Конституция РФ как основной Закон РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - конституционное право Российской Федерации.
Предмет исследования - Конституция РФ 1993 года.
Цель исследования - изучить особенности Конституции РФ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность Конституции РФ.
2. Изучить структуру Конституции РФ.
3. Проанализировать особенности реализации Конституции РФ.
4. Рассмотреть порядок изменения Конституции РФ.
Методы исследования:

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Сущность Конституции Российской Федерации
1.2 Структура Конституции Российской Федерации
2. РЕАЛИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Реализация Конституции РФ
2.2 Порядок изменения Конституции Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Файлы: 1 файл

конституция 3.docx

— 40.00 Кб (Скачать)

Положения Конституции  Российской Федерации предопределили обновление всех отраслей российского  законодательства. За годы, прошедшие  после принятия Конституции Российской Федерации, были приняты Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Арбитражный  процессуальный, Трудовой, Налоговый, Бюджетный, Градостроительный, Земельный, Лесной, Водный, Жилищный, Семейный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях  и значительное количество федеральных  законов, посредством которых на основе новых конституционных принципов  было обновлено регулирование практически  всей системы общественных отношений.

Развитие содержания конституционных норм. Конституция  РФ как акт, имеющий высшую юридическую  силу и содержащий основополагающие нормы для построения всей правовой системы России, стабилизирует развитие этой системы, делает его предсказуемым, исходя из общих правовых принципов, заложенных в Конституции РФ. Гарантией  стабильности Конституции Российской Федерации является усложненный  порядок внесения в нее изменений  и дополнений. Частые изменения Конституции  РФ, имевшие место в начале 90-х  годов прошлого века, негативно сказывались  на практике реализации Конституции  РФ, умаляли ее авторитет и нередко  дезориентировали текущую законодательную  деятельность. Поэтому, как доказывает опыт конституционного развития нашей  страны, поправки к Конституции РФ должны являться крайним средством  решения конституционно-правовых проблем.

На практике нередко  возникает необходимость уточнения  содержания положений Конституции  РФ, конкретизации ее норм. Эта задача решается прежде всего путем ее официального толкования. Право такого толкования Конституции РФ принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. В соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции Российской Федерации Конституционный Суд  Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства  Российской Федерации, органов законодательной  власти субъектов Российской Федерации  дает толкование Конституции Российской Федерации. Акты толкования Конституции  РФ оформляются постановлениями  Конституционного Суда.

Кроме того, следует  отметить, что положения Конституции  РФ получают дальнейшее развитие и  в правовых позициях, содержащихся в решениях Конституционного Суда. В качестве примера сошлемся на то, как существенно с учетом требований Конституции Российской Федерации  были скорректированы постановлениями  Конституционного Суда положения Уголовно-процессуального  кодекса РСФСР, действовавшего до вступления в силу Уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации12.

Развитие содержания норм Конституции осуществляется и  в текущем конституционном законодательстве. Это связано главным образом  с решением задач совершенствования  федеративного устройства, организации  государственной власти, местного самоуправления, основы которых установлены в  Конституции РФ. Так, весьма значимая конкретизация положений Конституции  РФ, относящихся к федеративному  устройству, организации государственной  власти в субъектах Российской Федерации, была осуществлена путем принятия в 2003 г. Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный  закон «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации»13.

Аналогичное влияние  на реализацию положений Конституции  об организации местного самоуправления имело принятие в 2003 г. Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В настоящее время по инициативе Президента Российской Федерации принят Федеральный закон от 27.12.2005 №136-ФЗ «О парламентском расследовании  Федерального Собрания Российской Федерации». Данный федеральный закон призван  восполнить неопределенность в вопросе  об осуществлении парламентом соответствующих  контрольных полномочий.

