Конституция РФ как основной Закон РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - конституционное право Российской Федерации.
Предмет исследования - Конституция РФ 1993 года.
Цель исследования - изучить особенности Конституции РФ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность Конституции РФ.
2. Изучить структуру Конституции РФ.
3. Проанализировать особенности реализации Конституции РФ.
4. Рассмотреть порядок изменения Конституции РФ.
Методы исследования:

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Сущность Конституции Российской Федерации
1.2 Структура Конституции Российской Федерации
2. РЕАЛИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Реализация Конституции РФ
2.2 Порядок изменения Конституции Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Файлы: 1 файл

конституция 3.docx

— 40.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Сущность Конституции  Российской Федерации

1.2 Структура Конституции  Российской Федерации

2. РЕАЛИЗАЦИЯ И  ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Реализация Конституции  РФ

2.2 Порядок изменения  Конституции Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

ВВЕДЕНИЕ

Первый конституционный  акт в России - Основные государственные  законы Российской Империи - по сравнению  с другими европейскими странами был принят довольно поздно - в начале XX в. Объясняется это многими причинами: сильными традициями абсолютной монархии - самодержавия, неразвитостью гражданского общества, слабым экономическим развитием. Парадоксальным также является тот  факт, что еще в первой половине XIX в. конституции были дарованы Александром I Польше и Финляндии, подвластным  России, а сама метрополия конституции  не имела.

Однако история  конституционализма в России началась значительно раньше. Под конституционализмом  следует понимать теоретические  взгляды о конституции как  об основном законе государства, о представительных (парламентских) учреждениях, о правах и свободах человека и гражданина, общественное мнение о конституции, ее желательности или нежелательности, конституционные проекты, разрабатываемые  государственными органами либо политическими  партиями и группировками, учеными.

Вопрос о принятии современной российской Конституции (1993 г.) встал еще на I Съезде народных депутатов, которым 22 июня 1990 г. была образована Конституционная комиссия. И лишь в мае 1993 г. проект Конституции РФ, разработанный этой комиссией, был  официально опубликован. В вопросе  организации и функционирования государственного механизма в этом проекте были сильно укреплены позиции  законодательной власти за счет ущемления  исполнительной власти, и прежде всего  власти Президента РФ.

Объект исследования - конституционное право Российской Федерации.

Предмет исследования - Конституция РФ 1993 года.

Цель исследования - изучить особенности Конституции  РФ.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность  Конституции РФ.

2. Изучить структуру  Конституции РФ.

3. Проанализировать  особенности реализации Конституции  РФ.

4. Рассмотреть порядок  изменения Конституции РФ.

Методы исследования:

- изучение и анализ  научной литературы;

- изучение и обобщение  отечественной практики.

 

1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Сущность Конституции  Российской Федерации

Сущность Конституции  РФ1, то есть ее наиболее важные свойства, определяющие ее роль в жизни общества, следует рассматривать в двух измерениях: в юридическом и социально-политическом. Образно говоря, в отличие от большинства других законов Конституция в наибольшей степени является продуктом и достоянием всего общества, а не только законодателей и юристов. Это связано с тем, что значение Конституции для общества значительно выходит за рамки юридического документа. Конституция активно влияет на все стороны жизни общества: политику, экономику, социальное развитие, на формирование сферы прав и свобод личности.

Содержание Конституции  в момент ее принятия и последующего толкования ее положений являлось предметом  острых общественных конфликтов, дискуссий  и компромиссов, в которые был  вовлечен весь спектр политических сил  страны. Ссылки на Конституцию являются основанием для принятия важнейших  политических решений. Толкование положений  Конституции способно в значительной мере повлиять и даже изменить политическую обстановку в стране. В этом плане  весьма показателен пример с конституционным  обоснованием отмены прямых выборов  глав исполнительной власти субъектов  Российской Федерации. В связи с  особым политическим значением Конституции  ее нередко характеризуют как  важнейший политико-правовой документ страны.

Однако, это не означает, что особый социально-политический вес Конституции каким-то образом  искажает юридические свойства Конституции, позволяя органам власти влиять на ее содержание и применение по правилам политической, а не юридической логики. Конституция Российской Федерации - это, прежде всего, полноценный правовой акт наивысшей юридической силы. Именно Конституция РФ изначально определяет правила политической деятельности, а не наоборот. Конституция РФ не является и не может являться податливым инструментом в руках политиков. Напротив, значение Конституции РФ и заключается в том, что она  стабилизирует социально-политические процессы в стране. Нормы Конституции  РФ должны применяться судами, иными  органами власти, должностными лицами, исходя из того смысла, который заложен  в ее нормах, а не в угоду каким-либо текущим политическим интересам. Иной подход приводит к кризису конституционного строя и в целом правопорядка в стране. Для того чтобы убедиться, в чем это может проявляться, достаточно обратиться к урокам вооруженного противостояния сторонников Верховного Совета и Президента в октябре 1993 г.

Рассмотрим основные свойства Конституции РФ как нормативного правового акта. Как уже отмечалось ранее, Конституция Российской Федерации  является основным источником конституционного права России. Она определяет систему  источников конституционного права, задает их содержание, определяет характер и  направления их применения. В чем  это проявляется? Во-первых, все федеральные  конституционные и федеральные  законы, иные источники конституционного права принимаются в случаях  и в порядке, предусмотренных  Конституцией Российской Федерации. Во-вторых, по содержанию эти источники должны исходить из принципиальных положений, содержащихся в Конституции РФ. В-третьих, если в процессе применения данных источников конституционного права  обнаруживается их несоответствие Конституции  РФ, действуют предусмотренные самой  Конституцией механизмы ее защиты, обеспечивающие приоритетность ее положений  по сравнению с положениями иных нормативных актов.

