Проблемы становления налогового учета в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:49, контрольная работа

Краткое описание

В 2001 г. формирование новой налоговой системы было продолжено, и с 1 января 2002 г. вступили в действие еще 3 важнейшие главы Налогового кодекса, определяющие порядок исчисления и уплаты одного из главнейших федеральных налогов - налога на прибыль организаций. Одновременно с этим принята глава Кодекса, посвященная налогу на добычу полезных ископаемых, который вместил в себя несколько ранее действовавших налогов, взимаемых с недропользователей. Специальная глава Кодекса посвящена налогу с продаж.

В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.

Файлы: 1 файл

Налоги и налогообложение.docx

— 22.60 Кб (Скачать)

НОУ ВПО «Институт управления»

 

Ярославский филиал

 

 

 

 

Контрольная (курсовая) работа (проект)

(нужное подчеркнуть)


 

 

 

По дисциплине:

Налоги и налогообложение


 

 

Тема:

Проблемы становления налогового учета в РФ


 

 

 

 

Преподаватель:

Шипицына Т.А.

 

(фамилия, инициалы)

Выполнил студент:

 

IV

курса,

44 МЗС

группы

Мухлаев М.Н.

 

(фамилия, инициалы)

№ зачетной книжки

4772


 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номер регистрации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль

2012 г.

 

Становление налоговой системы России в условиях переходной экономики

Основы налоговой  системы и система налогового законодательства Российской Федерации  формировались в октябре —  декабре 1991 г.

 

Законами  Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный  налог и налоги, зачисляемые в  дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты  законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с  физических лиц и др.

 

 

Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в  действие с 1 января 1992 г.

 

Кроме того, в 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при  Госналогслужбе РСФСР, преобразованное  через год в самостоятельный  правоохранительный орган в сфере  налогообложения — Федеральную  службу налоговой полиции России.

 

С 1 января 1999 г. вступила в силу часть первая Налогового кодекса РФ – документа, устанавливающего основные принципы налоговой системы  государства и регулирующего  правовые отношения между налогоплательщиком и государством в связи с исчислением  и уплатой налогов.

 

Но принятие первой части Налогового кодекса  не затронуло вопросов конкретного  применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над  второй, специальной частью Кодекса, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 г.

 

При этом необходимо подчеркнуть, что из предполагаемых 30-и глав второй части Кодекса  были приняты четыре главы, посвященные  НДС, налогу на доходы физических лиц, акцизам и единому социальному  налогу.

 

В 2001 г. формирование новой налоговой системы было продолжено, и с 1 января 2002 г. вступили в действие еще 3 важнейшие главы  Налогового кодекса, определяющие порядок  исчисления и уплаты одного из главнейших федеральных налогов - налога на прибыль  организаций. Одновременно с этим принята  глава Кодекса, посвященная налогу на добычу полезных ископаемых, который  вместил в себя несколько ранее  действовавших налогов, взимаемых  с недропользователей. Специальная глава Кодекса посвящена налогу с продаж.

 

В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции  России была ликвидирована, а ее функции  переданы созданному в структуре  Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию  экономических и налоговых преступлений.

 

В марте 2004 г. в результате системного изменения  структуры федеральных органов  исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой  сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору  и контролю в сфере налогообложения  закреплены за вновь созданной Федеральной  налоговой службой, деятельность которой  курирует Минфин России.

3. Современное  состояние налоговой системы  РФ

Российским  законодательством введено понятие  «система налогов и сборов в Российской Федерации». Понятие «налоговая система» более емкое, чем понятие «система налогов и сборов», ибо первое из них включает второе как составную часть и определяется совокупностью условий налогообложения, экономическими и политико-правовыми характеристиками

 

Принципы  построения налоговой системы, которые  являются основополагающими в экономически развитых странах, показали свою эффективность  и могут быть заимствованы Россией, - это:

 

·        детальная структурированность  и целостность налоговой системы. Обеспечивается жесткой централизацией управления налогами со стороны государства  на базе налогового законодательства. Данный принцип предполагает тесную взаимосвязанность налогов, исключающих  двойное налогообложение, право  выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой  ставки, а также строгое разделение налогов на центральные и местные;

 

·        гибкость налоговой сиcтемы, обеспеченная возможностью ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых законов по бюджету;

 

·        социальная направленность налоговой  системы, связанная со стимулированием  социального и экономического развития страны с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовое положение  отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравнивание развития регионов.

 

В настоящее  время вторая часть Налогового кодекса  включает 11 глав. Помимо вышеперечисленных  глав, были добавлены три главы, посвященные  специальным налоговым режимам, и кроме этого глава, посвященная транспортному налогу.

 

Налоговой кодекс в настоящее время является единым, взаимосвязанным и комплексным  документом, учитывающим всю систему  налоговых отношений в Российской Федерации.

