Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:47, реферат
Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения. Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений. Средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования строго определены.
Введение
1. Основные структурные элементы механизма правового регулирования
2. Законность: понятие и содержание
3. Основные требования и принципы (идеи) законности
4. Гарантии законности
5. Правопорядок: основы и понятие. Правопорядок и общественный порядок
6. Законность и правовое государство.
Заключение
Литература.
Законность предполагает,
что местные интересы в полном
объеме могут и должны удовлетворяться
в рамках закона. И закон предоставляет
такие возможности.
[12] Алексеев
С.С. Общая теория права. М:
Норма - Инфра-М, 2000
[13] Хропанюк
Н.Н. Теория государства и
[14] Хропанюк
Н.Н. Теория государства и
Например, при
определении уголовного
Следовательно, целесообразность в правовом государстве реализуется на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью, поэтому он позволяет учесть все многообразие местных и индивидуальных интересов людей.
Если же закон
устарел, отстает от потребностей общественного
развития, он должен быть изменен или
заменен в установленном порядке.
Но пока закон действует во времени, в
пространстве и по кругу лиц, его предписания
в равной мере обязательны для всех. Устаревший
закон отменяется только законным порядком,
и никакие местные органы или индивидуальные
лица не могут нарушать закон, ссылаясь
на его нецелесообразность. Они могут
обратиться к законодательному органу
с просьбой неотлагательной отмены устаревшего
закона, но не более. Мудрый же законодатель
всегда отменит или заменит устаревший
закон[16].
6. Предотвращение
и эффективная борьба с правонарушениями.
Правовое государство
создает необходимые
Непосредственная
защита интересов субъектов права,
любого гражданина, проживающего на территории
государства, осуществляется специальными
правоохранительными органами: судом,
прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая
законное функционирование общественных
отношений, эти органы в необходимых случаях
применяют к правонарушителям различные
меры государственного принуждения.
[15] Арзамаскин Н.Н., Толкачев К.Б., Хабибуллин А.Г. Теория государства и права. Уфа: НИ и РИО УЮИ МВД РФ, 1996.
[16] Алексеев
С.С. Общая теория права. М:
Норма - Инфра-М, 2000
Центральное место
в системе правоохранительных органов,
призванных поддерживать режим законности,
принадлежит судам, которые осуществляют
свою власть в формах конституционного,
гражданского, уголовного и административного
судопроизводства. Любые решения и действия
государственных органов, учреждений,
должностных лиц, частных предпринимателей,
нарушающих права и свободы, могут быть
обжалованы в суд. Высший надзор за законностью
осуществляется конституционным судом.
7. Недопустимость
произвола в деятельности
Законность есть
антипод произвола - деятельности, основанной
не на нормах права, а на субъективистских,
произвольных решениях. Должностные лица,
принимая властное решение, должны руководствоваться
не сиюминутными личными или групповыми
интересами, а конкретными правовыми предписаниями,
и учитывать при этом интересы общества,
государства, правовые принципы и требования
морали. Это правило обращено не только
к правоприменительным, но и к правотворческим
органам, которые должны исключить пробелы
и противоречия в праве, создающие условия
для произвола, субъективизма, волюнтаризма.
Подлинная, реальная
(а не формальная) законность должна
строиться на определенных принципах,
основополагающих началах, обеспечивающий
ее демократический, гуманный характер.
Рассмотрим кратко эти принципы.
1. Единство понимания
и применения законов на всей территории
их действия (единство законности).
При всем многообразии
действующих законов и
Единство законности,
однако, не означает шаблона в применении
правовых актов, ущемлении самостоятельности
и инициативы мест.
Законы предъявляют
абсолютно одинаковые требования ко
всем субъектам, находящимся в сфере их
временного и пространственного действия.
Законы федеративного государства имеют
одинаковую силу на территории всех государственных
образований, входящих в состав федерации.
Единое понимание сущности и конкретного
содержания законов обеспечивает законность
правоприменительной деятельности компетентных
органов и должностных лиц. Она соответствует
действительному смыслу закона и проводит
в жизнь заложенные в нем регулятивные
функции.
2. Всеобщность
законности.
Данный принцип
характеризует действие законности
по кругу лиц. Законность не может быть
избирательной, ее требования обращены
ко всем субъектам без исключения. Правовые
предписания должны выполнять отдельные
граждане и их объединения, должностные
лица, государственные органы, государственные
органы, политические партии. В обществе
не должно быть какой-либо организации
или отдельного лица, выведенных из-под
влияния законности, на которых бы ее требования
не распространялись[17].
