Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 19:57, курсовая работа
Самоуправление есть самостоятельное улаживание собственных дел, вид управленческой деятельности, заключающейся в сознательном воздействии на волю людей с целью направления их поведения. Если управление можно представить как совокупность отношений между теми, кто управляет (субъектами управления) и теми, чье поведение подвергается управленческой регуляции (управляемые), то самоуправление - это управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и выступают в качестве управляемых одни и те же лица.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Основные теории МСУ, местное самоуправление зарубежных стран и в дореволюционной России………………………………………………………6
1.1. Основные теории местного самоуправления……………………………..6
1.2. Муниципальные системы зарубежных стран…………………………….9
1.3. Самоуправление в дореволюционной России…………………………...13
2. МСУ в постсоветский период и в настоящее время………………………21
2.1. Местное самоуправление в постсоветский период……………………...21
2.2. Становление и основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе…………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………..33
Библиографический список…………
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
1. Основные теории МСУ, местное самоуправление зарубежных стран и в дореволюционной России………………………………………………………6 |
1.1. Основные теории местного самоуправления……………………………..6 |
1.2. Муниципальные системы зарубежных стран…………………………….9 |
1.3. Самоуправление в дореволюционной России…………………………...13 |
2. МСУ в постсоветский период и в настоящее время………………………21 |
2.1. Местное самоуправление в постсоветский период……………………...21 |
2.2. Становление и основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе…………………………………………………28 |
Заключение…………………………………………………… |
Библиографический список……………………………………………………35 |
ВВЕДЕНИЕ
Самоуправление есть самостоятельное улаживание собственных дел, вид управленческой деятельности, заключающейся в сознательном воздействии на волю людей с целью направления их поведения. Если управление можно представить как совокупность отношений между теми, кто управляет (субъектами управления) и теми, чье поведение подвергается управленческой регуляции (управляемые), то самоуправление - это управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и выступают в качестве управляемых одни и те же лица.
Однако эту логическую схему не очень просто приложить к обществу, поскольку его индивидуальные, групповые (коллективные), классовые, общесоциальные запросы теснейшим образом переплетены. Они осуществляются через деятельность (включая управленческую) множества разных лиц. Общественные условия приводят к тому, что зачастую субъекты запросов, с одной стороны, и субъекты их непосредственного осуществления, с другой стороны, не совпадают. Между множеством первых и множеством вторых образуются сложные, необыкновенно запутанные связи. Таким образом, общая логическая схема самоуправления не может быть приложена к обществу без ее видоизменения.
Местное самоуправление в государственно-организованном обществе не может не испытывать на себе воздействие государства. Поэтому не случайно большинство теоретических концепций местного самоуправления представляют собой то или иное решение вопроса о соотношении государства и местного самоуправления.
Управление местными сообществами жителей может носить государственный или негосударственный характер. Негосударственный характер самоуправления может заключаться в особо публично-властной деятельности или деятельности общественной, строго добровольной. Местные дела, соответственно, могут иметь значение государственных, негосударственных, публично-властных или общественных дел.
Конституция Российской Федерации закрепляет местное самоуправление как важнейший элемент основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Причем законодательная планка российского местного самоуправления максимально поднята до эталона стран развитой демократии. Однако понадобится значительное время, средства, чтобы в полной мере воплотить в жизнь конституционные принципы местного самоуправления. Развитие местного самоуправления в России - долгий и трудный процесс.
Актуальность исследования. Развитие муниципального права, его институтов неразрывно связано с возникновением и эволюцией местного самоуправления как децентрализованной формы управления, разработкой теоретических концепций местного самоуправления, формированием законодательства, регулирующего муниципальную деятельность.
Муниципальное право как наука - представляет собой совокупность знаний о различных проявлениях местного самоуправления, и муниципального права, как отрасли права.
Предметом науки муниципального права - является местное самоуправление как общественный, но, прежде всего политико-правовой институт в его статистике и динамике, в его внешних отношениях с иными институтами общества и в первую очередь с государством.
Трудно понять современную организацию местного самоуправления, уяснить его основные тенденции без исследования фактов прошлого.
Целью данной курсовой работы является ознакомление с основными теориями местного самоуправления; процессом формирования и становления местного самоуправления.
Объектом исследования являются существующие теоретические знания о местном самоуправлении, его организации.
Предметом исследования являются основные теории местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Ознакомиться с основными теориями местного самоуправления;
2. Выяснить, какие муниципальные системы существуют в зарубежных странах;
3. Рассмотреть самоуправление в дореволюционной России;
4. Изучить местное самоуправление в постсоветский период;
5. Узнать, какие существуют основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе.
1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МСУ, МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
1.1. Основные теории местного самоуправления
В науке муниципального права сформировался целый ряд теорий местного самоуправления, в которых по-разному рассматривается его сущность.
