Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:42, курсовая работа
Объект исследования - конституционное право Российской Федерации.
Предмет исследования - Конституция РФ 1993 года.
Цель исследования - изучить особенности Конституции РФ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность Конституции РФ.
2. Изучить структуру Конституции РФ.
3. Проанализировать особенности реализации Конституции РФ.
4. Рассмотреть порядок изменения Конституции РФ.
Методы исследования:
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Сущность Конституции Российской Федерации
1.2 Структура Конституции Российской Федерации
2. РЕАЛИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Реализация Конституции РФ
2.2 Порядок изменения Конституции Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
Второй раздел Конституции Российской Федерации «Заключительные и переходные положения» посвящен вопросам вступления в силу Конституции Российской Федерации, действия Федеративного договора и иных договоров между федеральными и региональными органами государственной власти, преемственности в деятельности Президента РФ и Правительства РФ, соответственно избранного и сформированного до принятия Конституции РФ, а также особенностям действия положений Конституции РФ в переходный период.
Сам термин «переходный период» означал период времени до того момента, как будет принят и вступит в силу соответствующий федеральный закон, предусмотренный в Конституции РФ. При этом соответственно утрачивает силу временное регулирование, содержавшееся в указах Президента Российской Федерации, принятых после приостановления действия прежней Конституции РСФСР.
2. РЕАЛИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Реализация Конституции РФ
Реализация Конституции РФ представляет собой процесс претворения в жизнь конституционных норм субъектами конституционного права. В зависимости от характера конституционных норм (дозволения, обязывания, запреты) выделяют основные формы реализации Конституции: использование, исполнение и соблюдение3.
Использование норм Конституции
РФ характеризует реализацию конституционных
норм-дозволений. Именно путем использования
заложенных в нормах Конституции
РФ правовых возможностей происходит
осуществление гражданами принадлежащих
им прав и свобод. Данная форма реализации
норм Конституции РФ присутствует и
в случаях осуществления
Исполнение Конституции РФ может касаться выполнения как обязанностей общего характера, то есть обращенных ко всем субъектам конституционного права, так и обязанностей, обращенных к конкретным субъектам конституционного права. В частности, первый вариант реализации Конституции РФ присутствует при исполнении обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и граждан и их объединений соблюдать законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Второй вариант реализации Конституции РФ имеет место при осуществлении Правительством Российской Федерации полномочий, предусмотренных в п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации, согласно которому Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; предоставляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.
Соблюдение норм Конституции РФ имеет место при реализации норм-запретов, а также наиболее общих принципов, содержащихся в Конституции РФ. Данная форма реализации Конституции РФ наиболее универсальна, она характеризует правомерную деятельность всех субъектов конституционного права, не допускающих нарушения запретов, содержащихся в Конституции РФ, отступления от конституционных принципов. Так, реализация Конституции РФ в форме ее соблюдения присутствует в деятельности субъектов конституционного права, соблюдающих установленный в ст. 19 Конституции Российской Федерации принцип, в соответствии с которым все равны перед законом и судом, а также запрет на любые формы ограничения прав и свобод граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Принято говорить о
двух разновидностях гарантий реализации
Конституции: социально-экономических
и юридических. Смысл социально
экономических гарантий состоит
в том, что действенность многих
положений Конституции, относящихся
к социально-экономическим
Особенность норм Конституции РФ, которые носят основополагающий характер, предопределяет и особенности механизма их реализации. Существует два уровня реализации конституционных норм. Конституция РФ регулирует общественные отношения непосредственно, а также путем воздействия на текущее законодательство.
В соответствии с ч.
1 ст. 15 Конституции Российской Федерации
Конституция РФ имеет прямое действие
и применяется на всей территории
Российской Федерации. Принцип прямого
действия норм Конституции означает,
что все субъекты конституционного
права должны непосредственно
Вместе с тем само непосредственное действие норм Конституции РФ объективно не может не различаться в зависимости от особенностей конституционных норм и прежде всего от того, предполагает ли та или иная норма, чтобы ее содержание было конкретизировано федеральным законом.