Высказывается
мнение, что субъектами законности
могут быть только властные органы,
а не отдельные граждане, так как последние
якобы своими действиями не нарушают этого
режима. Действительно, неправомерная
деятельность государственных органов,
должностных лиц, наделенных властными
полномочиями, подрывает саму основу законности,
их последствия весьма опасны для общества
и личности. Не случайно большинство требований
законности обращено к государству и его
органам. Однако если правонарушения граждан
приобретают массовый характер, если налицо
рост преступности, режим законности безусловно
нарушается. Поэтому нет оснований исключать
граждан из числа субъектов законности,
хотя, конечно, их роль в ее обеспечении
не сравнима с такой же ролью государственных
органов.
3. Целесообразность
законности.
Критерием оценки
роли законности должно быть то, как она
способствует достижению целей государства
и общества, насколько она обеспечивает
решение задач социального прогресса,
защиты прав и свобод граждан.
[17] Кудрявцев
В.Н. О правоотношении и
Целесообразность
законности вытекает прежде всего из
ценности самого права как выразителя
свободы, ответственности, справедливости,
как средства обеспечения порядка,
организованности и дисциплины. Именно
в праве, законе выражается высшая социальная
целесообразность.
Изложенное позволяет
говорить о презумпции целесообразности
изданного нормативного акта. Эта
презумпция в свою очередь диктует
необходимость неуклонной, точной реализации
правовых предписаний независимо от
субъективного отношения
В силу формальной
определенности закон не может изменяться
одновременно с изменяющейся жизнью и
поэтому нередко отстает от ее требований,
устаревает. Законы могут быть неэффективными,
несовершенными с технической стороны.
На этом основании они могут нарушаться,
то есть по мотивам нецелесообразности.
С точки зрения принципов законности,
любые отступления от требований закона,
чем бы они не мотивировались, терпимы
быть не могут, о чем я уже упоминала выше.
Иначе говоря, с
точки зрения целей правового
роегулирования в любой ситуации
целесообразно следовать
Итак, благодаря
своим принципам законность выступает
как наиболее эффективный, гуманный,
справедливый режим общественно-политической
жизни, а всякое отступление от этих принципов,
их недооценка приводят к нарушениям законности,
принижению ее социальной ценности, эффективности
правового регулирования в целом.
Нужно различать
законность как систему формальных
требований и реальную законность. На
практике требования законности в той
или иной степени нарушаются, часто наблюдаются
отступления от правовых предписаний.
Следовательно, реальная законность имеет
количественные показатели, которые определяют
ее уровень в конкретном обществе.
ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ
Несмотря на
свою значимость, требования законности
не претворяются в жизнь автоматически,
стихийно. Чтобы правовые предписания
не оставались на бумаге (и тем более
не нарушались), необходимы соответствующие
условия и определенный комплекс организационных,
идеологических, политических, юридических
мер, обеспечивающих реализацию, то есть
гарантии законности. Гарантировать законность
- значит сделать ее незыблемой.
Гарантии законности
- это объективные условия и субъективные
факторы, а также специальные средства,
обеспечивающие режим законности[18].
Среди данных гарантий
нужно четко различать общие
условия и специальные
Общие условия,
то есть объективные (экономические, политические
и т.д.) условия общественной жизни, в которых
осуществляется правовое регулирование.
Эти условия создают макросреду реализации
права, его функционирования, предопределяя
в известной степени и специальные средства
по укреплению законности.
Общие условия
подразделяются на:
1. Экономические
условия. Условиями,
2. Политические
условия. Основным
[18] Лазарев В.В.
Общая теория права и
3. Идеологические
условия. Законность
4. Социальные
условия. Прочная законность
5. Правовые условия.
Состояние законности как
Специальные средства
законности - это юридические и организационные
средства, предназначенные исключительно
для обеспечения законности. Среди них
можно выделить юридические и организационные
средства (гарантии).
Юридические гарантии
- совокупность закрепленных в законодательстве
средств, а также организационно-правовая
деятельность по их применению, направленная
на обеспечение законности, на беспрепятственное
осуществление, защиту прав и свобод. Юридические
гарантии сопряжены с общими условиями
и определяются ими. Они юридически опосредуют
их, выступая в качестве юридической формы,
не сливаясь, однако, с ними.