Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 16:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение нормативно-правовых актов и авторских исследований и обобщение результатов правового исследования договора строительного подряда.
В соответствии с данной целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть нормативную базу регулирования договора строительного подряда.
2. Раскрыть понятие и сущность договора строительного подряда.
3. Проанализировать предпосылки и порядок заключения договора строительного подряда.
4. Всесторонне охарактеризовать существенные условия договора строительного подряда и их правовое регулирование.
5. Изучить проблемные вопросы, которые возникают в строительно-подрядных отношениях на основании материалов судебной практики.
Введение 3
1. Общие положения договора строительного подряда 6
1.1. Понятие и правовое регулирование договора строительного подряда 6
1.2. Элементы договора строительного подряда 9
1.3. Порядок заключения и расторжения договора строительного подряда 15
1.3.1. Порядок заключения договора строительного подряда 15
1.3.2. Расторжение договора строительного подряда 19
2. Содержание договора строительного подряда 20
2.1. Права и обязанности сторон 20
2.1. Сдача и приемка работ 29
3. Ответственность по договору строительного подряда 31
4. Анализ судебной практики 34
Заключение 41
Список использованной литературы 45
Сравнивая данное определение с определением договора обычного подряда (ГК РФ, ст. 702, п.1), можно заметить, что наряду с предметом договора существенными условиями договора строительного подряда являются еще цена и срок договора, без согласования которых договор не может считаться заключенным. Кроме того, особо выделяется такая обязанность заказчика, как “создание подрядчику необходимых условий для выполнения работ”. Субъектами договора строительного подряда являются заказчик и подрядчик. В роли заказчика могут выступать любые физические и юридические лица. Однако в рассматриваемой области выполнение функций заказчика, в частности осуществление эффективного контроля деятельности подрядчика, требует специальных знаний и навыков, а иногда – наличия особого разрешения на данный вид деятельности. Поэтому на практике функции заказчика нередко передаются специализированным организациям, которые действуют в качестве представителей тех лиц, для которых предназначен строящийся объект. Таким образом, в строительном подряде заказчик и инвестор зачастую не совпадают в одном лице.
Инвесторами являются лица, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование2.
Инвесторами могут быть органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, физические и юридические лица, в том числе иностранные и международные организации. Инвесторы могут сами выступать в роли заказчиков, если они располагают необходимыми для этого возможностями, или могут возложить эти функции на других лиц. В этом случае между инвестором и заказчиком заключается особый инвестиционный договор, который по своей юридической природе чаще всего является либо договором поручения, либо договором комиссии.
Подрядчиками могут быть, во-первых, независимо от форм собственности строительно-монтажные, строительные, проектно-строительные и другие организации и предприятия. Во-вторых, подрядчиками могут быть физические лица либо организации посредников, принимающие на себя функции по координации работ, зарегистрированные и получившие лицензию на строительную деятельность. Лицензирование строительной деятельности осуществляется с целью защиты прав и интересов потребителей строительной продукции. В настоящее время действует “Положение о лицензировании строительной деятельности”3, согласно которому лицензии выдаются Министерством строительства либо другим органом исполнительной власти.
Также
хотелось бы упомянуть о таком
участнике строительно-
Заказчик в целях
Предметом договора строительного подряда является особый результат деятельности подрядчика в виде вновь построенного или реконструируемого предприятия, здания, сооружения или иного объекта недвижимости, а также в виде законченного комплекса монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ или работ по капитальному ремонту зданий и сооружений.5
В случаях, предусмотренных договором, в предмет договора могут включаться не столько строительство (реконструкция) объекта либо выполнение комплекса определенных работ, но и обеспечение эксплуатации объекта в течении указанного в договоре срока (использование зданий, сооружений, технических устройств по назначению, их техническое обслуживание).
Детально предмет договора характеризует техническая документация к договору, в которой указывается вид, объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования.6
Техническая документация включает исходно-разрешительную документацию (ИРД), градостроительную документацию, проектную документацию (проекты на строительство) и др. Ее разработка осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
В ходе разработки технической документации независимо от того, кто (заказчик или подрядчик) ее готовит, независимо от источника финансирования строительства, от организационно-правовой формы организации-заказчика градостроительная документация и проекты на строительство подлежат государственной экспертизе в специально уполномоченных на то государственных органах7
Стоимость (цена) работ является существенным условием договора строительного подряда. Для ее расчета подрядчик должен разработать и представить заказчику смету. Отсутствие сметы может повлечь за собой признание договора строительного подряда недействительным. Этот вывод следует из анализа п.1, ст. 743 ГК РФ. Согласного этого пункта, подрядчик обязан осуществить строительство и связанные с ним работы в соответствии со сметой, определяющий цену работ. Работы, которые выполнил подрядчик, заказчик оплачивает в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. 8 Никаких иных возможностей определения размера оплаты выполненных работ действующее законодательство не предусматривает. Исключение может быть сделано в том случае, если стороны в разделе договора “Порядок определения стоимости” подробно согласуют состав работ и их стоимость.
