Договор транспортной экспедиции. Ответственность экспедитора за несохранность груза

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Транспортно-экспедиционное (экспедиторское) обслуживание (далее ТЭО) необходимо рассматривать во взаимосвязи двух составляющих – транспортного и экспедиционного обслуживания.
Под транспортным обслуживанием подразумевается деятельность, связанная с перемещением грузов в пространстве и во времени.

Файлы: 1 файл

Договор транспортной экспедиции.doc

— 363.00 Кб (Скачать)


86

 

 

2. Соотношение договора транспортной экспедиции и иных договоров о возмездном оказании услуг

           Нам уже приходилось отмечать, что в юридической литературе высказываются  разные позиции по поводу соотношения договора транспортной экспедиции с некоторыми иными договорами, относящимися к договорам о возмездном оказа­нии услуг: поручения, комиссии, агентирования, хранения, перевозки. При этом диапазон разброса мнений чрезмерно широк: от отрицания самостоятельного ха­рактера договора транспортной экспедиции и сведения его к "перевозочному" виду иных известных договоров в зависимости от того, от своего имени или от имени клиента действует экспедитор, а также от того, какой характер носят эти действия1, до признания самостоятельного характера экспедиционного обязательства, образу­емого целиком из элементов, относящихся к иным типам договорных обязательств2. При этих условиях, как нам представляется,

был бы   весьма    полезным    деталь­ный   сравнительный   анализ    договора

___________________

1 См.: Романец Ю.В. Указ. соч. С. 438-439.

2 См.: Иоффе О.С. Указ. соч. С. 544.

транспортной экспедиции и тех договоров (в отдельности), которые обычно относят к числу смежных или сходных договорных конструкций по отношению к договору транспортной экспедиции.

 

3. Транспортная экспедиция и хранение

По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, пере­данную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохран­ности. В договоре хранения, в котором хранителем является коммерческая органи­зация либо некоммерческая организация, осуществляющая хранение в качестве од­ной из целей своей профессиональной деятельности (профессиональный хранитель), может быть предусмотрена обязанность хранителя принять на хранение вещь от поклажедателя в предусмотренный договором срок (пункты 1 и 2 ст. 886 ГК РФ).

Из данного определения договора хранения следует вывод, что по общему пра­вилу указанный договор является реальным договором (обязанности хранителя рас­пространяются лишь на. переданную ему вещь). Вместе с тем, если в этих отношени­ях принимает участие профессиональный хранитель, он может взять на себя обязан­ность принять от поклажедателя вещь на хранение, а соответствующий договор хранения приобретает в этом случае консенсуальный характер.

Договор хранения, так же как и договор транспортной экспедиции, относится к договору возмездного оказания услуг, что само по себе оправдывает рассмотре­ние вопроса о соотношении указанных договоров. Еще одним серьезным мотивом для рассмотрения этого вопроса может служить то обстоятельство, что среди услуг, оказываемых клиенту экспедитором по договору транспортной экспедиции, в зако­нодательстве указана и такая услуга, как хранение груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

В свое время О.С. Иоффе относил хранение груза к фактическим действиям экспедитора, выполняемым по договору транспортной экспедиции. Он указывал:

"Экспедитор может выполнять такие фактические действия, как доставка груза на транспорт или с транспорта на склад получателя, погрузочно-разгрузочные рабо­ты, хранение грузов до сдачи их органам транспорта или до момента их вручения клиенту и др."1 М.Е. Ходунов, однако, не считал услуги по хранению грузов при­знаком экспедиции, полагая, что подобные фактические действия имеют место, например, и в договоре комиссии, поскольку "комиссионер, принимающий ту или иную вещь от комитента для продажи или приобретающий имущество для комитента, обязан принять меры для обеспечения сохранности его"2.

О каких же услугах экспедитора по хранению груза идет речь в статье 801 РФ? Видимо, однозначно ответить на этот вопрос невозможно, а следует гово­рить о различных вариантах договорных конструкций, аналогичных транспортной экспедиции, включающих в себя обязанности по хранению (сбережению и сохран­ности) имущества.