Конституция Российской Федерации является основным источником не только конституционного права, но и иных отраслей российского права. В ней содержатся основополагающие принципы и нормы для всей правовой системы России. В этом проявляется  универсальность Конституции РФ для правовой системы.

Важнейшим свойством  Конституции РФ является ее верховенство над другими нормативными актами, принимаемыми в Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции  Российской Федерации законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции Российской Федерации. В случае противоречия законов и  этих актов Конституции Российской Федерации действуют нормы Конституции.

1.2 Структура Конституции  Российской Федерации

Структура Конституции  представляет собой подразделение  ее текста на отдельные элементы, обусловленное  содержанием и значением конституционных  норм (см. Приложение 1). Конституция  Российской Федерации состоит из преамбулы, 9 глав, входящих в раздел первый, а также второго раздела, содержащего заключительные и переходные положения.

Каждая из глав Конституции  посвящена отдельным институтам конституционного права:

- основам конституционного  строя;

- федеративному устройству;

- Президенту Российской  Федерации;

- Федеральному Собранию;

- Правительству Российской  Федерации;

- судебной власти;

- местному самоуправлению;

- конституционным  поправкам и пересмотру Конституции.

В отличие от ранее  действовавшей Конституции (Основного  закона) РСФСР, в которой содержалась  весьма развернутая преамбула (то есть введение), преамбула Конституции  Российской Федерации отличается достаточной  краткостью. В ней определяется, что субъектом принятия Конституции  является народ Российской Федерации: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем Конституцию  Российской Федерации». Аналогичная  формула имеется и в ранее  принятых конституциях других государств, в частности в Конституции  США. Ее значение состоит в утверждении  идеи народного суверенитета, означающей признание народа в качестве единственного  источника государственной власти.

В преамбуле также  излагаются мотивация и цели принятия Конституции. К этим целям относятся:

- утверждение прав  и свобод человека, гражданского  мира и согласия;

- сохранение исторически  сложившегося государственного  единства России;

- возрождение суверенной  государственности России и утверждение  незыблемости ее демократической  основы;

- обеспечение благополучия  и процветания России. Хотя положения  преамбулы не являются правовыми  нормами, их значение нельзя  недооценивать. Помимо того, что  они задают общую направленность  всего текста Конституции, данные  положения используются при толковании  норм Конституции2.

Сама последовательность расположения глав в Конституции, их состав не являются случайными. То обстоятельство, что непосредственно за изложением основ конституционного строя следует  глава о правах и свободах человека и гражданина, выражает приоритетное значение, которое придается в  Конституции утверждению прав и  свобод человека. Согласно ст. 2 Конституции  Российской Федерации человек, его  права и свободы являются высшей ценностью.

Глава 3 «Федеративное  устройство» расположена до изложения  вопросов статуса и организации  деятельности федеральных органов  государственной власти. Это связано  с тем, что вопросы территории Российской Федерации, состава Российской Федерации, разграничения предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и обеспечения государственного единства являются более общими по отношению к вопросам структурирования федеральной власти. Условно говоря, федеративное устройство пространственно задает систему координат для деятельности федеральных и региональных органов государственной власти.

Особенностью Конституции  Российской Федерации является отсутствие в ней специальной главы, посвященной  организации государственной власти в субъектах Российской Федерации.

В самой общей форме  эти вопросы решаются в ст. 77 Конституции  РФ, помещенной в главу «Федеративное  устройство». В данной статье содержится отсылочная норма, предусматривающая, что общие принципы организации  представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации  устанавливаются федеральным законом. Эту лаконичность Конституции РФ в определении системы организации  государственной власти в субъектах  Российской Федерации можно объяснить  отсутствием в «президентском лагере»  определенности по данному вопросу  на момент принятия Конституции. В дальнейшем недостаток четких конституционных  ориентиров в части организации  представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации  неоднократно вызывал существенные проблемы: до принятия в 1999 г. названного в Конституции РФ Федерального закона его отсутствие восполнялось правовыми  позициями Конституционного Суда, который  рассматривал отдельные положения  конституций, уставов ряда субъектов  Российской Федерации на предмет  их соответствия Конституции Российской Федерации. Уже после того как  Федеральный закон «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» был  принят, в зависимости от политической обстановки в него неоднократно вносились  изменения, причем весьма существенные, что оказывало дестабилизирующее  воздействие на систему власти в  субъектах Российской Федерации, превращая  ее в объект перманентного реформирования. Отмеченные проблемы могли бы решаться более эффективно, если бы Конституция  РФ давала более четкие ориентиры  для федерального законодателя.

Непосредственно организации  государственной власти на федеральном  уровне посвящены четыре главы Конституции: гл. 4 «Президент Российской Федерации», гл. 5 «Федеральное Собрание», гл. 6 «Правительство Российской Федерации» и гл. 7 «Судебная  власть». Логика изложения системы  организации государственной власти, в соответствии с которой первоначально  раскрывается статус Президента Российской Федерации, обоснована тем, что Президент  РФ является главой государства и  ему принадлежит особая роль в  системе органов государственной  власти. Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции  РФ он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти; в соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, а также между  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации. В целом Президент  РФ наделен Конституцией РФ наиболее серьезными властными полномочиями по воздействию на все ветви государственной  власти: законодательную, исполнительную и судебную. Таким образом, весомость  института Президента Российской Федерации  обусловливает то, что глава, посвященная  Президенту РФ, предшествует главам, регламентирующим статус иных органов государственной  власти.

Информация о работе Конституция РФ как основной Закон РФ