Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:47, реферат
Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения. Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений. Средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования строго определены.
Введение
1. Основные структурные элементы механизма правового регулирования
2. Законность: понятие и содержание
3. Основные требования и принципы (идеи) законности
4. Гарантии законности
5. Правопорядок: основы и понятие. Правопорядок и общественный порядок
6. Законность и правовое государство.
Заключение
Литература.
ЗАКОННОСТЬ
И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
В РФ
Развертывание
всего комплекса институтов государства
в демократическом обществе устраняет
доминирование политической власти,
устраняет или резко
В правовом государстве
ни один государственный орган, должностное
лицо, коллектив или общественная организация,
ни один человек не вправе посягать на
закон. За его нарушение они несут строгую
юридическую ответственность. Когда мы
ведем речь о верховенстве закона как
нормативно-правового акта, обладающего
высшей юридической силой, то имеем в виду,
что все подзаконные акты должны строго
соответствовать ему, а должностные лица
не уклонятся от его исполнения и тем более
не нарушать его.
Также недопустимо
"обогащать" закон подзаконными
актами, вкладывать в его содержание такой
смысл, который не был предусмотрен законодателем.
Кроме того и все рядовые граждане должны
в своем поведении руководствоваться
законом. А для этого помимо всего прочего,
они должны быть информированы о его содержании.
Правовое государство
также предполагает правовую устойчивость
Конституции. Недопустимо ее постоянное
изменение, дополнение и обновление.
Ибо тогда она перестает быть
Основным Законом государства, обладающим
долгосрочным характером. Вот почему
бесконечные изменения, которые вносил
Верховный Совет Российской Федерации
в Конституцию Российской Федерации противоречили
природе правового государства и делали
нестабильной внутриполитическую обстановку
в обществе. Если конституция выражает
государственную волю общества, то ее
изменение, обновление должно осуществляться
в соответствии с ней, а не волей.
Укрепление законности
остается актуальнейшей задачей, ибо
это - центральная категория
Законность и правовое государство - категории во многом тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных структур - государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней. Таким образом, рассмотрев такие аспекты правового государства как систему разделения властей и верховенство закона, мы переходим к основной функции правового государства[22].
С позиций личности
законность выступает в первую очередь
как средство защиты ее прав, свобод и
законных интересов. Она обеспечивает
охрану человека как от произвола самого
государства и его органов, так и от противоправных
действий со стороны других лиц.
[22] Гришанин
П.Ф. Пути укрепления законности. – Государство
и право, 2001, ¹ 1, с. 54
От состояния законности зависит степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии.
А поскольку
в современных условиях интересы
личности становятся приоритетными для
государства, эта сторона законности и
правопорядка также является важнейшей
целью государственной деятельности.
Все это определяет особую роль законности
и правопорядка для общества в целом: они
выступают как основа, ядро порядка в обществе,
как условия и необходимые элементы демократии,
как основные общечеловеческие ценности
и, следовательно, существенные части
правовой и общей культуры[23].
[23] Бахрах Д.Я.
Вопросы законности в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, настоящей
работой рассмотрена и
В работе использованы
различные литературные источники,
поскольку мнения авторов по различным
вопросам часто не совпадают, и задача
отразить, насколько это возможно в формате
данной работы, полемику по вопросам законности
и правопорядка в отечественной теории
права и государства, мною выполнена.
Изучение проблем
законности и правопорядка в курсе
теории государства и права исключительно
важно, потому что все отраслевые юридические
науки, исследующие различные аспекты
права, правоприменительного процесса,
так или иначе, но, в конечном счете, обязательно
выходят на эти проблемы, что, естественно;
порождает различные взгляды.
Сама по себе
правоприменительная и право
реализующая деятельность еще не
является законностью. Коль скоро они
соответствуют законности, то выступают
не элементами ее содержания, а ее носителями.
Законность — это особое состояние деятельности,
выражающееся в свойствах юридической
правомерности последней. Когда говорится
о законности, то имеется в виду соответствие
деятельности закону. Содержанием законности
является не исполнение закона как такового,
не деятельность, в которой он находит
осуществление, а соответствие этой деятельности
закону, законосообразность поведения.
Термин "законосообразность", пожалуй,
дает возможность провести четкую границу
между тесно связанными явлениями — законностью
и реализацией права (Л. О. .Явич).
В работе рассмотрены
и определены понятие и содержание законности
как необходимого политико-правового
режима общества. Итак, законность - это
необходимая составная часть политико-правового
режима правового государства и общества.
Основной вывод, который можно сделать
из исследования аспектов данного вопроса
- это то, что в Российской Федерации, Конституция
которой провозгласила стремление к построению
правового государства в нашей стране,
к сожалению, нельзя с твердостью утверждать
о воцарившейся на правовых полях государства
законности.
Исходя из исследования
главы второй работы, выяснено, что
одним из основных условий законности
в правовом государстве является
четкое, неукоснительное ее соблюдение
в первую очередь государственными
органами власти; учитывая сегодняшний
уровень коррупции, халатности, волюнтаризма,
злоупотребления властью российским чиновничеством,
к сожалению можно констатировать лишь
частичное присутствие законности.
Определены гарантии
законности, их виды, раскрыто и рассмотрено
понятие правопорядка и его соотношение
с законностью.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесов И.Р.
Карл Маркс и современная
2. Арзамаскин
Н.Н., Толкачев К.Б., Хабибуллин А.Г.
Теория государства и права. Уфа: НИ и РИО
УЮИ МВД РФ, 1996.
3. Алексеев С.С.
Общая теория права. М: Норма
- Инфра-М, 2000.
4. Венгеров А.Б.
Теория государства и права.
М.: Юриспруденция, 1999.
5. Кашанина Т.В.,
Кашанин А.В. Основы
6. Корельский
В.М., Алексеев С.С. Теория
7. Кудрявцев
В.Н. О правоотношении и
8. Лазарев В.В.
Общая теория права и
9. Хропанюк Н.Н.
Теория государства и права.
М.: Норма, 1999.
10. Витрук Н.В.
Законность: понятие, защита, обеспечение
// Общая теория права: Курс
лекций / Под ред. профессор В.К.
Бабаева. Н. Новгород, 1998
11. Шабуров А.С.
Законность и правопорядок Теория
государства и права: Учебник для вузов,
М., 1997.