Становление и основные тенденции МСУ в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

В работе мною рассмотрены вопросы: в чем сущность местного самоуправления и раскрыть его основные принципы.
Предметом данной курсовой работы являются общественные отношения в местном самоуправлении как институт публичной власти на местах, его организация и функционирование.
Целью данной курсовой работы является ознакомиться с деятельностью и организацией местной публичной власти, рассмотреть различные аспекты местного самоуправления

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1.НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МСУ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 4
1.1 Содержание и создание понятия «местного самоуправления» в РФ 4
1.2 Нормативно – правовая база, принципы и функционирование МСУ 11
1.3 Зарубежный опыт организации местного самоуправления 20
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ МСУ В РОССИИ И ОМСКОМ РЕГИОНЕ 34
2.1 Проблемы МСУ в РФ 34
2.2. Анализ проблем МСУ в Омском регионе 39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ1.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

В настоящее время в России еще происходят процессы реформирования местного самоуправления. Учитывая этот процесс при функционировании современной модели местного самоуправления в Российской Федерации должны учитываться следующие признаки:

  • на современном этапе развития российского государства 
    осуществляется переход от общегосударственной собственности к 
    многообразию форм собственности,            включая и муниципальную, 
    требующий регулирования экономических процессов на местах и 
    наличия достаточных возможностей у местной власти в области 
    урегулирования в деятельности малого и среднего бизнеса в виде 
    собственных бюджетных земельных и иных ресурсов;
  • в России производство представлено                          крупными 
    предприятиями, где влияние их на жизнь городов очень велико, а 
    влияние городов на крупные производства сведено к минимуму; процесс 
    приватизации этих предприятий без участия местных властей привел к 
    тяжелым последствиям;
  • в России осуществляется, и по сей день не завершена 
    экономическая реформа, чья особенность состоит в том, что процесс 
    разгосударствления и децентрализация производства не сопровождается 
    существенными изменениями в налоговой и финансовой сферах 
    государства; здесь обязательной задачей является перераспределение 
    налогов по уровням в зависимости от уровня налогооблагаемой базы. В 
    этой связи происходит заинтересованность органов местного 
    самоуправления в более полном использовании данного принципа и 
    перехода от финансирования отраслей хозяйства к финансированию на 
    местах;
  • развитие регионов и отдельных территорий в России происходит неравномерно; различные условия для хозяйственной жизни, различный уровень развития доходной части местных бюджетов требует наличия механизмов выравнивания, а также индивидуального подхода к развитию каждой территории, на которой осуществляется местное самоуправление.

Таким образом, для современной  России необходима система органов  местного самоуправления самостоятельных  в области экономики, и если это  произойдет, то тогда они смогут оказать помощь государству в  проведении экономических преобразований и выполнить возложенные на них социальные функции. Основу современной модели местного самоуправления составляют органы местного самоуправления, которые не только самостоятельно обеспечивают деятельность большого диапазона хозяйственных и социальных служб, но и используется в качестве объекта и проводника социально-экономической политики федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации. Все это превращает местное самоуправление в интегрированную часть всего государственного механизма.

Важным показателем  в определении значения местных  органов власти служит тот фактор, что на этом уровне управления занята значительная часть работников муниципальных  служб.

Органы местного самоуправления делятся на органы общей компетенции, то есть местные органы власти, наделенные полномочиями осуществлять множество функций и решать различные вопросы местного значения, и органы специальной компетенции (функциональные, отраслевые), создаваемые для выполнения какой-либо одной или более функции.

Одним из главных признаков  новой модели местного самоуправления является ответственность представительных органов, глав местного самоуправления, в первую очередь, перед населением.

Принцип ответственности  органов и должностных лиц  местного самоуправления перед населением призван обеспечить:

1. Эффективность обеспечения  местных задач, отнесенных к  ведению муниципальных образований;

2. Учет и защиту  интересов населения муниципальных  образований в деятельности органов  местного самоуправления;

3. Тесную связь с органами и должностными лицами местного самоуправления.

Основанием для наступления  ответственности, в соответствии с  Законом, является утрата доверия населения. Прядок и условия ответственности  перед населением определяется Уставами муниципальных образований. Свое недоверие органам, должностным лицам местного самоуправления население может выразить с помощью форм прямого волеизъявления граждан, например референдум или отзыв должностного лица.

Ответственность органов  и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции, Устава субъекта Российской Федерации, Федеральных законов, Законов субъекта Российской Федерации, Устава муниципального образования, а также за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти, материальными и финансовыми средствами.

Самостоятельность решения  населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью нашла свое закрепление в Конституции Российской Федерации.

Местного самоуправления осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления [Юркова С., Широков А. Местное самоуправление. Рыночный облик. М. 1997. С.89.]. Именно этими формами и реализуется самостоятельность в решении местных проблем.

Эта черта предполагает обеспечение финансово-экономической  самостоятельности местного самоуправления, что включает сюда управление муниципальной собственностью, формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка, а так же решение иных вопросов.

Еще одним признаком                  самостоятельности местного 
самоуправления является законодательно закрепленная гарантия 
невмешательства органов государственной власти в вопросы местного 
значения.

