Становление и основные тенденции МСУ в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

В работе мною рассмотрены вопросы: в чем сущность местного самоуправления и раскрыть его основные принципы.
Предметом данной курсовой работы являются общественные отношения в местном самоуправлении как институт публичной власти на местах, его организация и функционирование.
Целью данной курсовой работы является ознакомиться с деятельностью и организацией местной публичной власти, рассмотреть различные аспекты местного самоуправления

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1.НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МСУ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 4
1.1 Содержание и создание понятия «местного самоуправления» в РФ 4
1.2 Нормативно – правовая база, принципы и функционирование МСУ 11
1.3 Зарубежный опыт организации местного самоуправления 20
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ МСУ В РОССИИ И ОМСКОМ РЕГИОНЕ 34
2.1 Проблемы МСУ в РФ 34
2.2. Анализ проблем МСУ в Омском регионе 39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ1.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Указанный закон определил, прежде всего, систему местного самоуправления в России. Такая система включает в себя, на наш взгляд, законодательную регламентацию и практическое осуществление:

  • территориальных пределов местного самоуправления, его разновидностей;
  • механизма местного самоуправления;
  • основных принципов местного самоуправления;
  • полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления;
  • гарантий осуществления местного самоуправления.

Принципиальным положением Федерального закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления»  является указание на то, что его  система базируется на территориальной основе, в пределах территорий муниципальных образовании. Под муниципальными образованиями Закон (ст. 1) понимает городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Одновременно закон указывает на основные разновидности субъектов местного самоуправления. Ими могут быть:

— городские и сельские поселения;

— части указанных поселений (районы городов, микрорайоны, кварталы, улицы и т. п.);

— совокупности поселений, объединяемых общей территорией (районы, уезды, сельские округа — волости, сельсоветы и т. д.).

Именно эти перечисленные  виды территорий, отличающиеся во многом от официальных, административно-территориальных, образований, призваны способствовать населению в решении многообразных  вопросов местного значения. Закон (ст. 1) устанавливает, что к такого рода вопросам относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения соответствующего муниципального образования. Понятно, что подобные вопросы могут быть решены как в рамках городов, районов, населенных пунктов, так и внутри и вне пределов этих территорий, но в складывающихся муниципальных образованиях

 

    1. Нормативно – правовая база, принципы и функционирование МСУ

 

           В Российской Федерации признаётся  и гарантируется местное самоуправление»  (Конституция РФ, ст. 12)4. В данной статье также говорится, что местное самоуправление не является частью системы государственной власти и «в пределах своих полномочий» самостоятельно. Таким образом, видно, что местное самоуправление в Российской Федерации довольно интересно в качестве объекта изучения ввиду того, что является вполне самостоятельной сферой.

          Местное самоуправление – одна  из основ конституционного строя,  основополагающий принцип организации  власти, который наряду с принципом  разделения властей определяет  систему управления. Одна из основных целей местного самоуправления – объединение людей, превращение их в общность с близкими каждому целями. Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль; оно рассматривается как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров. В нашей стране местному самоуправлению уделяют все большее внимание как одному из атрибутов российской государственности, необходимому элементу демократической организации государственной и общественной жизни каждого государства. Несмотря на немалый срок действия Конституции Российской Федерации тема становления местного самоуправления не утратила своей актуальности.

В зависимости от субъектов, устанавливающих  нормы муниципального права, выделяют следующие источники:

1. Акты федеральных  органов государственной власти. В их числе Конституция РФ, Федеральные законы, постановления  палат Федерального Собрания  РФ, указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ.

Особое место в регламентации МСУ занимает Конституция РФ. В литературе высказываются мнения о том, что с сугубо теоретической точки зрения, в основном законе страны можно было и не определять общий статус МСУ, достаточно было, признав, что государство гарантирует МСУ.

Однако в связи с тем, что МСУ в России в современных условиях устанавливается не снизу, а сверху, необходимы были достаточные конституционные гарантии его утверждения и развития. Это обстоятельство обусловило закрепление в ст. 12, 130-133 Конституции РФ общей модели МСУ.

Новое конституционное законодательство произвело сдвиг в вопросе  о способе правового регулирования  отношений МСУ. Если ранее нормативное  определение статуса местных  сообществ входило в компетенцию  РФ, то в настоящее время согласно п. «н» ст.72 Конституции РФ за общефедеральным центром остались права на совместное с субъектами федерации установление общих принципов организации МСУ. Развернутое же правовое регулирование деятельности муниципальных образований входит в компетенцию субъектов федерации (ст.73 Конституции РФ).

Таким образом, в основе иерархии нормативных  актов о МСУ находятся конституционные  предписания. Их внутренне содержание на федеральном уровне развернуто в  Федеральном законе от 28 августа 1995 года, определяющем только общие принципы организации МСУ в стране. С принятием данного закона потеряли силу многие нормы закона РФ «О местном самоуправлении в РФ», однако целый ряд его нормоположений действует и будут действовать до тех пор, пока не вступят в силу соответствующие предписания законодательства о МСУ субъектов федерации.

К законодательству о местном самоуправлении относятся также законы, подзаконные  акты федерального уровня и уровня субъектов федерации, нормативные  договоры разного уровня, действующие  в отдельных сферах социально-экономической, общественно-политической, культурной жизни.

2. Акты субъектов РФ, имеющие  предметом правового регулирования  отношения местного самоуправления.

