Договор транспортной экспедиции. Ответственность экспедитора за несохранность груза

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Транспортно-экспедиционное (экспедиторское) обслуживание (далее ТЭО) необходимо рассматривать во взаимосвязи двух составляющих – транспортного и экспедиционного обслуживания.
Под транспортным обслуживанием подразумевается деятельность, связанная с перемещением грузов в пространстве и во времени.

Файлы: 1 файл

Договор транспортной экспедиции.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

1 Гражданское право: Учеб.: Ч. II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 415.

        2 Гражданское право: Учеб.: В 2 т. Том II. Полутом 2 / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. С. 68.

           3 Там же.

           4 Егиазаров В.А. Указ. соч. С. 171.

требования к транспортно-экспедиционным услугам предъявляются также нормативными актами, которые должны со­блюдаться сторонами договора транспортной экспедиции, и приводит в качестве примера Государственный стандарт Российской Федерации "Экспедиторские услу­ги на железнодорожном транспорте" (ГОСТ Р.51133-98), утвержденный постанов­лением Госстандарта России от 23 января 1998 г. № 14"1. Указанным государствен­ным стандартом предусмотрены перечни основных и дополнительных услуг, пре­доставляемых экспедиторами на железнодорожном транспорте. В частности, к чис­лу основных отнесены: услуги по оформлению документов, сдаче и получению груза (заполнение транспортной железнодорожной накладной и комплекта перево­зочных документов; оформление переадресовки грузов; предъявление грузов к перевозке; выдача грузов на станциях назначения); услуги по завозу-вывозу грузов (доставка грузов от склада грузоотправителя до железнодорожной станции и от стан­ции до склада грузополучателя автомобильным транспортом); услуги по погрузочно-разгрузочным и складским работам (погрузка и выгрузка железнодорожного со­става и автомобильного транспорта; сортировка грузов, комплектование отправок; погрузка грузов в контейнеры и выгрузка из них и т.п.); информационные услуги (уведомление грузополучателей об отправке грузов в их адрес; уведомление о про­движении грузов и подходе их к станции назначения; слежение за продвижением гру­за от станции отправления до станции назначения; уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю и т.п.); услуги по страхованию грузов (подготовка к заключению договора страхования грузов; уплата страховых взносов; оформление документов при

наступлении страхового случая и т.п.); платежно-финансовые услуги (оформление и уплата провозных платежей, сборов и штрафов; проведение расчет­ных операций за перевозку грузов с отдельными станциями, портами и   

_______________________________

     1 Егиазаров В.А. Указ. соч. С. 171.

пристанями).

В круг дополнительных услуг, которые могут быть предусмотрены договором транспортной экспедиции, действующим в сфере железнодорожного транспорта, согласно названному государственному стандарту включены следующие услуги: получение требующихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностей; проверка количества и состояния груза; погрузка и выгрузка груза; уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза, его получение в пункте назначения; выполнение иных операций и услуг.

В.А. Егиазаров подчеркивает, что "оказание подобных услуг (как основных, так и дополнительных) может осуществляться также перевозчиком в тех случаях, когда обязанности экспедитора исполняются самим перевозчиком в соответствии с договором, заключенным между ним и грузоотправителем, грузополучателем"1.

       Если обратиться к юридической литературе советского периода, то там также можно встретить аналогичные взгляды на предмет договора транспортной экспеди­ции, понимаемый как совокупность операций и услуг, выполняемых экспедитором. Причем указанные услуги обычно дифференцировались на юридические действия и операции производственного характера, которые подвергались детальному ана­лизу. Например, Х.И. Шварц по этому поводу указывал: "Юридические действия экспедитора по приему и сдаче грузов связаны с такими операциями, как осмотр подвижного состава, осмотр груза, тары и пломб, проверка маркировки груза и про­возных документов, оформление перевозочных документов, раскредитование доку­ментов на прибывший груз, составление товарно-транспортных накладных, оформ­ление пропусков на вывоз грузов с грузового   двора   станции,       составление       железно­дорожных накладных

______________

1Егиазаров В.А. Указ. соч. С. 171-173.

на складе клиента, визирование железнодорожных наклад­ных, получение от железнодорожных станций квитанций на отправленный груз, доставка этих квитанций клиенту"1. К категории расчетных операций, совершаемых экспедитором (которые также представляют собой юридические действия экспедито­ра), Х.И. Шварц относил действия по уплате за клиента провозных платежей и сборов железнодорожному и иным видам транспорта и выставлению счетов клиенту в целях возмещения расходов, понесенных экспедитором, и получения вознаграждения за оказанные услуги. Среди юридических действий экспедитора Х.И. Шварцем вы­делялись также действия по правовому обеспечению интересов клиентуры, по сопровождению грузов, а также информационные услуги, оказываемые клиентам2.

