Становление и основные тенденции МСУ в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

В работе мною рассмотрены вопросы: в чем сущность местного самоуправления и раскрыть его основные принципы.
Предметом данной курсовой работы являются общественные отношения в местном самоуправлении как институт публичной власти на местах, его организация и функционирование.
Целью данной курсовой работы является ознакомиться с деятельностью и организацией местной публичной власти, рассмотреть различные аспекты местного самоуправления

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1.НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МСУ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 4
1.1 Содержание и создание понятия «местного самоуправления» в РФ 4
1.2 Нормативно – правовая база, принципы и функционирование МСУ 11
1.3 Зарубежный опыт организации местного самоуправления 20
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ МСУ В РОССИИ И ОМСКОМ РЕГИОНЕ 34
2.1 Проблемы МСУ в РФ 34
2.2. Анализ проблем МСУ в Омском регионе 39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ1.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует основные направления муниципальной деятельности. Эти функции обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, теми целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление.

Перечень полномочий местного самоуправления позволяет  выделить следующие его основные функции.

1. Обеспечение участия  населения в решении местных  дел.

Это предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив, для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, различных форм самоуправления.

Важное значение для  осуществления данной функции имеет  проблема гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, а также  преодоление апатии и равнодушия части населения к вопросам организации и деятельности органов местного самоуправления.

2. Управление муниципальной  собственностью, финансовыми средствами  местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой местного самоуправления.

3. Обеспечение развития  соответствующей территории.

Органы местного самоуправления принимают программы развития соответствующей  территории, управляют муниципальным  хозяйством и тем самым обеспечивают комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

4. Обеспечение потребностей населения  в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно  важных услугах.

Одной из важных функций местного самоуправления является функция обслуживания населения. Население соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправления гораздо легче могут решать задачи улучшения качества жизни жителей, эффективности оказываемых населения услуг, чем государственные органы при централизованной системе управления местными делами.

5. Охрана общественного порядка,  обеспечение режима законности  на данной территории.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции  РФ органы частного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Основные задачи по обеспечению данной функции возлагаются на органы милиции общественной безопасности (местной милиции). При осуществления этой функции органы местного самоуправления взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка, организуют исполнение законов и иных правовых актов.

6. Защита интересов и прав  местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и законами.

Органам государственной власти РФ и ее субъектов запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные  Конституцией РФ и федеральным законодательством. Органы местного самоуправления, в  соответствии со ст. 133 Конституции РФ, могут обращаться за защитой своих прав в судебные органы.

Все вышеуказанные функции местного самоуправления между собой взаимосвязаны  и дополняют друг друга.

 

1.3 Зарубежный  опыт организации местного самоуправления

Мировая практика дает огромное разнообразие организационных и экономических решений в области местного самоуправления.

Это разнообразие принципиально важно. Если ряд органов местного самоуправления примет неверные решения, в условиях демократии и свободного обмена опытом  общая «цена ошибки» все равно меньше, а устойчивость системы выше, чем если государство, пытаясь централизованно решать вопросы местного значения, допускает одну маленькую ошибку. И политики, и ученые согласны в том, что «коммунальная глупость – не аргумент, чтобы государство брало на себя все сферы деятельности» [Веттерберг Г. Новое общество. О возможностях общественного сектора. – М.,1999].

Англосаксонская и  континентальная модели

Принято считать, что в Европе были сформированы две основные модели местного самоуправления, которые в том или ином сочетании распространились по всему миру – англосаксонская и  континентальная.

Англосаксонская модель распространена преимущественно в странах с одноименной правовой системой: Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии и др.

 Ее черты:

  • высокая степень автономии  местного самоуправления, выборность, контроль, прежде всего со стороны населения; отсутствие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления;
  • отсутствие местных администраций (органов государственной власти местного уровня).