Как отмечает В.И. Фадеев,[1] теоретические основы учения о местном самоуправлении разрабатываются в первой половине прошлого века. Значительный вклад в разработку теории местного самоуправления внесла германская юридическая школа в лице таких ее выдающихся ученых XIX века, как Гнейст, Штейн, Лобанд и др. Первоначально немецкие ученые, обосновывая природу и сущность местного, общинного самоуправления, выдвинули теорию свободной общины, основные начала которой они заимствовали из французского и бельгийского права. Ее представители считали, что право общины на заведование своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека, что община является первичной по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного управления.
Отсюда в понятие самоуправления включили следующие элементы: управление собственными делами общины; общины являются субъектами принадлежащих им прав; должностные лица общинного управления, органы не государства, а общины. В рамках этой теории наряду с исполнительной, законодательной, судебной властью признавалась и местная власть.
На смену теории свободной общины приходит общественная теория самоуправления, которая так же, как и прежняя теория исходила из противопоставления государства и общества, из принципа признания свободы осуществления своих задач местными сообществами и союзами. Общественная теория выдвигала в качестве характерных признаков местного самоуправления негосударственный и преимущественно хозяйственный характер деятельности органов местного самоуправления. [2] Однако практика показывала, что органы самоуправления осуществляли функции, носящие не только частно - правовой, но и публичный характер, свойственные органам публичной власти, получая свои полномочия от государства. Кроме того, оказалась, что нельзя дать точного разграничения дел собственно общинных ( местных) и дел государственных, порученных для исполнения органам. В России эта теория с ее разновидностями была наиболее популярна в 60 - е годы XIX столетия.
Одновременно появилась государственная теория самоуправления, основные положения которой были сформулированы Л. Штейном, Р. Гнейстом и более подробно развиты в России Н. Лазаревским, А. Градовским, Б. Безобразовым. Сторонники этой теории рассматривали местное самоуправление как часть государства. Сущность самоуправления сформулировал Н.И. Лазаревский. Согласно его взглядам, она должна определяться четырьмя пунктами:
самоуправление есть осуществление правительственных прав по поручению от государства;
самоуправление есть деятельность, состоящая в исполнении местных задач государственного управления;
самоуправление есть исполнение задач государственного управления самим государством;
органы самоуправления являются органами и представителями самого государства. [3]
Рассматривая различные теории нужно отметить, что любое государство для эффективного осуществления своих функций нуждается в местном самоуправлении, без чего нет надежного управления в целом. Это положение особенно очевидно в условиях современного социального пространства, когда в мире произошли информационная и управленческая революции, раскрепостившие внутренние силы саморазвития сложных социальных систем.
Мы знаем, что полное самоуправление означает отсутствие подчинения организации в решении своих задач кому - либо (чему - либо) из вне, кроме закона. Ограниченное самоуправление может быть и при свободном выполнении определенных функций, и при решении отдельных задач. С этой точки зрения любой человек и любая организация осуществляют определенное самоуправление.
История человечества не знает фактов добровольной передачи власти теми, кто ее имеет, тем, на кого эта власть распространяется. Самые «мягкие» случаи перехода от децентрализации к самоуправлению наблюдались при угрозе жесточайшего социального конфликта.
В Советском Союзе и в России есть многочисленные примеры развития территориального управления. В прошлом России хорошо известны военные поселения. [4] Такие поселения и целые города сохранились до сих пор. Дожили до нашего времени и особые этнические поселения, например, староверов, которые были, и поныне остаются самостоятельными и осуществляют идеальное самоуправление.
Однако современная практика показала, что природа местного самоуправления не может быть однозначно определена. Особенно трудно четко выделить собственно местные дела, отличные от общественных. Функции местного самоуправления отражают не только частноправовой характер, но и публичный. Местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы как государственного, так и общественного образования, что нашло отражение в теориях современных ученых. Некоторые из них отмечают, что разграничивая в теории сферу государственной власти и сферу местного самоуправления, надо иметь в виду не иную природу органов местного самоуправления, а специфику их функций. [5]
В различных странах в настоящее время выработаны, по крайней мере, три модели местного самоуправления, которые обеспечивают по-разному и его самостоятельность, и, с другой стороны, необходимый государственный контроль. В последние десятилетия, как отмечает профессор В.Е. Чиркин [6], появляются идеи, что местное самоуправление - это продолжение государственной власти. В большинстве стран принята та же концепция, что и у нас, а именно: местное самоуправление - это публичная власть существующая наряду с государственной.
В мировой практике существуют разные ступени местного самоуправления. Есть ступень региональная, есть общинная. Все зависит от того, признается или нет та или иная единица территориальным коллективом.
1.2. Муниципальные системы зарубежных стран
Существуют различные модели местного самоуправления, которые оказывают влияние на развитие муниципального законодательства в различных странах мира. Эти модели отличаются по порядку формирования органов местного самоуправления, предметам ведения местного самоуправления, характеру и особенностям взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти и т.п.
Знание и обобщение зарубежного опыта организации местного самоуправления объективно помогает выработать рекомендации по повышению эффективности организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации.