Договор строительного подряда

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 00:53, курсовая работа

Краткое описание

Строительство - особая отрасль материального производства, включающая в себя деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на создание новых и модернизацию уже имеющихся фондов производственного и непроизводственного назначения[[1]]. «Конечным продуктом» строительной деятельности, в отличие от других отраслей материального производства, являются объекты недвижимости, имеющие высокую социальную значимость.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
I. Договор строительного подряда в системе гражданско-правовых договоров. . 7
1.1. Понятие, признаки и классификация договоров строительного подряда. . 7
1.2. Правовое регулирование договора строительного подряда . . . . . . . . . . 13
1.3. Место договора строительного подряда в системе гражданско-правовых договоров, функционирующих в строительном комплексе Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
II. Юридическая природа договора строительного подряда . . . . . . . . . . . . 24
2.1. Элементы договора строительного подряда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
2.2. Порядок заключения, изменения и расторжения договора строительного подряда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
2.3. Структура договорных связей по строительным подрядам . . . . . . . . . . 36
III. Содержание и исполнение договора строительного подряда . . . . . . . . . . . . 41
3.1. Права и обязанности заказчика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
3.2. Права и обязанности подрядчика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
3.3. Гражданско-правовая ответственность за нарушение условий договора строительного подряда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67

Файлы: 1 файл

38839.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

Гражданский кодекс РСФСР, в принципе, оставлял немалый простор для договорной свободы сторон договора подряда на капитальное строительство, но, к сожалению, подзаконное регулирование значительно ограничивало возможности функционирующих в той системе экономических отношений субъектов по созданию и реконструкции объектов недвижимости. Конец такому положению положила рыночно-правовая реформа конца XX века.

С принятием части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации создана, в сущности, новая правовая база отношений в области капитального строительства. Основное ядро действующего законодательства в капитальном строительстве составляют правила, закрепленные главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принципиально новым моментом является то, что в рассматриваемой области действует подавляющее большинство общих норм о договорах подряда. В то же время наряду с общими правилами отношения в области капитального строительства регулируются нормами параграфа 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, специально рассчитанными на строительный подряд.

Помимо Гражданского кодекса к источникам правового регулирования капитального строительства относятся и другие законодательные и нормативные акты Российской Федерации. Важнейшее место среди них занимает Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»[[22]] от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ, регламентирующий хотя и не совпадающие, но тесно связанные с подрядными отношения между субъектами инвестиционной деятельности, то есть деятельности по вложению инвестиций в создание и воспроизводство основных фондов.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ и в Федеральном законе «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»[[23]] от 17 ноября 1999 года №169-ФЗ разрешаются «вопросы, связанные с организационными предпосылками ведения работ по капитальному строительству, в частности подготовкой, проведением экспертизы и утверждением проектов строительства, с осуществлением архитектурного и градостроительного надзора»[[24]].

Положения названных, а также других законов развиты в подзаконных актах, утверждаемых Правительством Российской Федерации, Госкомитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике и другими ведомствами.

Наряду с подзаконными актами, утвержденными на федеральном уровне в рассматриваемой сфере действует немало актов, принятых субъектами Российской Федерации, среди которых, например, Постановление Правительства Москвы «О совершенствовании систем управления качеством в строительстве г.Москвы»[[25]] от 5 декабря 2000 года.

Особенностью действующего законодательства о капитальном строительстве является вхождение в него большого массива нормативно-технических норм, регламентирующих технические процессы проектирования и ведения строительных и монтажных работ, содержащих требования к используемым в строительстве материалам, конструкциям и изделиям и т.п. Указанные правила содержатся в так называемых Строительных нормах и правилах (СНиПах), технических условиях и стандартах, различных положениях и инструкциях, принимаемых уполномоченными государственными органами. Многие из действующих правил данного типа были утверждены еще союзными ведомствами. Продолжается процесс их постепенного обновления, обусловленный как научно-техническим прогрессом, так и повышением требований к безопасности и качеству объектов строительства. Строительные нормы и правила, обязательные для сторон, определяют принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции, а также цели, которые должны быть достигнуты соответствующей деятельностью.

Таким образом, исследовав параграф, можно сделать вывод:

Специфика правового регулирования отношений в сфере строительства, нашедшая отражение в указанных выше актах, определяется основными особенностями капитального строительства как деятельности, направленной на создание новых и реконструкцию имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. В сравнении с прежними временами количество нормативных норм уменьшилось и сторонам предоставлена несколько большая свобода.

Все вышеизложенное помогает определить место договора строительного подряда в системе гражданско-правовых договоров, функционирующих в строительном комплексе Российской Федерации, чему посвящается третий параграф нашего исследования

 

1.3.           Место договора строительного подряда в системе гражданско-правовых договоров, функционирующих в строительном комплексе Российской Федерации

 

По действующему в Российской Федерации законодательству объекты недвижимости могут создаваться и реконструироваться на основании различных договоров. Традиционным является вопрос об отграничении договора строительного подряда от договора купли-продажи и трудового договора, но его анализ и исследование в современных условиях явно недостаточен в силу разнообразия гражданско-правовых механизмов обеспечения выполнения строительно-монтажных работ и взаимосвязанных с ними услуг[[26]].

Основной акцент в регулировании трудовых отношений делается на регламентации процесса труда, в то время как в строительном подряде он смещен на регламентацию достижения и передачи результата труда (строительного объекта) заказчику. Л. А. Сыроватская считает, что подчинение внутреннему трудовому распорядку — это и есть тот главный признак, который отличает трудовой договор от иных договоров[[27]]. Представляется, что разграничение трудового договора и договора подряда должно проводиться по совокупности организационно-правовых и экономических признаков: правовому положению субъектов, правовому положению объектов, содержанию и ответственности сторон. Важнейшим признаком договора строительного подряда является то, что данный договор всегда является срочным, а трудовой договор по общему правилу заключается на неопределенный срок. Как видно, российское трудовое законодательство оперирует правовым инструментарием, которые неизвестны в области гражданских правоотношений.

Что же касается гражданско-правовых договоров, то наибольшие затруднения вызывает разграничение договора строительного подряда и договора купли-продажи.

Ю. В. Романец предлагает для разграничения подрядных и других обязательств, применять признак родовой направленности подряда. Аргументируя свою точку зрения, он указывает на то, что в сфере экономических интересов подрядчика и заказчика имеет место процесс изготовления имущества и осуществление контроля над данным процессом[[28]]. Представляется, что выводы Ю. В. Романец, в целом, можно принять за основу.

В качестве другой отличительной черты договора строительного подряда предлагается рассматривать его предмет как индивидуально-определенную вещь. Однако, в то же время, по этому признаку невозможно отграничить не только договор подряда, тем более строительного подряда, но и большинство гражданско-правовых и предпринимательских договоров, поскольку основная масса циркулирующих в гражданском обороте вещей являются индивидуально-определенными. Специфика подрядных отношений заключается лишь в том, что в момент заключения договора строительного подряда индивидуально-определенной вещи нет, ее еще предстоит создать, а при установлении договорных отношений по купле-продаже индивидуально-определенная вещь уже имеется в наличии.

Основным отличием договора строительного подряда от договоров об оказании услуг является результат выполненных работ, имеющий овеществленную форму. В договорах об оказании услуг деятельность исполнителя и ее результат не имеют овеществленного содержания и неотделимы от его личности, будь то перевозка груза или деятельность поверенного[[29]]. С точки зрения законодателя услуги, оказываемые по договору строительного подряда, вполне могут регулироваться правовыми нормами, рассчитанными на регулирование подрядных отношений. По всей видимости, вполне возможен вывод о том, что оказываемые по договору строительного подряда услуги овеществляются именно в его результате, в выполненных строительно-монтажных и других работах, иначе просто невозможна передача полученных от оказания услуг результатов от подрядчика к заказчику. Следовательно, вывод об отсутствии овеществленного результата оказания услуг верен не для всех случаев.

Близость строительного подряда и поставки предопределена тем, «что в момент заключения договора вещи, которая должна быть передана кредитору, как правило, еще нет в наличии, ее только предстоит изготовить»[[30]]. Также различие между этими двумя обязательствами состоит в направленности обязательства поставки на удовлетворение потребностей общества в массовых видах товаров, в то время как строительно-подрядные отношения направлены на удовлетворение индивидуальных требований и запросов заказчика[[31]]. По договору строительного подряда вещь может изготавливаться из материала как подрядчика, так и заказчика, а по договору поставки — только из материала изготовителя (поставщика). Кроме того, поставка обязывает должника лишь к передаче вещи к обусловленному сроку, а строительный подряд, в первую очередь, обязывает должника ее изготовить — прежде выполнить работу, а затем ее передать.

Современные гражданско-правовые договоры фактически потеряли «монохарактер», что приводит к сложностям не только в признании их смешанными, но и к установлению источников гражданского правового регулирования. В качестве примера комплексного гражданско-правового договора можно привести известный советскому гражданскому праву договор подряда на капитальное строительство, однако даже в пределах советского правопорядка договор подряда на капитальное строительство приводил к возникновению не многих, а одного обязательства — по выполнению строительно-монтажных работ. Другие договорные правоотношения на основе указанного договора не возникали, не возникают они и сейчас, в текущих социально-экономических и правовых условиях на основе закрепляемого российским гражданским правом договора строительного подряда. Поэтому правоприменительной и договорной практике не известны случаи установления каких-либо иных гражданско-правовых обязательств из договора строительного подряда, кроме обязательств по выполнению строительно-монтажных и взаимосвязанных с ними работ. Таким образом, выявление квалифицирующих признаков смешанных договоров весьма важно, поскольку включение в их содержание обязательства по выполнению строительно-монтажных работ требует определения соотношения источников гражданско-правового регулирования.

К признакам смешанного договора А.Н.Гуев относит, то, что смешанный договор не может быть отнесен к какому-либо одному из известных договоров; данный договор должен содержать элементы не любых договоров, а только таких, которые предусмотрены законом, правовыми актами (например, договор хранения, экспедиции); этот договор в различных своих частях регулируется правилами о тех или иных договорах, элементы которых он включает в свое содержание[[32]]. Что касается первого выделенного А.Н. Гуевым признака, то он вообще не может рассматриваться в качестве такового, поскольку сформулирован в отрицательной форме. Вызывает возражения и второй признак, так как статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации не предъявляет к смешанному договору такого требования, как сочетание только предусмотренных действующим законодательством договорных форм - смешанный договор может включать элементы договоров, не предусмотренных действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами.

На основе критического анализа вышеизложенной точки зрения можно сделать вывод о том, что предлагаемые характеристики смешанного договора являются либо общими для всех гражданско-правовых договоров, либо не могут рассматриваться в качестве таковых. Часть 3 статьи 421 Гражданского кодекса оперирует достаточным квалифицирующим признаком смешанного договора — способность к регулированию гражданско-правовыми нормами, относящимися к различным видам гражданско-правовых договоров. Таким образом, обязательство по выполнению строительно-монтажных работ, будучи включенным в содержание смешанного договора, может испытывать влияние различных гражданско-правовых норм, которые рассчитаны на регулирование самостоятельных договорных видов.

Таким образом, проанализировав параграф в целом, можно сделать вывод:

Система договорного права как совокупное множество взаимосвязанных элементов может быть сформирована по признаку направленности, который отражает сущность экономических отношений, определяющих основу соответствующего договора. Принимая во внимание классифицирующие признаки отношений строительного подряда, следует, что они определяют самостоятельное место договора строительного подряда в системе гражданско-правовых договоров, а сам договор является договором о выполнении подрядных работ. Для договора строительного подряда характерно смешение элементов различных гражданско-правовых конструкций, однако, несмотря на определенное сходство с договором купли-продажи, возмездного оказания услуг, поставки и другими договорами, договор строительного подряда не утрачивает самостоятельности.

Проанализировав главу в целом, можно сделать вывод:

Анализ признаков договора строительного подряда позволяет определить данный договор как разновидность договора подряда и по которому подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Специфика правового регулирования отношений в сфере строительства определяется основными особенностями капитального строительства как деятельности, направленной на создание новых и реконструкцию имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Для договора строительного подряда характерно смешение элементов различных гражданско-правовых конструкций, однако, несмотря на определенное сходство с договором купли-продажи, возмездного оказания услуг, поставки и другими договорами, договор строительного подряда не утрачивает своей самостоятельности.

Комплексное исследование договора строительного подряда включает в себя рассмотрение не только общих положений данного вида договора, но также включает в себя и раскрытие юридической природы договора строительного подряда, чему посвящается вторая глава нашего исследования.


II. Юридическая природа договора строительного подряда

 

2.1. Элементы договора строительного подряда

 

Установление характерных гражданско-правовых черт договора строительного подряда и возникающих на его основе отношений должно осуществляться с учетом существенных условий договора строительного подряда. Выявление существенных условий вышеуказанного договора необходимо не только для решения вопроса о его заключении, но и для установления применимого права. В определенной степени ориентиром для выявления существенных условий договора строительного подряда могут быть разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированные в Информационном письме «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»[[33]] от 24 января 2000 года.

Информация о работе Договор строительного подряда