М.И. Брагинский подчеркивает, что соответствующая ситуация "может создать­ся, если сторона в связи с исполнением своих обязательств по договору, предметом которого служит экономическое или фактическое движение вещей, заключает са­мостоятельный договор хранения с третьим лицом"3. Такую ситуацию следует при­знать типичной для договоров транспортной экспедиции организационного харак­тера, заключенных на длительный срок и предусматривающих полное транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей (грузополучателей), периодиче­ски отправляющих (получающих) большие партии грузов. В ____________________

1 Иоффе О.С. Указ. соч. С. 544.

2 Ходунов М.Е. Указ. соч. С. 161.

3 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ.соч. С. 652

 

качестве гарантии исполнения обязательств, вытекающих из подобных договоров транспортной экс­педиции, экспедитор должен заблаговременно заключить договоры складского хра­нения, предусматривающие обязанность профессионального хранителя принимать на хранение соответствующие грузы.

Вместе с тем, как отмечает М.И. Брагинский, "гораздо чаще возникают ситуа­ции, при которых обязательство хранить вещь входит в содержание договоров ино­го типа, и тогда прибегают к одному из двух вариантов". Суть первого варианта состоит в том, что "обязательство по хранению может составлять неотъемлемую часть единого сложного договора с тем, что без хранения он как таковой существо­вать не может... Второй вариант выражается в том, что хранение может входить в состав не только сложного, но и смешанного договора, при котором элементы различных договоров, в том числе и хранения, набираются специально для конкрет­ного случая самими сторонами, осуществляющими таким образом свое право, опи­раясь на "свободу договоров"1.

Договор транспортной экспедиции относится как раз к числу таких договоров, в чье содержание обычно входит и обязательство по хранению грузов, в отношении которых осуществляется экспедирование. Традиционный набор операций и услуг, осуществляемых экспедитором, включает в себя прием груза от клиента, доставку его в пункт назначения или на станцию железной дороги, в порт, аэропорт и после­дующую отгрузку его в пункт назначения, выгрузку и выдачу его получателю. В этом случае, даже если услуга по хранению груза специально не предусмотрена договором, обязательство экспедитора по хранению экспедируемого груза имманент­но природе такого договора, ибо при доставке груза в пункт назначения и выдаче его получателю, безусловно, должны быть обеспечены целостность и

_________________

1 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ.соч. С. 653

 

сохранность экспе­дируемого груза. Более того, имущественная ответственность экспедитора за нару­шение этого обязательства (утрата, повреждение, недостача экспедируемого груза) составляет едва ли не основной вид ответственности экспедитора по договору транс­портной экспедиции. Особенность этого варианта, когда обязательство хранить груз непосредственно входит в содержание договора транспортной экспедиции, можно обнаружить в правовом регулировании правоотношений по хранению груза, скла­дывающихся между клиентом и экспедитором: регламентация указанных правоот­ношений ограничивается применением норм о договоре транспортной экспедиции, а правила о договоре хранения (гл. 47 ГК РФ) не подлежат применению.

При втором варианте, когда стороны, заключая договор транспортной экспе­диции, включают в текст договора в качестве отдельного самостоятельного обязательства экспедитора обязательство хранить грузы, мы получаем конструкцию сме­шанного договора. Например, договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено обязательство экспедитора принимать грузы клиента на хранение на товарном складе экспедитора, расположенном на прирельсовом участке железной дороги, и по мере его накопления обеспечивать отправку этих грузов получателям.

В этом случае должна использоваться иная схема правового регулирования обязательств по хранению грузов клиента. Как известно, к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о дого­ворах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Следовательно, к право­отношению, складывающемуся между клиентом и экспедитором по поводу хране­ния грузов клиента, подлежат прямому и непосредственному применению (если иное не установлено договором транспортной экспедиции) правила о договоре хранения, содержащиеся в главе 47 ГК РФ.

Вместе с тем на практике могут встречаться и иные сочетания обязательства по транспортной экспедиции и хранению грузов. Так, М.И. Брагинский пишет:

"Возможна и прямо противоположная ситуация, при которой хранитель как сторо­на в одноименном договоре, помимо собственно хранения и в непосредственной связи с ним, принимает на себя обязанность совершать действия, которые составля­ют предмет других договоров. Имеются в виду оказание хранителем экспедицион­ных услуг, выполнение по поручению поклажедателя функций подрядчика при осу­ществлении работ, необходимых для обеспечения сохранности принятого на хране­ние имущества, осуществление доставки поклажедателю хранимых вещей по окон­чании договора и т.п.". В качестве примера такой ситуации М.И. Брагинский приводит Положение о таможенных складах, утвержденное 10 августа 1993 года1, которое "до­пускает принятие на себя таможенным складом на основе договора складского хране­ния исполнение до 9 операций по обеспечению сохранности переданных товаров и до 13 - по подготовке таких товаров для продажи и по их транспортировке"2.