Основной принцип здесь  “действовать самостоятельно в пределах предоставленных полномочий” (в Великобритании полномочия предоставляются парламентом страны, т.е. из «центра»,  в США – штатами, т.е. на региональном уровне). Выборные органы местного самоуправления в пределах закона, обычая, сложившейся практики, судебного прецедента самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции государства. Государственное регулирование может осуществляться в косвенной форме, например, за счет принятия модельных законов, которые органы местного самоуправления могут вводить на своей территории с изменениями. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляется  в форме судебного контроля.  Средство влияния – государственные дотации.

Континентальная модель распространена в странах континентальной Европы (Франция, Италия, Испания, Бельгия) и в большинстве стран Латинской Америки, Ближнего Востока, франкоязычной Африки.

Ее черты:

  • сочетание местного самоуправления и местных администраций (органов государственной власти местного уровня),  выборности и назначаемости; определенная иерархия системы управления, в которой местное самоуправление является нижестоящим звеном по сравнению с вышестоящим государственным;
  • ограниченная автономия местного самоуправления; наличие  на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления.

Ярким примером является Франция, где предусмотрено местное  самоуправление на уровне коммун, более крупные кантоны и округа являются местными уровнями государственной власти, элементы самоуправления вновь появляются на уровне  департамента, чтобы полностью смениться государственной  властью на уровне региона.  Основным звеном местного самоуправления являются коммуны,  каждая коммуна имеет свой представительный орган - совет и мэра, избираемого из числа депутатов совета. Мэр и депутаты муниципального совета, работающие на постоянной основе, образуют муниципалитет.  В то же время мэр является государственным служащим. Деятельность мэра осуществляется под контролем муниципального совета и под административным контролем комиссара республики. Последний также наблюдает за законностью принимаемых коммуной решений и в случае необходимости обращается в суд за их отменой (т.е. в отношении муниципального совета принцип административного контроля уже не действует).

В Германии, Австрии, Японии, в некоторых постсоциалистических и развивающихся странах действуют  смешанные модели, вобравшие в  себя разные черты англосаксонской и континентальной. 

«Сравнивая англосаксонскую  и континентальную модели местного самоуправления, следует иметь в  виду, что в демократически развитых странах различия между этими  двумя моделями не носят принципиального  характера. Их современная форма, во многом являющаяся результатом проведенных реформ местного самоуправления, позволяет говорить об определенном сближении некогда весьма отличных муниципальных систем» [Муниципальные системы зарубежных стран. http://www.dvgups.ru/METDOC/CGU/PRAVO/M_PRAVO].

Сущностные черты для всех муниципальных систем, развивающихся в условиях демократии, –  сохранение и развитие разнообразия форм местного самоуправления. Это справедливо и  для тех стран, которые уделяют особое внимание соблюдению единых стандартов уровня жизни для жителей разных территорий. Например, в Германии, где коммунальное право – исключительная компетенция земель, существует множество различий между земельными Коммунальными конституциями. В стране действуют четыре модели организации местного самоуправления:

  • «сильный мэр», занимающийся и местными вопросами, и исполнением государственных полномочий (французская);
  • «сильный магистрат», избираемый Собранием депутатов и коллегиально осуществляющий исполнительную власть (северогерманская);
  • «сильный директор» - глава исполнительной власти, избираемый коммунальным советом при том, что бургомистр несет в основном представительские функции (англосаксонская);
  • «сильный совет», являющийся высшим органом власти общины, бургомистр является председателем совета и одновременно главой исполнительной власти (южногерманская).  

Попытки унифицировать  структуру органов местного самоуправления в Германии предпринимались неоднократно, но были признаны нецелесообразными [Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. Москва, Дело и сервис.2000].

В целом в Европе отношение  к местному самоуправлению поляризуется по оси «север» - «юг». Скандинавские страны отличаются высокой степенью автономии местного самоуправления, страны Южной Европы – низкой.

Адольф Гессер в своей книге «Свобода муниципальных образований как спасение Европы» связывает уровень развития местного самоуправления с историей развития общественных свобод и государственности, выделяя:

  • «исконно-свободные» страны с традиционно высокой степенью гражданских свобод, выработавшие иммунитет против монархически-бюрократической централизации (Великобритания, государства Северной Европы, Нидерланды, Швейцария, вне Европы – США)
  • «либерализованные государства верховной власти», основанные на общем подчинении бюрократическому аппарату и оставляющие мало места для реального «управления по свою ответственность» на местном уровне  (Испания, Франция, Италия и Германия).