Цена, указанная в договоре строительного подряда может быть твердой или приблизительной.
Размер твердой цены нельзя изменить, если только не меняются существенные условия самого договора
Приблизительную цену договора устанавливают в том случае, когда есть предположения, что в ходе строительства могут появиться затраты, не учтенные в первоначально согласованной смете. При этом все изменения стоимости затрат по отношению к первоначально согласованной цене подрядчик должен подтвердить документально.
Стороны должны иметь ввиду, что изменить даже приблизительную смету не может только одна из сторон договора, например подрядчик. В соответствии с п.5, ст. 709 ГК РФ подрядчик, который считает, что необходимо существенно увеличить приблизительную смету на стоимость дополнительных работ, обязан предупредить об этом заказчика. Заказчик либо соглашается на изменение цены, либо отказывается от договора, оплатив подрядчику выполненную часть работы. Если же подрядчик приступит к дополнительным работам, не уведомив заказчика, то заказчик имеет право не оплачивать эти работы.
Стороны имеют право не указывать стоимость работ в тексте самого договора подряда. Соглашение о размере цены и ее виде можно оформить в протоколе (ведомости) согласования договорной цены, сделав в договоре необходимую ссылку.
Составляя смету, стороны должны иметь в виду, что даже если смета была твердой, налог на добавленную стоимость все равно взыскивается сверх цены работ, если он не был включен в расчет это цены.9
Еще один существенным условием договора строительного подряда являются начальный и конечный сроки выполнения работ.
Срок выполнения работ по договору строительного подряда регламентируется общими правилами о сроках выполнения работ по договору подряда, предусмотренными в ст. 708 ГК, согласно которой в договоре указываются начальный и конечный сроки выполнения работ. Помимо этого сторонами могут быть предусмотрены сроки завершения отдельных этапов работ, так называемые промежуточные сроки.
Работы должны выполняться в согласованные сроки. Нарушением условия о сроке безусловно признается нарушение конечного срока, а если на этот счет в законе, ином правовом акте или договоре не предусмотрено другого, то также начального и промежуточного сроков.10
Досрочное выполнение работ также может служить нарушением требования о сроке. Досрочное исполнение допускается только с согласия заказчика (ст. 315, 711 ГК РФ).
Если
сроки строительства будут
Форма
договора строительного подряда
в большинстве случаев
Договор
должен составляться с учетом включения
в него подробного перечня прав и обязанностей
сторон, т.к. детальная регламентация прав
и обязанностей сторон по договору строительного
подряда в ряде случаев существенно облегчает
реализацию требований по восстановлению
нарушенного права.
1.3. Порядок заключения и расторжения договора строительного подряда
1.3.1. Порядок заключения договора строительного подряда
Договор
строительного подряда в
Экспертиза
градостроительной и проектно-
Градостроительная документация и проекты строительства, прошедшие экспертизу, подлежат утверждению в установленном порядке. Градостроительная документация утверждается государственными органами представительной и исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством РФ. Проекты строительства, осуществляемого за счет государственных капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета РФ, утверждаются соответствующими органами государственного управления или в устанавливаемом ими порядке.
Наконец, проекты строительства, осуществляемого за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов (включая иностранных), утверждаются непосредственно заказчиками (инвесторами).
Договоры строительного подряда могут заключаться как в обычном порядке, т.е. вступления будущих контрагентов в прямой контакт, согласования ими всех необходимых условий будущего договора и его подписания, так и посредством проведения специальных подрядных торгов, на что и ориентирует действующее законодательство. Порядок организации и проведения торгов определяется Распоряжением Госкомимущества РФ N 660-р, Госстроя РФ N 18-7 от 13.04.1993 (ред. от 18.10.1994) "Об утверждении Положения о подрядных торгах в Российской Федерации", а также развивающими его актами, принимаемыми субъектами РФ. При этом эти акты носят обязательный характер лишь для случаев, которые в них прямо названы. В частности, в соответствии с Положением о подрядных торгах в РФ проведение торгов является обязательным лишь при размещении заказов на вновь начинаемое строительство для федеральных государственных нужд (п.1.3. Положения). В остальных случаях заказчики могут принимать решения о проведении подрядных торгов в порядке, установленном данным Положением.
Под подрядными торгами понимается форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ на основе конкурса. Конкурс проводится в виде тендера, представляющего собой соревнование представленных претендентами оферт (письменных предложений о заключении договора) с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации.
В самой тендерной документации, которой за плату или бесплатно обеспечиваются лица, решившие принять участие в торгах, содержатся:
1. Общие сведения об объекте и предмете торгов, т.е. информация об объекте, который должен быть построен с указанием его местонахождения, срока выполнения работ, наименования заказчика и т.д.