Становление и основные тенденции МСУ в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

В работе мною рассмотрены вопросы: в чем сущность местного самоуправления и раскрыть его основные принципы.
Предметом данной курсовой работы являются общественные отношения в местном самоуправлении как институт публичной власти на местах, его организация и функционирование.
Целью данной курсовой работы является ознакомиться с деятельностью и организацией местной публичной власти, рассмотреть различные аспекты местного самоуправления

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1.НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МСУ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 4
1.1 Содержание и создание понятия «местного самоуправления» в РФ 4
1.2 Нормативно – правовая база, принципы и функционирование МСУ 11
1.3 Зарубежный опыт организации местного самоуправления 20
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ МСУ В РОССИИ И ОМСКОМ РЕГИОНЕ 34
2.1 Проблемы МСУ в РФ 34
2.2. Анализ проблем МСУ в Омском регионе 39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ1.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Следовательно, можно  сделать вывод о том, что современное  самоуправление как специфическая  форма власти имеет смешанную, комбинированную общественно-государственную природу.

Таким образом, для оптимальной  модели местного самоуправления характерно многообразие черт. Приведенные черты  являются основными и позволяют  говорить о единой модели местного самоуправления в России, с разнообразными организационными формами в различных муниципальных образованиях. Поэтому новая оптимальная модель местного самоуправления может формироваться лишь в том случае, если будет обеспечена комплексная реализация этих признаков.

 

  1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ МСУ В РОССИИ И ОМСКОМ РЕГИОНЕ

2.1 Проблемы МСУ в РФ

 

  Оценивая  современную ситуацию в развитии местного самоуправления в Российской Федерации, можно констатировать следующее.     

1. Действующая правовая  модель местного самоуправления  в целом соответствует современным представлениям об организации публичной власти на местном уровне. Она позволила сформировать разветвленную сеть муниципальных образований и накопить большой позитивный опыт их развития. Однако, в силу неравномерности социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, значительных исторических, культурных, этноконфессиональных и иных местных различий, не все территории Российской Федерации оказались одинаково готовыми к восприятию установленной законодателем модели местного самоуправления. 

2. Полный и повсеместный  отказ от местного самоуправления  и переход к местному государственному  управлению, а также повсеместное  и массовое перераспределение  вопросов местного значения в  пользу субъектов Российской  Федерации при сохранении прежней модели федеративных отношений нецелесообразен, поскольку приведет к ослаблению федерального центра и усилению центробежных тенденций в субъектах Российской Федерации. Игнорирование роли местного самоуправления как элемента системы сдержек и противовесов во взаимодействии органов государственной власти федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации - иррационально.      

При определении путей  выхода из сложившейся ситуации необходимо установить долгосрочные цели государственной  политики в сфере местного самоуправления, а также выделить наиболее значимые вопросы, объективно стоящие перед государственной и местной властями.     

Конечной целью любой  модели организации власти на местном  уровне должно быть эффективное решение  всех вопросов местного значения. В современных социально-экономических условиях развитие инициативы и самодеятельности граждан в форме местного самоуправления является обеспечивающей решение насущных проблем населения.     

Основными направлениями  корректировки политики государства в сфере местного самоуправления на основе действующей модели должны стать совершенствование федерального законодательства и приведение в соответствие ему законодательства субъектов Российской Федерации, а также развитие комбинированной системы, сочетающей местное управление и местное самоуправление.     

Корректировка государственной  политики в области местного самоуправления необходима и возможна, поскольку  действующая модель имеет неиспользованные в полной мере резервы, и в частности, резервы воздействия государственной власти на местное самоуправление:

  • принятие необходимых и совершенствование действующих федеральных законов и законов субъектов Российской федерации по вопросам местного самоуправления и повсеместный контроль за их соблюдением;
  • возможность и неотвратимость реализации положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о досрочном прекращении полномочий выборных лиц или представительных органов местного самоуправления в случае установленного в судебном порядке нарушения норм законодательства;
  • право органов государственной власти (а также и граждан Российской Федерации) обжаловать в суде решения и действия, а равно и бездействие органов и должностных лиц местного самоуправления;
  • контроль за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации;
  • проведение последовательной и принципиальной политики судебной властью, органами прокуратуры и другими правоохранительными органами в отношении фактов нарушения федерального законодательства в субъектах Российской Федерации в части, касающейся местного самоуправления, а также нарушений уставов муниципальных образований.