Что касается операций производственного характера, то, по мнению Х.И. Швар­ца, они сводились к выполнению погрузочно-разгрузочных работ (или организации их выполнения); производству таких технических операций, как складирование гру­зов, их хранение, подвеска бирок, маркировка грузов; надлежащей упаковке грузов и их креплению в подвижном составе, а также осуществлению проверки веса и со­стояния экспедируемого груза3.

Некоторым своеобразием отличалась позиция О.С. Иоффе, который полагал, что предмет договора транспортной экспедиции составляют два объекта: матери­альный и юридический. По этому поводу он писал следующее: "Материальным объектом договора экспедиции являются грузы, обрабатываемые экспедитором. Но они составляют и материальный объект договора перевозки. Поэтому специфи­ка экспедиции воплощается не в ее материальном, а в юридическом объекте — тех операциях, которые относительно груза обязан совершить экспедитор"4. К числу таких операций

 

______________________________

1 Шварц Х.И. Указ. соч. С. 154.

2 См.: Там же.

3 См.: Шварц Х.И. Указ. соч. С. 154-155.

4Иоффе О.С. Указ. соч. С. 548.

О.С. Иоффе относил подготовку груза к перевозке, оформление пе­ревозки, доставку груза, его погрузку и выгрузку, таможенные операции, инфор­мационную деятельность. При этом он подчеркивал, что "не все перечисленные опе­рации должны обязательно составлять юридический объект каждого из экспедици­онных договоров. Но любой договор включает хотя бы какую-то их часть, причем обязательно те, которые опосредствуют связь клиентуры с транспортом"1.

Особое место в системе экспедиционных договоров (с точки зрения предмета вытекающих из них обязательств) О.С. Иоффе отводил договорам транспортной экс­педиции "с таким юридическим объектом, как организация перевозок грузов в кон­тейнерах (контейнерные перевозки). На основе этих договоров, - подчеркивал О.С. Иоффе, - экспедитор предоставляет клиенту контейнеры и нередко принимает на себя обязанность доставить их с грузом со склада отправителя на склад получателя через посредство железнодорожного транспорта. В результате контейнерные перевоз­ки зачастую и осуществляются в форме полного экспедиционного обслуживания"2 .

В позиции О.С. Иоффе относительно предмета договора транспортной экспе­диции обнаруживается определенная системная непоследовательность. Дело в том, что О.С. Иоффе выступал в свое время сторонником разграничения обязательств подряда и обязательств по оказанию услуг. Причем в качестве основной отличи­тельной черты последних признавалось отсутствие овеществленного результата. В другом месте цитируемой работы О.С. Иоффе мы находим следующий вывод: "В обязательствах по производству работ одному из контрагентов поручается дос­тижение определенного материального результата. Если он не достигнут, обязатель­ство считается   невыполненным,    хотя бы   обязанное    лицо и   делало  все

_________________

1Иоффе О.С. Указ. соч. С. 548.

2 Там же. С.549.

необходимое для его достижения... В обязательствах по оказанию услуг один из контрагентов поручает другому ведение определенного дела, не связанного с созданием матери­ального результата, а направленного на достижение различных иных эффектов. Поэтому, если порученное дело ведется должным образом, считается, что контр­агент выполняет принятое на себя обязательство, хотя бы ожидаемый эффект и не наступил"1.

Несмотря на то что договор транспортной экспедиции - один из типичных до­говоров, относящихся к обязательствам по оказанию услуг, цель которого по опре­делению не может состоять в получении овеществленного результата, а состоит в эффекте обеспечения перевозки груза, О.С. Иоффе включил в его предмет в каче­стве одного из двух элементов "материальный объект" - груз. Видимо, тем самым подчеркивался обязательный признак экспедиционных услуг, а именно их непре­менная связь с перевозкой груза. Однако сам перевозимый груз, на наш взгляд, не может служить составной частью предмета транспортно-экспедиционных обяза­тельств ("материальным объектом"), как обязательств по оказанию услуг, не пре­следующих цель получения овеществленного результата.