В соответствии с пп. 2, 4, б ст. 76 Конституции  РФ субъекты РФ вправе самостоятельно за рамками общероссийского законодательства определять принципиальные устои МСУ на своей территории, которые должны соответствовать положениям общероссийского законодательства (положениям ФЗ от 28.08.95 г.). Кроме того, субъекты федерации вправе законодательно регулировать те сферы местной жизни, которые в области их праворегулирования относятся исключительно к ведению субъектов федерации (например, вопросы административно-территориального устройства). В данной сфере уже акты самой федерации должны соответствовать актам ее субъектов.

Законодательство о МСУ субъектов  федерации, строящееся на фундаменте общероссийского  законодательства, в своей основе имеет нормы конституции республик  в составе РФ, уставов других субъектов, посвященные регулированию МСУ. На основе общероссийских норм и конституционных, уставных норм субъектов федерации последние принимают свои комплексные, специализированные акты о МСУ, о порядке выборов должностных лиц и органов МСУ, о местных референдумах и т.п.

3. Акты локального характера,  принимаемые органами местного самоуправления.

Весомая роль в регулировании МСУ  принадлежит уставам, принимаемым  муниципальными образованиями самостоятельно (п. 2 ст. 8 ФЗ от 28.08.95 г.). Перечень вопросов, которые должны решаться в уставах, дан в п.1 ст. 8 названного закона, а порядок их принятия - в п.2 этой статьи, говорящем, что уставы муниципальных образований принимаются представительным органом МСУ или населением непосредственно. Пункт 3 ст.8 Федерального закона от 28 августа 1995 года указывает, что уставы местных сообществ подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ. Данный закон помимо порядка государственной регистрации уставов определяет процедуру внесения в них изменений, порядок обжалования отказов в государственной регистрации и других действий.

Установленные правила принятия уставов  муниципальных образований требуют  соотнесения с нормой ст. 131 Конституции  РФ, гласящей, что структура органов  МСУ определяется населением самостоятельно. Данная норма указывает на то, что вопрос о структуре органов МСУ, а это одна из важнейших позиций уставов муниципальных образований, может решаться только населением, т.е. через институт местного референдума. Вопрос о принципиальной структуре органов МСУ должен решаться населением непосредственно на сходах, конференциях, через институт референдума. При этом конечно, на обсуждение населения могут выноситься и проекты уставов муниципальных образований в целом. Представительные же органы МСУ вправе принимать уставы своих образований и в этих уставах должна быть адекватно отражена воля населения по вопросу о принципиальной структуре органов МСУ.

В зависимости от деления источников по сферам правового регулирования:

1. Акты, регулирующие осуществления  непосредственно гражданами вопросов  местного значения: законодательные акты о выборах органов и должностных лиц МСУ, акты о порядке организации и проведения местных референдумов, организации и проведения уличных шествий, демонстраций и т.д.

2. Акты, регламентирующие порядок  организации и деятельности органов местного самоуправления. К этой группе относятся большое количество законов и подзаконных актов федерального уровня, субъектов РФ и локального характера: акты, устанавливающие основы и порядок прохождения муниципальной службы, правовое положение депутатов представительных органов МСУ, статус выборных должностных лиц МСУ и др.

3. Акты, закрепляющие  правовые основы организации  функционирования муниципального  хозяйства: о бюджетном процессе, о финансово-экономических основах  МСУ и пр. [http://www.yurclub.ru/]

Принципы местного самоуправления - это основополагающие начала и  идеи, лежащие в основе организации  и функционирования местного самоуправления.

1. Самостоятельность  решения населением всех вопросов  местного значения.

В ст. 12 Конституции РФ гарантируется, что местное самоуправление в пределах свих полномочий самостоятельно. Это значит, что органы местного самоуправления наделяются компетенцией, принадлежащей только им, свободны в осуществлении своих полномочий и несут за это ответственность. Никто не вправе вмешиваться в решения вопросов субъектами местного самоуправления, утверждать отменять или приостанавливать их решения, если они приняты в рамках закона.

Принцип самостоятельности  местного самоуправления находит свое выражение также в ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ.

Вместе с тем самостоятельность  местного самоуправления ограничивается лишь вопросами собственного ведения. В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции  РФ реализация государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, подконтрольна государству.

2. Организационное обособление  местного самоуправления в системе  управления обществом и государством.

Конституция РФ впервые  закрепила принципиальное положение  о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Это также означает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В то же время органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конституция РФ).

Конечно, деятельность органов  местного самоуправления, будучи инициативной и самостоятельной, не является абсолютно  независимой и обособленной от деятельности государственных органов. Ведь создание органов местного самоуправления и их функции определены актами органов государственной власти и они действуют в рамках общегосударственной политики.

3. Многообразие организационных  форм осуществления местного  самоуправления.

Как уже отмечалось, установление общих принципов организации  местного самоуправления относится  к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции  РФ).

В самих субъектах  РФ закрепляются с учетом исторических и иных местных традиций организационные основы и различные формы осуществления местного самоуправления (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ). Кроме того, ч. 2 ст. 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

4. Соразмерность полномочий  местного самоуправления материально-финансовым  ресурсам.

Для осуществления своих  функций и полномочий местное  самоуправление должно иметь право  на достаточные материально-финансовые средства. Реальность и эффективность местного самоуправления определяются прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении местного самоуправления.

В Конституции условия  местного свое выражение:

  • в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ст. 8):
  • в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130);
  • в праве органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (ч.1 ст. 132).

При наделении органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им в СО РФ определяются экономические самоуправления, которые находят в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ должны передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.

В проекте федерального закона РФ "Об общих принципах  местного самоуправления в РФ", наряду с вышеуказанными, закрепляются такие основные принципы: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед местным сообществом; государственная гарантия местного самоуправления.

Информация о работе Становление и основные тенденции МСУ в РФ