Совершенствование существующей модели местного самоуправления должно дополняться также изменениями базового Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Изменения базового федерального закона могли бы включать:

  • введение обязанности субъектов Российской Федерации принять законы об отзыве депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления;
  • исключение положения, предоставляющего главе муниципального образования права входить в состав представительного органа местного самоуправления и председательствовать на его заседаниях;
  • установление запрета на возможность досрочного роспуска представительного органа местного самоуправления главой муниципального образования;
  • усиление контрольных полномочий представительного органа за деятельностью исполнительно-распорядительных органов и должностных лиц местного самоуправления.

В связи с этим необходимо провести инвентаризацию законодательства субъектов Российской Федерации  и нормативных актов муниципальных  образований о соответствии их требованиям законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении. Речь идет о реализации одного из аспектов принципа субсидиарности, лежащего в основе Европейской Хартии местного самоуправления, а именно возможности влияния государства на деятельность муниципальных органов в случае, если они не в состоянии исполнять свои полномочия. Однако такое влияние должно иметь целью оказание помощи местному самоуправлению, но ни в коем случае не его подмену государственным управлением. При этом одной из важнейших задач является законодательное определение условий, при которых влияние государства может считаться не только правомерным и желательным, но и обязательным.

Такие изменения целесообразны  только в том случае, если власть является одинаково сильной как в центре, так и в субъектах Российской Федерации.     

У федерального центра появляется реальный механизм обеспечения режима законности на всей территории Российской Федерации, а у субъектов Российской Федерации - альтернатива в выборе и заинтересованность в создании необходимых и реальных условий развития местного самоуправления.     

Таким образом, развитие общественных отношений в данной сфере объективно требует повышения  уровня государственных гарантий и  дальнейшее совершенствование местного самоуправления в тех местностях, где оно успешно осуществляется. Там же, где имеются серьезные проблемы в решении вопросов местного значения по вине органов или должностных лиц местного самоуправления, государство должно иметь право и обязанность осуществлять эффективное влияние на их деятельность, обеспечивая необходимый уровень правовых и социальных гарантий населению по осуществлению местного самоуправления. В регионах, где по объективным причинам местное самоуправление фактически отсутствует, задачей государства является создание необходимых и достаточных условий для зарождения местного самоуправления и его последовательного развития.     

Федеральная власть должна объективно оценивать действия властей  субъектов Российской Федерации  в отношении местного самоуправления и их мотивацию. В тех случаях, когда ситуация в регионе не позволяет осуществить конституционное право на местное самоуправление, федеральная власть должна оказывать соответствующую помощь органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В тех же случаях, когда региональные должностные лица тормозят становление местного самоуправления, не желая делиться бюджетными средствами и собственной властью, необходимо федеральное воздействие на ситуацию, правовые формы которого должны быть ясно и достаточно обеспечены законодателем. [http://iam.duma.gov.ru(Состояние и перспективы законодательного обеспечения местного самоуправления в Российской Федерации)]

 

2.2. Анализ проблем  МСУ в Омском регионе

 

 

 

 

 

 

 

1 Большая Советская Энциклопедия. (В 20 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия». 1975.

2 Конституция Российской Федерации – М.: издательский дом «ИНФРА-М», 2006 – С. 59.

3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2

4 Конституция Российской Федерации – М.: издательский дом «ИНФРА-М», 2006 – С. 8


Информация о работе Становление и основные тенденции МСУ в РФ