Тем самым Гессер дает более широкую классификацию, чем  аглосаксонская/континентальная модели.

Для первой группы стран  в его классификации «точкой  отсчета» является местная община, для второй – государство. Например, еще в XIX веке законодатели Бельгии  отстаивали тезис: община старше государства, закон её находит, а не создает. Для  Франции справедливо обратное, а именно – верховенство государства, там закон может создать общину.

Первенство общины проявляется  в том, какое внимание в странах  первой группы уделяют влиянию и  контролю граждан за местным самоуправлением.

В Финляндии принципы осуществления демократических прав граждан гарантированы законом о местном самоуправлении, который состоит из105 статей, из них  6 – о правах непосредственного участия граждан в местном самоуправлении  и 13 статей – о праве граждан не согласиться с решением муниципалитета или подать жалобу на него. В законе есть положения, обязывающие муниципалитет информировать граждан о своей деятельности. Граждане могут в индивидуальном порядке выступить с инициативой по любому вопросу местного значения. При этом закон предписывает обязательное рассмотрение органами местного самоуправления гражданских инициатив. В странах Скандинавии и Дании изучение всевозможных жалоб граждан по решениям муниципалитетов – важная часть административной работы. Такие жалобы отделяются от обычных судебных исков и рассматриваются в специальных административных судах – быстро, дешево, обоснованно [Лауринмяки Ю, Линкола Т., Прятта К. Местное и региональное управление в Финляндии.   Союз местных органов самоуправления Финляндии, 1996].

В странах второй группы также считают, что активные граждане – благо для муниципалитета, однако больше внимания уделяют государственному контролю. В Германии начальник окружного управления — руководитель района в земле, осуществляет общий или правовой надзор за общинами районного подчинения, администрация округа осуществляет правовой надзор за городами нерайонного подчинения, одновременно она является вышестоящим органом надзора за общинами районного подчинения. Министерство внутренних дел федеральной земли осуществляет надзор за районами и городами нерайонного подчинения. Особые нормы действуют в отношении государственного финансового надзора. Бюджет каждого муниципалитета до его вступления в силу подвергается тщательному государственному контролю, в частности, на предмет сбалансированности доходов и расходов и подлежит утверждению в рамках специальных согласительных бюджетных процедур.

Европейская Хартия местного самоуправления выделяет четыре основных признака, без которых не может  осуществляться местное самоуправление:

  • власть, действующая в пределах, установленных законом;
  • наделение местного самоуправления правом самостоятельного распоряжения ресурсами;
  • власть с четко обозначенными функциями в государстве;
  • наличие выборных органов местного самоуправления.

А также обозначает черты, присущие различным моделям местного самоуправления.

Для выбора конкретных моделей  местного самоуправления нужны определенные условия, в которых должно осуществляться местное самоуправление, зависящие  от:

  • экономической модели общества и отношений, возникающих в сфере собственности;
  • демократических интересов в обществе и государстве;
  • региональных,     национальных,   местных   традиций   и   особенностей осуществления власти на местах.

Этот перечень далеко не полный, но на наш взгляд, наиболее важный, так как учет этих условий определяет эффективность любой модели местного самоуправления.

Модель вообще - это  некая система, устанавливающая  положение о том, каким должен быть объект и состоящая из совокупности элементов, определяющих структуру  объекта, задачи, цели, функции, права и обязанности, ответственность и др. Мы можем определить модель местного самоуправления как систему взаимосвязей между субъектами местного самоуправления, между органами местного самоуправления и органами государственной власти, структура которой складывается , исходя из местных традиций и особенностей, наличия демократических институтов, отношений, возникающих в сфере собственности, самостоятельности, обособленности от государства и др. не менее важных положений.

Информация о работе Становление и основные тенденции МСУ в РФ