Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:53, курсовая работа
Целями исследования являются, во-первых, изучение и уяснение понятия, структуры и функций Парламента Российской Федерации – Федерального Собрания, через анализ полномочий и компетенции палат парламента Совета Федерации и Государственной Думы, что соответственно будет представлять собой вторую и третью цель исследования.
Достижению целей будет способствовать решение следующих задач.
- Установление понятия Парламента Российской Федерации – Федерального Собрания;
- Определение структуры Парламента Российской Федерации;
Введение
Глава 1. Понятие, структура и функции Парламента Российской Федерации
1.1 Понятие Парламента Российской Федерации
1.2 Структура Парламента Российской Федерации
1.3 Функции Парламента Российской Федерации
Глава 2. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации
2.1 Порядок формирования и полномочия Совета Федерации
2.2 Порядок формирования и полномочия Государственной Думы
Заключение
Список использованной литературы
Функции Федерального Собрания тесно переплетены между собой. В частности, федеральный бюджет оформляется федеральным законом. Но это не бюджетно-финансовое законодательство, которое, в частности, реализуется во введении и отмене налогов, льгот по их уплате, в регулировании так называемых внебюджетных фондов (одним из таких фондов является, к примеру, Пенсионный) и т.д.
В формировании различных государственных органов парламент Российской Федерации участвует в лице своих палат (утверждение Государственной Думой кандидатуры назначаемого Президентом РФ Председателя Правительства[37], назначение Государственной Думой Уполномоченного по правам человека[38], утверждение Советом Федерации кандидатур Генерального Прокурора и судей Конституционного Суда и т.д.), причем Счетная Палата, например, формируется на паритетных началах обеими палатами[39].
Контрольная функция реализуется как через органы палат парламента (например, комиссии по исследованию тех иди иных фактов событий) и депутатов (депутатские вопросы и запросы), так и путём поручений самостоятельным государственным органам (например, Счетной палате). Контрольные полномочия Федерального Собрания не распространяются на деятельность Правительства РФ, которое несет ответственность исключительно перед Президентом.
Принятие одноразовых ненормативных решений на нерегулярной основе включает в себя такие действия Федерального Собрания, которые выходят за пределы других действий парламента (к примеру, принятие обращений и заявлений палат по различным вопросам внутренней и внешней политики, объявление амнистии Государственной Думой и т.п.). Церемониальная функция, казалось бы, не имеет большого значения, поскольку ее реализация не оказывает серьезного влияния на жизнедеятельность общества и государства. Однако она подчеркивает авторитет парламента. В частности, в ч.2 ст.82 Конституции РФ указывается, что вновь избранный Президент РФ приносит присягу в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Судей Конституционного Суда. Кроме того, парламент заслушивает обращения Президента РФ, Конституционного Суда, выступления руководителей иностранных государств.
Выделяемые функции в бюджетной, финансовой сферах, а также формирование органов государственной власти, на наш взгляд, являются детализацией законодательной функцией, поскольку происходят в рамках специально принимаемых нормативно-правовых актов (например, принятие бюджета на очередной год (с недавнего времени на три года) оформляется федеральным законом)[40].
Т.С. Румянцева выделяет три традиционные парламентские функции: представительную, законодательную и контрольную[41]. Представительная функция призвана выражать волю народа — основу государственной власти. Это значит, что среди всех государственных институтов парламент выступает единственным органом общенародного представительства. Именно народу, точнее избирателям, т. е. правоспособной и дееспособной части населения, предоставлено право формировать парламент. Выборность и «мандат народа» позволяют парламенту законодательствовать и выполнять другие функции, а избирателям видеть свою сопричастность с ним. Следовательно, представительность — определяющее свойство парламента. Это и способ формирования Федерального Собрания как органа законодательной власти, и способ его функционирования и деятельности.
Представительство как способ функционирования и деятельности Федерального Собрания выражается прежде всего в обязанности депутатов поддерживать тесные отношения с избирателями. Другой немаловажный аспект представительной функции парламента — отражение в его деятельности общественных интересов, которые фиксируются в законах, постановлениях палат Федерального Собрания, в иных действиях данного органа.
Примером этому служат позиции депутатов, фракций и комитетов[42], парламента в целом по актуальным внутренним и международным проблемам, волнующим общество, официальные оценки парламентом тех или иных явлений государственной и общественной жизни и т. п. В этом смысле можно говорить о фокусировании, отражении в работе Федерального Собрания наиболее злободневных вопросов государственной, общественной, политической жизни страны. В рассматриваемом аспекте представительская роль парламента поднимает его значение как органа, способствующего развитию гражданского общества, принципов демократии и правового государства.