Самостоятельность местного самоуправления характеризует и  наличие соответствующей компетенции у муниципальных органов. В Уставах муниципальных образований определяется компетенция и сроки полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления. Эти полномочия направлены на решение конкретных вопросов жизнедеятельности муниципального сообщества.

Для обеспечения самостоятельности  местного самоуправления и эффективного жизнеобеспечения населения, местные  органы наделяются правом на материально-финансовые ресурсы. Федеральный закон "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образования муниципальной собственности и местный бюджет.

В Уставах                    муниципальных образований специально 
оговаривается, что эффективное управление муниципальной собственностью возлагается на органы местного самоуправления. Они вправе осуществлять с муниципальным имуществом любые сделки, регламентировать условия использования муниципальной собственности, осуществлять приватизацию муниципальной собственности.

Закон закрепляет за органами местного самоуправления право на создание предприятий, учреждений и организаций  для осуществления хозяйственной  деятельности.

Еще одной гарантией  минимальной финансовой базы является то, что о федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованием минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых бюджетов.

Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации наделены правом самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, что еще раз подтверждает финансовую самостоятельность местного самоуправления.

Конституционное право  управления                                 муниципальной 
собственностью принадлежит органам местного самоуправления. Права 
собственника в отношении имущества, входящего в состав 
муниципальной собственности, от имени муниципального образования 
осуществляют органы местного самоуправления.

Деятельность органов  местного самоуправления в области  управления муниципальной собственностью сводится к следующим вопросам[Ясюнас В. Местное самоуправление. Комментарии. М.1997. С.49]:

  • органы местного самоуправления имеют право самостоятельно формировать и утверждать перечень объектов муниципальной собственности;
  • определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности. На соответствующие органы местного самоуправления возложена разработка местных программ приватизации;
  • осуществление органами местного самоуправления по управлению имуществом иных прав собственника муниципального имущества. Согласно закону местные органы вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическими и юридическими лицами, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке.

В настоящее время  общемировой тенденцией стало участие  органов местного самоуправления в  осуществлении государственных  полномочий [Щахов Ш.К. Местное самоуправление как одна из форм обустройства народов России. / Регионология. 1994. №4. С.54]. Это объясняется тем, что многие вопросы более целесообразно исполнять на местах. В свою очередь такая постановка взаимоотношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти ведет к децентрализации управления и обеспечивает паритетное участие этих органов в решении региональных государственных задач. Хотя о полном равенстве между местными и государственными органами говорить нельзя, так как органы государственной власти осуществляют           контроль за исполнением 
отдельных государственных полномочий органами местного 
самоуправления.

Еще одной положительной  стороной этой черты является гарантированное  государством материально-финансовое обеспечение органов местного самоуправления, исполняющих отдельные государственные полномочия. Это предполагает закрепление за местным бюджетом необходимых источников доходов, передачу материальных и финансовых ресурсов.

Переход России к рыночным отношениям не мог не сказаться на деятельности отдельных органов местного самоуправления. Основной задачей этих органов стало пополнение доходов местных бюджетов и рациональное использование бюджетных ресурсов.

Функционирование современной  модели организации местного самоуправления в экономической среде рыночного типа предполагает ряд следующих направлений:

1. Рациональное использование  всех имеющихся ресурсов и  в первую очередь земельные  ресурсы;

2.Развитие местного самоуправления как один из способов привлечения иностранных инвестиций, а также инвестиционную деятельность самих местных властей;

3. Переподготовка кадров   для новых рабочих мест;

4. Пересмотр роли и  реформирование муниципальных предприятий;

5. Создание муниципальных  банков для решения следующих  задач:

  • уменьшение риска при хранении бюджетных средств
  • приращение бюджетных средств;

6. Участие органов  местного самоуправления в кредитных  отношениях:

  • выпуск муниципальных займов и лотерей;
  • выдача и получение кредита.

7. Сотрудничество органов  местного самоуправления с предпринимательством в целях социально-экономического развития территорий муниципального образования, улучшения условий жизни населения, решения вопросов местного значения.

Специфической чертой модели местного самоуправления в Росси является вопрос о ее природе [Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления . М. РАГС, 1997. С.14].  Для современной системы местного самоуправления характерны признаки, свидетельствующие как о государственной, так и об общественной природе. К признакам, свидетельствующим о близости органов местного самоуправления к государственным органам, относятся:

  • население местного сообщества проживает на территории государства, население муниципального образования является гражданами государства;
  • статус местного сообщества устанавливается, гарантируется, защищается Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законами субъектов Федерации;
  • местные вопросы решаются населением в русле единой государственной политики;
  • полномочия органов местного самоуправления носят властный (государственный) характер и т.д.

К признакам, характеризующим  общественную природу новой модели местного самоуправления можно отнести:

  • самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, определение структуры органов муниципального образования;
  • органы местного самоуправления не являются структурными единицами государственного аппарата;
  • наличие муниципальной собственности.

Информация о работе Становление и основные тенденции МСУ в РФ