В случаях, когда в
Конституции РФ устанавливается
конкретное полномочие органа государственной
власти либо однозначно определяется
право гражданина, прямое действие
норм Конституции означает четкое следование
правилам, установленным в данных
нормах. Так, норма ч. 1 ст. 50 Конституции
Российской Федерации о том, что
«никто не может быть повторно осужден
за одно и то же преступление» самодостаточна
для непосредственного
Рассмотрим иной вариант прямого действия Конституции РФ. Так, норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 51 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом», содержит конкретную процессуальную гарантию для граждан. При составлении протоколов допроса гражданин, выступающий в роли подозреваемого, потерпевшего, свидетеля, в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК) дает подписку в том, что он ознакомлен с содержанием ст. 51 Конституции Российской Федерации5.
В данном случае в
отношении гражданина и его супруга
ситуация полностью урегулирована
Конституцией, а круг его близких
родственников дополнительно
В ряде случаев нормы Конституции РФ, устанавливающие полномочия государственных органов, прямо предполагают необходимость дополнительной регламентации процедуры их реализации. Так, в соответствии с п. «в» ст. 84 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Указание в Конституции РФ на необходимость установления федеральным конституционным законом порядка назначения референдума Российской Федерации означает невозможность назначения референдума в отсутствие данного порядка, регламентированного указанным образом. Таким образом, как указывает М.Б. Смоленский: «прямое действие рассматриваемой нормы Конституции обеспечивается только при наличии соответствующего федерального конституционного закона»6.
Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин пишут: «Реализация ряда конституционных прав и свобод граждан предполагает принятие федеральных законов. В то же время отсутствие данных федеральных законов в соответствии с Конституцией РФ не может являться непреодолимым препятствием для их реализации и защиты в суде, иных органах власти»7.
Это вытекает из ст. 18
Конституции Российской Федерации,
согласно которой права и свободы
человека и гражданина являются непосредственно
действующими. Они определяют смысл,
содержание и применение законов, деятельность
законодательной и
Так, длительное время в отсутствие Федерального закона от 25.07.2002 №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (принят в 2002 г.)8 гражданам чинились препятствия в осуществлении права на замену военной службы альтернативной гражданской службой, гарантированного ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации.
Обеспечение прямого действия Конституции в равной степени является обязанностью законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.
Ключевая роль в
создании юридических гарантий прямого
действия Конституции РФ принадлежит
федеральным судам. Суды обеспечивают
верховенство Конституции, ее непосредственное
применение при разрешении конкретных
дел. Судьи обязаны
В данном постановлении
было указано, что «судам при рассмотрении
дел следует оценивать
а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
г) когда закон либо
иной нормативный правовой акт, принятый
субъектом Российской Федерации
по предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, противоречит Конституции
Российской Федерации, а федеральный
закон, который должен регулировать
рассматриваемые судом
Конституционный Суд
Российской Федерации, являясь органом
конституционного контроля, руководствуется
непосредственно Конституцией Российской
Федерации. Он обеспечивает ее прямое
действие прежде всего посредством
проверки конституционности федеральных
законов и иных нормативных актов
федеральных органов
Конституция и текущее
законодательство. Помимо прямого регулятивного
действия норм Конституции, они также
реализуются опосредованно, через
нормы текущего законодательства. В
этом плане наиболее значимая роль
принадлежит федеральным
Так, предусмотренное ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления получило развитие в Федеральном законе от 30.03.1999. №55-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»10. Принятие данного закона было необходимо, чтобы ввести единые стандарты регулирования и защиты избирательных прав граждан на права на участие в референдуме на всех соответственно выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации: федеральных, региональных (то есть на уровне субъектов Российской Федерации) и местных. Данная задача была тем более актуальна, что в Конституции Российской Федерации в отличие от ранее действовавшей Конституции (Основного закона) РСФСР отсутствовала специальная глава «Избирательная система», в которой бы определялись принципы проведения выборов и референдумов.