Указанная непоследовательность взглядов О.С. Иоффе отмечается М.И. Бра­гинским применительно к разграничению обязательств подряда и оказания услуг. Как пишет М.И. Брагинский, "несоответствие проявилось и при решении конкрет­ного вопроса: к какому виду договоров следует отнести отношения, связанные с погрузочно-разгрузочными работами? Называя различные варианты подряда, О.С. Иоффе в качестве примера включил сюда и данные работы. И все же это не помешало ему одновременно обозначить в составе договоров на оказание услуг "экспедицию", которая, как отмечал сам же автор, имеет своим основным элемен­том "доставку, погрузку и выгрузку товаров", т.е. именно и только то, что автор считал необходимым признаком

_________________

1Иоффе О.С. Указ. соч. С. 489.

 

 

подряда"1.

Рассуждая о предмете договора транспортной экспедиции, не следует забывать о его двустороннем и взаимном характере. Данное обстоятельство предопределяет необходимость включения в предмет этого договора не только действий экспедито­ра по выполнению или организации выполнения соответствующих услуг, связан­ных с перевозкой груза, но и действия клиента по возмещению экспедитору понесенных им расходов (он ведь исполняет свои обязательства "за счет другой сторо­ны"), а также по уплате экспедитору причитающегося ему вознаграждения.

Представляется также, что необходимо вести речь о различных вариантах пред­мета договора, которые дают разные модели (виды) договора транспортной экспе­диции. В самом деле, нельзя не видеть разницы между договорами транспортной экспедиции, когда в одном случае экспедитор принимает на себя обязательство орга­низовать перевозку груза и в этих целях ему предоставляются правомочия заклю­чать сделки и совершать иные, как юридические, так и фактические, действия, а в другом - обязательство экспедитора сводится к сопровождению груза, доставля­емого на основании договора перевозки, заключенного автотранспортной органи­зацией непосредственно с клиентом, на станцию железной дороги и сдаче его пере­возчику от имени клиента и по его доверенности.

Предлагаемое в юридической литературе разграничение данных видов догово­ра транспортной экспедиции лишь по количественному признаку (так называемое полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание) представляет собой чисто механический подход, основанный на подсчете числа операций и ус­луг, выполняемых экспедитором. Такой подход не добавляет ничего к пониманию целей и сущности договора транспортной    экспедиции   и   совершенно   не   учитывает    качественных

_________________

1 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 205

различий между этими разными видами договора транспортной экспедиции.

Кроме того, этот подход неверен и с точки зрения формальной логики: как мо­жет быть "полным" то, что не имеет пределов. В законодательстве отсутствует за­крытый перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые могут выполняться экспедитором, а "услуг, связанных с перевозкой груза" (п. 1 ст. 801 ГК РФ) на раз­личных видах транспорта может быть великое множество. Причем характер и пере­чень таких возможных услуг подвержены постоянному изменению в связи с техни­ческим прогрессом в области транспортировки грузов.



86

 

К сожалению, действующий ГК РФ (гл. 41) не выделяет отдельные виды дого­вора транспортной экспедиции и не обеспечивает их дифференцированное регули­рование. Эта задача могла бы быть решена специальным законом о транспортно-экспедиционной деятельности, к которому отсылает Кодекс, но такой закон до на­стоящего времени не принят. С точки зрения надлежащего правового регулирова­ния транспортно-экспедиционных обязательств положения, содержащиеся в главе 41 ГК РФ, могут рассматриваться лишь в качестве "вынесенных за скобки" общих правил, относящихся ко всем видам договора транспортной экспедиции, каждый из которых наряду с этим требует и детального специального регулирования. Таким образом, налицо пробел в законодательстве, который может быть заполнен инициа­тивными условиями, включаемыми сторонами в конкретные договоры транспорт­ной экспедиции. Задача же гражданско-правовой доктрины, как мы ее понимаем, в настоящее время состоит в том, чтобы попытаться выделить отдельные виды до­говора транспортной экспедиции и определить их квалифицирующие признаки, предмет и содержание.

                           6. Виды договора транспортной экспедиции

Как отмечалось ранее, в практической деятельности экспедиторских и транспорт­ных организаций должны использоваться различные модели договора транс­портной экспедиции, отличающиеся между собой не присущим им набором услуг, оказываемых клиенту экспедитором, а конкретными целями каждого из видов дого­вора транспортной экспедиции в рамках общей родовой цели транспортной экспе­диции - обеспечение перевозки грузов, а также по предмету и содержанию обяза­тельств. Помимо общей цели, различные виды договора транспортной экспедиции объединяются в одно родовое понятие "транспортная экспедиция" благодаря общей черте предмета обязательства, а именно: действия экспедитора по выполне­нию или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза.

Информация о работе Договор транспортной экспедиции. Ответственность экспедитора за несохранность груза