 ст. 801 ГК РФ).

Первая особенность выражается в том, что законодатель, определяя понятие договора транспортной экспедиции, не указывает конкретные виды услуг, в отно­шении которых сформулирована обязанность экспедитора по их выполнению или организации выполнения. Единственное императивное требование, предъявляе­мое к этим услугам, состоит в том, что они должны быть связаны с перевозкой груза.

Что касается обязанностей экспедитора (организовать перевозку груза, заклю­чить от имени клиента или от своего имени договоры перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза), а также дополнительных экспедиционных услуг (получение документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка и т.п.), которые перечислены в пункте 1 статьи 801 ГК РФ, то в отношении них законодатель говорит о том, что они "могут быть" предусмотрены договором транспортной экспедиции.

Это обстоятельство свидетельствует о чрезвычайно широкой сфере примене­ния договора транспортной экспедиции и позволяет квалифицировать в качестве такового всякое соглашение, заключаемое грузоотправителем или грузополучателем с организацией, которая может быть признана экспедитором, и предусматрива­ющее выполнение для грузоотправителя или грузополучателя любых операций и услуг, связанных с перевозкой груза. Именно такой подход обнаружил себя в судебно-арбитражной практике.                                          

        Вторая особенность правового регулирования договора транспортной экспе­диции, как отмечалось ранее, состоит в том, что правовые нормы об этом договоре, содержащиеся в главе 41 ГК РФ, далеко не исчерпывают законодательное регули­рование договора транспортной экспедиции, напротив, в самом Кодексе (п. 3 ст. 801) имеется прямая ссылка на закон, которым должны быть определены усло­вия выполнения договора транспортной экспедиции, а именно - закон о транспорт-но-экспедиционной деятельности1. Причем правила, которые будут предусмотре­ны этим законом, а также другими федеральными законами и иными правовыми актами (указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правитель­ства Российской Федерации), в иерархии правового регулирования условий догово­ра транспортной экспедиции ставятся выше, нежели условия договора, выработан­ные по соглашению сторон.

Данное обстоятельство является свидетельством незавершенности правового регулирования договора транспортной экспедиции и, кстати сказать, доказатель­ством того, что указанный договор никак не может быть

__________________

1 В настоящее время такой закон еще не принят.

 

квалифицирован в качестве "перевозочного" вида других известных гражданско-правовых договоров: поруче­ния, комиссии, агентского договора, - как это имеет место в современной юридиче­ской литературе.

Именно применительно к договору транспортной экспедиции обнаруживается уникальность отмеченного подхода законодателя к регулированию соответствую­щих правоотношений. Такие нормы, которые отсылали бы к специальному закону и заранее отдавали бы ему приоритет перед соглашением сторон, невозможно обна­ружить ни в отдельных главах ГК РФ, посвященных поименованным договорам, относящимся к категории гражданско-правовых договоров о возмездном оказании услуг, ни в его главе 39, посвященной общей модели договора возмездного оказа­ния услуг.

         В современной юридической литературе иногда встречаются попытки в рамках анализа признаков договора транспортной экспедиции обосновать квалифика­цию этого договора в качестве публичного договора (видимо, по аналогии с догово­ром перевозки груза транспортом общего пользования). Например, Г.П. Савичев однозначно утверждает: "Договор транспортной экспедиции является публичным договором, поскольку речь идет об экспедиционных услугах, оказываемых профес­сиональными коммерческими экспедиционными конторами, агентствами, другими предпринимательскими структурами, которые по характеру своей деятельности обя­заны соответствовать требованиям ст. 426 ГК"1.

В связи с этим следует заметить, что профессионализм исполнителя, осуществ­ляющего предпринимательскую деятельность, отнюдь не является критерием отне­сения того или иного договора к числу публичных договоров. Иначе все договоры о возмездном оказании услуг коммерческими организациями или индивидуальны­ми предпринимателями придется считать публичными договорами.      По  этому   пово­ду     Брагинский    правомерно

___________________

1 Гражданское право: Учеб.: В 2 т. Том II. Полутом 2 / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. С. 66.

указывает: "Режим публичных договоров является исключением из того общего, который опирается на принцип "свободы договоров". Указанное исключение представляет собой один из случаев действия публичного начала в гражданском праве. Режим "публичных договоров" прямо противополо­жен режиму "свободы договоров", наиболее полно выражающему частноправовые начала, составляющие основу гражданского права"1.

Как известно, целями отнесения того или иного договора к категории публич­ных признаются:

во-первых, необходимость защиты слабой стороны в соответствующем дого­ворном правоотношении (потребителя товаров, работ, услуг);

во-вторых, создание гарантий функционирования свободного рынка, основан­ного на конкуренции между производителями товаров, работ и услуг, и, напротив, борьба с монопольными тенденциями.

А ведь смысл статьи 426 ГК РФ (публичный договор) состоит в предоставлении льгот потребителю, которые заведомо не распространяются на его контрагента, что ведет к выравниванию положения сторон в соответствующем договорном правоотношении2.

В дополнение к сказанному можно напомнить и о таком признаке публичного договора, как особый характер деятельности коммерческой организации, в силу которого выполняемые ею операции и услуги должны осуществляться в отношении каждого, кто к ней обратится (п. 1 ст. 426 ГК РФ).

Применительно к договору транспортной экспедиции практически невозмож­но обнаружить ни одного признака, позволяющего отнести его к категории публич­ных договоров, ни в целях (направленности) данного договора, ни в характере деятельности экспедиторских организаций.

______________________

1 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 1997. С. 197-198.

2 См.: Там же. С. 198-200.

Напротив, многообразие вариантов выпол­няемых экспедиторами операций и услуг, которые могут быть предусмотрены кон­кретным договором транспортной экспедиции, исключает возможность примене­ния механизма заключения публичного договора, обязательным требованием кото­рого, как известно, является одинаковость основных условий договора для всех по­требителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ). Кроме того, не следует забывать, что экспедитор выполняет роль посредника между перевозчиком груза и грузоотправителями, гру­зополучателями, которые всегда могут отказаться от соответствующих посредни­ческих услуг. Данное обстоятельство также свидетельствует о невозможности при­менения к договору транспортной экспедиции конструкции публичного договора.

Информация о работе Договор транспортной экспедиции. Ответственность экспедитора за несохранность груза