Вместе с тем  следует отметить, что развитие положений  Конституции РФ федеральными законами имеет объективные пределы. В  этом плане федеральные законы могут  лишь развивать содержание конституционных  норм, только уточняя, но не изменяя  его. Опираясь на основы конституционного строя, установленные в Конституции  РФ, федеральные законы могут восполнять имеющиеся в ней пробелы, недоговоренности. Однако при любых условиях развитие содержания Конституции РФ заканчивается в том случае, если положение федерального закона приходит в противоречие с Конституцией РФ. В данном случае должно быть обеспечено верховенство Конституции РФ, а положение федерального закона быть признано утратившим силу.

2.2 Порядок изменения  Конституции Российской Федерации

В Конституции закреплены гарантии ее стабильности, неизменности, которые выражаются в усложненном  порядке ее изменения.

Порядок внесения конституционных  поправок и пересмотра Конституции  Российской Федерации установлен в  гл. 9 Конституции. Кроме того, порядок  принятия и вступления в силу поправок к Конституции регламентируется принятым в 1998 г. Федеральным законом  от 04.03.1998 №33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к  Конституции Российской Федерации» в которых устанавливаются основы конституционного строя, регулируются права и свободы человека и гражданина, а также сама процедура внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ. Внесение изменений в указанные главы Конституции РФ влечет разработку и принятие нового проекта Конституции РФ.

Поправками к Конституции  РФ является любое изменение текста гл. 3-8 Конституции Российской Федерации: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных  глав Конституции Российской Федерации. Поправки к Конституции РФ принимаются  в форме закона Российской Федерации  о поправке к Конституции Российской Федерации16.

Конституцией ограничивается круг субъектов внесения поправок к  Конституции и пересмотра Конституции. Перечень этих субъектов уже, чем  определенный в ч. 1 ст. 104 Конституции  Российской Федерации перечень субъектов  законодательной инициативы. Так, с  инициативой внесения поправок к  Конституции и пересмотра Конституции  РФ не могут выступать отдельные  депутаты Государственной Думы или  члены Совета Федерации, Конституционный  Суд Российской Федерации, Верховный  Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 134 Конституции РФ предложения о  поправках и пересмотре положений  Конституции Российской Федерации  могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная  Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а  также группа численностью не менее  одной пятой членов Совета Федерации  или депутатов Государственной  Думы.

Поправки к Конституции  РФ в соответствии со ст. 136 Конституции  РФ принимаются в порядке, предусмотренном  для принятия федерального конституционного закона, то есть для этого требуется, чтобы они были одобрены большинством не менее трех четвертей голосов  от общего числа членов Совета Федерации  и не менее двух третей голосов  от общего числа депутатов Государственной  Думы. Вместе с тем для вступления поправок к Конституции в силу необходимо, чтобы они были одобрены органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов  Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным  законом «О порядке принятия и  вступления в силу поправок к Конституции  Российской Федерации» законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации в порядке, устанавливаемом данным органом  самостоятельно, обязан рассмотреть  закон Российской Федерации о  поправке к Конституции Российской Федерации в срок не позднее одного года со дня его принятия. Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации  закон Российской Федерации о  поправке к Конституции Российской Федерации в течение семи дней со дня установления результатов  его рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов  Российской Федерации направляется Председателем Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  Президенту Российской Федерации для  подписания и официального опубликования. В случае если закон Российской Федерации  о поправке к Конституции Российской Федерации не получит одобрения  законодательных (представительных) органов  не менее чем двух третей субъектов  Российской Федерации, повторное внесение в Государственную Думу предложения  о данной поправке допускается не ранее чем через один год со дня установления результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

Иной порядок установлен для пересмотра Конституции. Статьей 135 установлено, что Конституция  не может быть пересмотрена Федеральным  Собранием. После внесения предложения  о пересмотре Конституции оно  рассматривается Советом Федерации  и Государственной Думой. И если это предложение будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа  членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы, созывается Конституционное  Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции  Российской Федерации, либо разрабатывает  проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается  Конституционным Собранием двумя  третями голосов от общего числа  его членов или выносится на всенародное  голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие  в голосовании, при условии, что  в нем приняло участие более  половины избирателей.

