Законность и правопорядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:47, реферат

Краткое описание

Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения. Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений. Средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования строго определены.

Оглавление

Введение

1. Основные структурные элементы механизма правового регулирования
2. Законность: понятие и содержание
3. Основные требования и принципы (идеи) законности
4. Гарантии законности
5. Правопорядок: основы и понятие. Правопорядок и общественный порядок
6. Законность и правовое государство.
Заключение
Литература.

Файлы: 1 файл

законность и првопорядок ррррррррррр.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

ЗАКОННОСТЬ  И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО  В РФ 

Развертывание всего комплекса институтов государства  в демократическом обществе устраняет  доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть. 

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. 

Также недопустимо "обогащать" закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании. 

Правовое государство  также предполагает правовую устойчивость Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили природе правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей. 
 
 
 
 
 
 

Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, ибо  это - центральная категория правового  государства. Новая Конституция  Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов. Конституцией Российской Федерации к федеральным законам отнесены: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Статья 76 устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации - федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. К правовым актам субъектов Федерации отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Законность и  правовое государство - категории во многом тождественные, но у них несколько  разные акценты. Законность требует  безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных структур - государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней. Таким образом, рассмотрев такие аспекты правового государства как систему разделения властей и верховенство закона, мы переходим к основной функции правового государства[22].

С позиций личности законность выступает в первую очередь как средство защиты ее прав, свобод и законных интересов. Она обеспечивает охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных действий со стороны других лиц.  
 
 

[22] Гришанин  П.Ф. Пути укрепления законности. – Государство и право, 2001, ¹ 1, с. 54 
 
 
 
 
 
 

От состояния  законности зависит степень свободы  личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии.

А поскольку  в современных условиях интересы личности становятся приоритетными для государства, эта сторона законности и правопорядка также является важнейшей целью государственной деятельности. Все это определяет особую роль законности и правопорядка для общества в целом: они выступают как основа, ядро порядка в обществе, как условия и необходимые элементы демократии, как основные общечеловеческие ценности и, следовательно, существенные части правовой и общей культуры[23]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

[23] Бахрах Д.Я.  Вопросы законности в государственном  управлении //Правоведение. 1992. № 3. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Итак, настоящей  работой рассмотрена и исследована  тема “Законность и правопорядок: соотношение и взаимосвязь”. 

В работе использованы различные литературные источники, поскольку мнения авторов по различным  вопросам часто не совпадают, и задача отразить, насколько это возможно в формате данной работы, полемику по вопросам законности и правопорядка в отечественной теории права и государства, мною выполнена. 

Изучение проблем  законности и правопорядка в курсе  теории государства и права исключительно важно, потому что все отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, но, в конечном счете, обязательно выходят на эти проблемы, что, естественно; порождает различные взгляды. 

Сама по себе правоприменительная и право  реализующая деятельность еще не является законностью. Коль скоро они  соответствуют законности, то выступают не элементами ее содержания, а ее носителями. Законность — это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней. Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин "законосообразность", пожалуй, дает возможность провести четкую границу между тесно связанными явлениями — законностью и реализацией права (Л. О. .Явич). 

В работе рассмотрены и определены понятие и содержание законности как необходимого политико-правового режима общества. Итак, законность - это необходимая составная часть политико-правового режима правового государства и общества. Основной вывод, который можно сделать из исследования аспектов данного вопроса - это то, что в Российской Федерации, Конституция которой провозгласила стремление к построению правового государства в нашей стране, к сожалению, нельзя с твердостью утверждать о воцарившейся на правовых полях государства законности.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Исходя из исследования главы второй работы, выяснено, что  одним из основных условий законности в правовом государстве является четкое, неукоснительное ее соблюдение в первую очередь государственными органами власти; учитывая сегодняшний уровень коррупции, халатности, волюнтаризма, злоупотребления властью российским чиновничеством, к сожалению можно констатировать лишь частичное присутствие законности. 

Определены гарантии законности, их виды, раскрыто и рассмотрено  понятие правопорядка и его соотношение с законностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Аванесов И.Р.  Карл Маркс и современная теория  права // Государство и право. 1996. № 3. 

2. Арзамаскин  Н.Н., Толкачев К.Б., Хабибуллин А.Г. Теория государства и права. Уфа: НИ и РИО УЮИ МВД РФ, 1996. 

3. Алексеев С.С.  Общая теория права. М: Норма  - Инфра-М, 2000. 

4. Венгеров А.Б.  Теория государства и права.  М.: Юриспруденция, 1999. 

5. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского  права. - М.: Проспект, 1996. 

6. Корельский  В.М., Алексеев С.С. Теория государства  и права. М.: Норма - Инфра-М, 1998 

7. Кудрявцев  В.Н. О правоотношении и законности // Государство и право. 1994. № 3. 

8. Лазарев В.В.  Общая теория права и государства.  М.: Юристъ, 2000. 

9. Хропанюк Н.Н.  Теория государства и права.  М.: Норма, 1999. 

10. Витрук Н.В.  Законность: понятие, защита, обеспечение  // Общая теория права: Курс  лекций / Под ред. профессор В.К.  Бабаева. Н. Новгород, 1998 

11. Шабуров А.С.  Законность и правопорядок Теория государства и права: Учебник для вузов, М., 1997. 

 

Информация о работе Законность и правопорядок