Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:47, реферат
Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения. Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений. Средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования строго определены.
Введение
1. Основные структурные элементы механизма правового регулирования
2. Законность: понятие и содержание
3. Основные требования и принципы (идеи) законности
4. Гарантии законности
5. Правопорядок: основы и понятие. Правопорядок и общественный порядок
6. Законность и правовое государство.
Заключение
Литература.
Чтобы быть творцом
и “хранителем” законности, государство
должно осуществлять свои властные функции
исключительно на основе и в рамках действующих
законов. Одновременно оно должно пресекать
любые правонарушения как со стороны своих
органов и должностных лиц, так и со стороны
граждан.
Всеобщность, как
важнейший признак законности, означает,
что строгое осуществление законодательных
предписаний является основным, общим
принципом деятельности всех государственных
органов, общественных, хозяйственных
предприятий и организаций и граждан .
2. Законность
неразрывно связана с правом,
юридическими нормами.
Оценить состояние
законности в стране можно только на основании
того, в какой мере законы государства
отражают объективные потребности общественного
развития. Если издаваемые государством
правовые нормы закрепляют и охраняют
интересы только отдельных лиц или определенных
социальных групп, не учитывая общих и
индивидуальных интересов всего населения
страны, - законность отсутствует. Если
правовые нормы лишь формально отражают
интересы различных слоев населения, но
не гарантируют их, - то и здесь не может
быть речи о законности. История изобилует
многими примерами, когда государство
регламентировало практически все стороны
общественной жизни, но такая регламентация
осуществлялась не правовыми законами,
которые не имели ничего общего с действительными
интересами собственных граждан.
Итак, нормативной
основой законности являются правовые
законы, адекватно отражающие общие
и индивидуальные интересы всех участников
общественных отношений[6].
[6] Алексеев С.С.
Общая теория права. М: Норма
- Инфра-М, 2000.
3. Понимаемая как
метод государственного регулирования
обществом, законность предполагает, что
свои функции государство осуществляет
исключительно правовыми средствами -
путем принятия нормативных актов и обеспечения
их неукоснительной реализации. А поскольку
правовое регулирование распространяется
на различные сферы общественной жизни,
необходима достаточная полнота ее регдаментации.
При этом государство не только формально
закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает
(политическими, организационными, правовыми
средствами) их реализацию и защиту прав.
В таком государстве
недопустим произвол должностных лиц,
исключаются принятие субъективных,
волюнтаристских решений, решение
политических вопросов силовыми методами.
Особое место в деятельности государства
отводится законодательным и судебным
органам[7].
В то же время
законность есть принцип деятельности
государства. Государство, все его
органы, организации и учреждения
сами связаны правовыми нормами,
действуют в их рамках и во имя
их реализации. Законность, рассматриваемая
с этой стороны, служит принципом не всякого,
а лишь демократического государства.
Иначе говоря, законность есть антипод
произвола и беззакония и прежде всего
беззакония самой государственной власти,
произвола, творимого органами государства
и его должностными лицами. Наиболее ярко
данный принцип проявляется в правовом
государстве, обусловливая его сущность.
Такое государство можно определить и
как государство строжайшей законности.
Вместе с тем
требование реализации права, неукоснительного
претворения правовых предписаний в жизнь
не формальное требование, не самоцель,
а условие нормального функционирования
общества и государства, обеспечения порядка,
организованности и дисциплины. Благодаря
законности в обществе внедряются идеи
справедливости, гуманизма, личной и общественной
свободы. Поэтому в широком социально-политическом
смысле законность можно считать режимом
общественно-политической жизни[8].
[7] Венгеров А.Б.
Теория государства и права.
М.: Юриспруденция, 1999.
[8] Лазарев В.В.
Общая теория права и государства. М.:
Юристъ, 2000.
Таким образом,
режим законности в правовом государстве
предполагает наличие следующих
взаимосвязанных факторов:
- совершенного,
четко отработанного
- полной и
безусловной реализации
Итак, законность
- это такой политико-правовой режим,
такие условия жизни, такая правовая
атмосфера, которые ограждают личность
от произвола власти, массу людей - от анархии,
общество в целом - от насилия, хаоса, беспорядка.
В юридической литературе законность рассматривалась по-разному. Часто ее определяют как режим, принцип, метод государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом. В соответствии с этой дефиницией законность состоит из двух элементов: законотворчества (издание законов и основанных на них правовых актов) и осуществления нормативно-правовых актов. Однако представляется весьма спорным включение в понятие законности правотворческого процесса, т.е. особой формы или особого вида деятельности соответствующих органов, призванных устанавливать новые нормы, изменять или отменять старые. Ведь если нормы права изменяются, то, следуя логике, нельзя сказать, что законность — величина постоянная; она меняется всякий раз, как только происходит корректировка законодательства. Правотворческий процесс — это деятельность, которая определяется соответствующими нормативными актами, она подпадает под необходимость соблюдать, исполнить законность и в этом отношении не отличается от других видов государственной деятельности, например, от правоприменения, следовательно, нет необходимости включать ее в понятие законности. Законность связана с законами, но они выступают не как ее составная часть, а прежде всего, как предпосылка и условие ее осуществления.
Нужно отметить,
что разногласия в юридической
литературе по поводу определения законности
порождены не столько сложностью,
многогранностью
и динамикой предмета, сколько
терминологической неясностью. Термин
"законность" обозначает положительное
отношение к законам в практической деятельности
и повседневной жизни. Еще Н.В. Крыленко
в свое время определял революционную
законность как общественный уклад, режим,
строй, складывающийся на основе претворения
в жизнь норм, директив советского государства.