 

В налоговой  системе России используются различные  типы налогообложения:

 

ü     пропорциональное налогообложение (налог на прибыль),

 

ü     прогрессивное (налог на имущество физических лиц),

 

ü     регрессивное (единый социальный налог).

 

Налоговая система  функционирует благодаря федеральным  органам исполнительной власти, взаимодействующим  между собой для достижения общих  целей и выполнения функциональных задач. Это Министерство финансов РФ (Минфин России), Министерство РФ по налогам  и сборам (МНС РФ), Государственный  таможенный комитет РФ (ГТК РФ) и  Федеральная служба налоговой полиции  РФ (ФСНП РФ).

 

Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и  валютной политики в Российской Федерации  и координирующим деятельность в  этой сфере иных федеральных органов  исполнительной власти. Минфин России совместно с МНС РФ разрабатывает  предложения по налоговой политике, развитию налогового законодательства и совершенствованию налоговой  системы в Российской Федерации, также участвует в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин.

 

МНС РФ –  это федеральный орган исполнительной власти, который представляет собой  централизованную систему налоговых  органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов.

 

ГТК РФ –  это федеральный орган исполнительной власти, который руководит таможенным делом в Российской Федерации.

 

Основные  задачи ГТК РФ – это:

 

1.      участие в разработке таможенной  политики и реализация этой  политики; обеспечение экономической  безопасности России и единства  таможенной территории России  в пределах своей компетенции; 

 

2.      защита экономических интересов  России;

 

3.      организация и совершенствование  таможенного дела в России  и др. Функции ГТК РФ соответствуют  возложенным на него задачам. 

 

ФСНП РФ относится  к числу федеральных правоохранительных органов.

 

Основные  задачи ФСНП РФ:

 

1.      предупреждение, выявление и пресечение  налоговых преступлений и правонарушений,

 

2.      обеспечение безопасности деятельности  государственных налоговых инспекций  и защита их сотрудников от  противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей,

 

3.      предупреждение, выявление и пресечение  коррупции в налоговых органах. 

 

О принципах  налогообложения неоднократно упоминалось, но все же необходимо обобщить. Принципы налогообложения, положенные в основу налоговой системы Российской Федерации:

 

·        Принцип всеобщности и равенства  налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, при  этом должна учитываться фактическая  способность налогоплательщика  к уплате налога.

 

·        Принцип недискриминации налогоплательщиков. Налоги и сборы не могут различно применяться исходя из политических, экономических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Также не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства лиц или места происхождения капитала.

 

·        Принцип экономического приоритета, который означает, что основанием для установления налога может служить  экономическая природа объекта  налогообложения. Законодательная  декларация этого принципа ограничивает произвольное установление налогов  и сборов.

 

·        Принцип презумпции правоты собственника при толковании налогового законодательства.

 

·        Принцип ясности и доступности  понимания порядка налогообложения. Каждый налогоплательщик должен точно  знать, какие налоги и сборы, когда  и в каком размере он должен уплачивать в казну.

 

Характеризуя  налоговую систему, следует отметить, что при ее создании и дальнейшем реформировании исходили из учета внутринациональных особенностей России, а именно: уровня развития страны, выбранной экономической  политики, финансово-бюджетного устройства и других аспектов. Эти особенности  нашли свое выражение в ряде организационных  принципов, положенных в основу налоговой  системы Российской Федерации.

Заключение 

 

Налоговая система  России, существовавшая до наступления  периода реформ, была сформирована на протяжении длительного периода  советской власти и подобно западным системам была стабильна и крайне редко подвергалась изменениям.

 

В 1991 г. налогообложение  и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в  политических целях, которые принимали  собственные налоги, параду суверенитетов  сопутствовал «налоговый сепаратизм». Например, на территории России был  введен особый «суверенный» режим налогообложения: Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений  и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под  российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный  налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение  стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет».

 

Основы налоговой  системы и система налогового законодательства Российской Федерации  формировались в октябре —  декабре 1991 г.

 

Законами  Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный  налог и налоги, зачисляемые в  дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты  законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с  физических лиц и др.

 

 

Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в  действие с 1 января 1992 г.

 

Кроме того, в 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при  Госналогслужбе РСФСР, преобразованное  через год в самостоятельный  правоохранительный орган в сфере  налогообложения — Федеральную  службу налоговой полиции России.

 

            В 2001 г. формирование новой  налоговой системы было продолжено, и с 1 января 2002 г. вступили в  действие еще три важнейшие  главы Налогового кодекса, определяющие  порядок исчисления и уплаты  одного из главнейших федеральных  налогов - налога на прибыль  организаций. Одновременно с этим  принята глава Кодекса, посвященная  налогу на добычу полезных  ископаемых, который вместил в  себя несколько ранее действовавших  налогов, взимаемых с недропользователей. Специальная глава Кодекса посвящена налогу с продаж.

Информация о работе Проблемы становления налогового учета в РФ