Представляется, что и в этом случае мы имеем дело со смешанным договором, в котором дополнением к основному договору хранения служат экспедиционные обязательства хранителя. К последним подлежат применению правила о договоре транспортной экспедиции.

4. Транспортная экспедиция и перевозка

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему от­правителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получе­ние груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза _________________

1 См.: Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М., 1996. С. 137-155.

2 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 654.

подтверждается состав­лением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 785 ГК РФ).

При необходимости осуществления систематических перевозок грузов пере­возчик и грузовладелец могут заключить долгосрочный договор об организации перевозки, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В дого­воре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие усло­вия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки (ст. 798 ГК РФ).

В приведенных законодательных формулировках выражены два основных вида договора перевозки груза: договор перевозки конкретного груза, который относит­ся к реальным договорам и вступает в силу лишь с момента передачи груза перевоз­чику, и договор об организации перевозки, который носит консенсуальный харак­тер и предназначен для урегулирования взаимоотношений, складывающихся между грузовладельцем и перевозчиком, по подаче транспортных средств, предъявлению грузов и осуществлению их перевозки в течение определенного (как правило, длительного) периода. Договор транспортной экспедиции может быть построен по различным моделям, приспособленным к обоим видам договора перевозки.

Но прежде всего необходимо заметить, что ключевой момент в соотношении обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции и договора пере­возки, предопределен тем обстоятельством, что составляющие предмет договора транспортной экспедиции многообразные услуги, которые экспедитор обязуется выполнить для клиента или организовать их выполнение, должны быть непосред­ственным образом связаны с перевозкой груза.

Правовая природа указанной связи транспортной экспедиции с перевозкой гру­за по общему правилу определяется тем, что договор перевозки груза признается основным, а договор транспортной экспедиции - дополнительным, вспомогатель­ным, призванным обслуживать основной договор. Например, О.С. Иоффе подчер­кивал, что единство различных действий экспедитора "цементирует... вспомогатель­ный характер деятельности экспедитора по отношению к транспортным перевоз­кам"1. К этой позиции присоединяется и В.К. Андреев, который пишет: "Транспор-тировка грузов не может быть осуществлена без выполнения вспомогательных работ, обычно называемых транспортно-экспедиционными операциями или транспортно-экспедиционной деятельностью"2. На вспомогательный характер транспортной экс­педиции по отношению к перевозке грузов обращает внимание и Г.П. Савичев3.

Представляется, однако, что есть одно исключение из общего правила о подчи­ненном, вспомогательном характере договора транспортной экспедиции по отно­шению к договору перевозки, когда указанные договоры меняются местами, а пра­вовая природа связи транспортной экспедиции и перевозки грузов определяется тем, что уже перевозка грузов обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции. Речь идет о таком договоре транспортной экспедиции, по которому экспедитор принимает на себя обязанность организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиен­том (п. 1 ст. 801 ГК РФ). Для экспедитора, принявшего на себя такое обязательство, заключение необходимых договоров перевозки груза в целях его доставки в пункт назначения является лишь действием, направленным на

исполнение основного обя­зательства, вытекающего из договора транспортной экспедиции. Такая модель договора транспортной  экспедиции

___________________

1 Иоффе О.С. Указ. соч. С. 544-545.

2 Андреев В.К. Указ. соч. С. 5-6.

3 См.: Савичев Г.П. Указ. соч. С. 66.

была известна и в советский период. В подобной ситуации тогда говорили о полном транспортно-экспедиционном обслуживании. "Полное транспортно-экспедиционное обслуживание, встреча­ющееся сравнительно редко, - писал О.С. Иоффе, - выражается в том, что экспеди­тор принимает на себя выполнение всех работ, начиная от движения груза со склада отправителя и кончая сдачей его на складе получателя"1.

Информация о работе Договор транспортной экспедиции. Ответственность экспедитора за несохранность груза