Всенародное голосование  по проекту новой Конституции  Российской Федерации проводится в  соответствии с принятым в 2004 г. Федеральным  конституционным законом «О референдуме  Российской Федерации»17.

Следует отметить, что  порядок созыва Конституционного Собрания в соответствии с ч. 2 ст. 135 Конституции  РФ должен быть установлен федеральным  конституционным законом. Однако в  настоящее время такой закон  не принят, что является существенным пробелом в конституционном законодательстве.

Особый порядок  внесения изменений в текст ст. 65 Конституции Российской Федерации (определяющей перечень субъектов Российской Федерации и соответственно их наименования) предусмотрен в ст. 137 Конституции  Российской Федерации. Изменения в  данную статью вносятся не в порядке, предусмотренном для поправок к  Конституции, а на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании  в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового  статуса субъекта Российской Федерации. То есть в каждом случае принятия в  Российскую Федерацию в качестве нового субъекта Федерации иностранного государства или его части, в  каждом случае образования в ее составе  нового субъекта Федерации, а также  изменения конституционно-правового  статуса субъекта Федерации принимается  конкретный федеральный конституционный  закон. Пример такого закона - принятый в 2004 г. Федеральный конституционный  закон «Об образовании в составе  Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и  Коми-Пермяцкого автономного округа». На основании данных федеральных  конституционных законов вносятся изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции  Российской Федерации. Эти изменения  учитываются при переиздании  текста Конституции.

Аналогичным образом  при переиздании Конституции  РФ учитываются наименования субъектов  Российской Федерации. Включение новых  наименований субъектов Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации оформляется Указами  Президента Российской Федерации. Президент  неоднократно издавал такие указы.

поправка  пересмотр конституция российский реализация

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституция - важнейший  институт демократии. Демократическое  государство всегда конституционное, но не всякое государство, имеющее конституцию, может быть названо конституционным  и демократическим. Любому государству  присуща тенденция к злоупотреблению  властью.

Поэтому мало принять  конституцию, необходимо создать режим  ее неукоснительного соблюдения. Но для  этого она должна занимать особое место в правовой системе страны.

В самом общем виде конституцию определяют как правовой акт (или совокупность правовых актов), обладающий высшей юридической силой  и регулирующий основы организации  государства и взаимоотношений  государства и человека. Люди в  своей массе в государстве - это  народ данного государства.

В современном демократическом  государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Только он обладает учредительной  властью. Именно поэтому конституции  принимаются народом или от имени  народа. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает важнейшую  черту ее понятия: она носит учредительный  характер. Конституция учреждает  основы государственного и общественного  строя, механизм осуществления государственной  власти. Она носит учредительный  характер и потому, что все ее предписания являются первичными и  им не могут противоречить другие издаваемые государственными органами акты.

Сущность конституции  заключается не только в том, что  она базовый закон государства  и обладает высшей юридической силой. Это - ее первейшее и важнейшее  назначение. Конституция является также  политическим и идеологическим документом.

И как политический документ она отражает определенное соотношение политических сил на момент ее разработки и принятия. Но такое соотношение политических сил не является неким выражением соотношения классовых интересов  или «результатом классовой борьбы», что являлось незыблемой методологической основой советской науки. Конституция  в демократическом государстве - результат политического согласия. Она является общественным компромиссом, в котором согласованы политические интересы, представленные различными политическими силами. Их интересы отражены в конституции в той  мере, в какой их удалось отстоять и согласовать с другими политическими  силами. Разумеется, больше учтены интересы тех политических сил, чье влияние  в обществе оказалось более сильным  или даже определяющим. Вот что  является главным, а не классовая  сущность.

Информация о работе Конституция РФ как основной Закон РФ