Н.Г. Александров рассматривал законность
как "особенный общественный режим,
как "обстановку", в которой правонарушения
своевременно вскрываются и пресекаются,
иными словами, законность определялась
им как "устойчивый образ правоотношений".
П.Е. Недбайло отмечал, что законность
есть состояние, которое характеризует
соблюдение всем обществом государственно-правовых
актов, "свойство общественной жизни".
В определенной мере, синтезируя высказывания
многих ученых П.М. Рабинович считает законность
определенным режимом (состоянием) общественных
отношений, который характеризуется их
соответствием законам и подзаконным
актам.
Понятие "режим
законности" обозначает определенное
состояние соответствия общественных
отношений законам и другим подзаконным
актам, которое может быть зафиксировано,
охвачено одним словом — правомерность;
Итак, режим законности есть состояние
правомерности общественных отношений,
законосообразности поведения. Правоприменительная,
правореализующая деятельность выступает
ближайшей, непосредственной причиной
законности. Эта необходимая и существенная
внутренняя связь законности представляет
собой, таким образом, генетическую зависимость.
В свете вышесказанного хотелось бы предложить
следующее понимание законности: это требование
общества и государства, состоящее в точной
и неуклонной реализации правовых норм
всеми и повсеместно.
На первый взгляд
может показаться, что все различия
в определениях являются чисто словесными,
не касаются существа. Однако главное
- это отграничить законность от
близких с ней понятий. П. М. Рабинович,
пожалуй, прав, когда подвергает критике
определение законности как неуклонного
и точного соблюдения (исполнения) законов.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ
Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть данных
требований обращена
к гражданам, организациям, другая -
к различным ветвям государственной
власти (законодательной, исполнительной,
судебной)[9].
Каковы основные
требования (или как их ещё называют,
идеи) законности?
1. Воплощение
идеи господства права в жизни общества,
определенных объективных требований,
предъявляемых всем государства.
В режиме законности
именно праву отводится основная
роль в регулировании общественных
отношений. Именно оно, а не личные,
идеологические, политические и другие
подобные им мотивы должны лежать в основе
социального регулирования.
Это ни в коей
мере не означает ведения тотальной
правовой регламентации всех сфер жизни.
Регламентироваться правом должны только
те отношения, которые в том объективно
нуждаются. Причем законодательство должно
быть совершенным с технической стороны,
достаточно четким, определенным, не допускающим
произвольного толкования и применения,
не иметь пробелов. Однако это лишь один
аспект вопроса.
Подчеркивая господство
закона, следует помнить, что закон
и право не идентичные понятия. Политическая
практика показывает, что, например, при
тоталитарных режимах, деспотических
формах правления, абсолютных монархиях
сами законы выступают выражением произвола.
А законы против тенденции, законы, не
дающие объективных норм, являются террористическими
законами[10].
[9] Арзамаскин
Н.Н., Толкачев К.Б., Хабибуллин А.Г.
Теория государства и права.
Уфа: НИ и РИО УЮИ МВД РФ,
1996.
[10] Аванесов
И.Р. Карл Маркс и современная
теория права // Государство и
право. 1996. № 3.
2. Верховенство
закона по отношению ко всем
другим правовым актам.
В правовом государстве
закон обладает высшей юридической
силой. Он выступает главным, основополагающим
регулятором общественных отношений.
Те отношения, которые в силу объективных
условий должны находиться в сфере правового
воздействия, регулируются, как правило,
законом. Подзаконные акты действуют лишь
в том случае, когда какие-либо отношения
законодательно не урегулированы. При
этом они должны издаваться в строгом
соответствии с законом и на основе закона.
Закон - акт высших
органов государственной
Наивысшую юридическую
силу имеет Конституция - основной закон
государства. А потому в содержании
законности как важнейший компонент
выделяется конституционная законность.
Верховенство
закона проявляется в верховенстве
не только законодательного содержания,
но и формы. Это означает, что нормативные
акты должны приниматься в строго
установленных законом порядке
и форме. Только тогда они будут в
полной мере выражать волю народа, интересы
общества, основные идеи и принципы права,
обеспечивать режим подлинной законности[11].
3. Равенство
всех перед законом.
Равная возможность
всех граждан пользоваться защитой
закона и их равная обязанность следовать
его предписаниям (равенство всех перед
законом и судом).
[11] Венгеров
А.Б. Теория государства и
Прочный и эффективный
режим законности в обществе возможен
только в условиях равенства всех
людей перед законом и судом.
С одной стороны, субъекты права
должны в полном объеме выполнять
возложенные на них обязанности,
подчиняться требованиям
4. Осуществление
прав и свобод человеком не
должно нарушать права и
В условиях правовой
государственности это
5. Недопустимость
противопоставления законности
и целесообразности.
Почему нельзя
противопоставлять законность и
целесообразность? Прежде всего потому,
что правовые законы сами обладают
высшей общественной целесообразностью.
В них максимально отображаются
как общественные, так и индивидуальные
интересы людей. Целесообразность закона
не может игнорироваться житейской целесообразностью.
Нарушая требования закона, некоторые
должностные лица и граждане оправдывают
свои противоправные действия местной
и индивидуальной целесообразностью.
Они утверждают, что в данных конкретных
условиях соблюдение закона нецелесообразно,
и подменяют его субъективными противозаконными
действиями, с их точки зрения более полезными
и нужными для данного случая[14].