Законодательная функция — наиболее важная и объемная по своему значению и содержанию. В ее рамках формируется правовая система государства, обеспечивается правовое регулирование всех отношений, возникающих в обществе и требующих законодательного закрепления. Смысл законодательной деятельности парламента заключается в подготовке и принятии законов, которые либо прямо предусмотрены Конституцией Российской Федерации, либо их издание вызывается потребностями развития общества и государства в разных областях политической, экономической и социальной сферах жизни.
Законодательная функция предполагает установление надежного правопорядка, допускает только один диктат — диктат права и закона. Она нацеливает на деловое сотрудничество, координацию, партнерские и союзнические отношения всех ветвей власти в нормотворческой деятельности, что гарантирует стабильность в стране, формирование правовой основы дальнейшего развития государства.
Наряду с позитивными сторонами законодательной деятельности Федерального Собрания в его законопроектной работе, в подходе к законодательству в целом, в разработке конкретных проектов законодательных актов имеются и негативные аспекты. В целях их устранения Президентом Российской Федерации в посланиях Федеральному Собранию были сформулированы конкретные задачи, решение которых было направлено, прежде всего, на усиление взаимодействия всех органов власти в законопроектной работе. Развитию этого процесса должно способствовать не только создание специальных структур — институтов постоянных полномочных представителей Президента и Правительства в Федеральном собрании, но и совместное формирование всеми ветвями власти перечня действительно первоочередных законопроектов, который должен отразить приоритеты во внутренней и внешней политике[43].
Преодоление негативных сторон законодательной деятельности Федерального Собрания будет способствовать как уточнению в целом его основных полномочий по повышению качества принимаемого законодательства, так и по корректировке, дальнейшему развитию иных конкретных направлений его деятельности, связанных с осуществлением законодательной функции.
Сущность контрольной функции парламента проявляется в том, что в условиях демократически организованной системы разделения властей народу принадлежит право контролировать деятельность всех структур, которым он передал властные полномочия[44]. Вне контроля не должны находиться никакие государственные образования, в том числе и органы народного представительства. Осуществляя от имени народа высшую форму контроля (парламентский контроль), они сами контролируются народом через различные институты прямой демократии.
Этими, а также целым рядом других контрольных полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ч. 5 ст. 101, ст. 102, 103), наделено и Федеральное Собрание, несмотря на то, что прямо институт парламентского контроля в Конституции не закрепляется. Вместе с тем, в последнее время происходит как бы скрытое расширение контрольных полномочий парламента, которое закрепляется федеральными законами[45]. Из сказанного следует, что закрепление за Федеральным Собранием контрольных полномочий становится все более нарастающей тенденцией в законодательстве последнего времени. И это не случайный фактор, а закономерная настоятельная потребность государственного строительства, которая должна быть реализована посредством законодательного закрепления реальных механизмов осуществления парламентского контроля.
Глава 2. Совет федерации Федерального собрания РФ и Государственная дума Федерального собрания РФ
2.1 Порядок формирования и полномочия Совета Федерации.
Совет Федерации Федерального Собрания РФ является палатой, обеспечивающей представительство субъектов РФ в законодательном органе федеративного государства. Согласно Конституции и Федеральному закону от 05.08.2000 N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»[46], в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается его депутатами на срок полномочий этого органа. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. Это решение оформляется указом (постановлением). Такой указ (постановление) вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ 2/3 от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного лица.
Юридическая конструкция Федерального Собрания построена таким образом, чтобы его палаты действовали постоянно, поскольку только в этом варианте можно было бы соблюсти жесткие временные сроки прохождения законов и взаимодействие между палатами в законодательном процессе.
Этот вывод подтверждает редакция п. 1 ст. 99 Конституции, с которой начинается глава 5, где сказано, что «Федеральное Собрание является постоянно действующим органом»[47]. И здесь, безусловно, имеется в виду именно такой вариант взаимодействия между палатами и постоянной их работы, который обеспечил бы непрерывность процесса законотворчества, регламентированного в Конституции. Такая работа Совета Федерации может быть обеспечена только таким составом его членов, которые действовали бы на постоянной, профессиональной основе и могли бы квалифицированно представлять интересы населения и органов государственной власти субъектов Федерации в законодательном процессе. И в этом состоит главная цель предложений Президента России, изложенных в проекте соответствующего закона. Как видно, при таком подходе становится очевидным, что главным здесь является не желание Президента Российской Федерации лишить руководителей органов власти субъектов Федерации неприкосновенности и других дополнительных льгот, которые они имеют за счет федерального бюджета, а желание повысить эффективность работы данной палаты и тем самым улучшить качество федеральных законов, принимаемых Федеральным Собранием[48].
Вместе с тем отмечает В.М. Городецкий, принятый Закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания», предложенный Президентом России, имеет некоторые принципиальные недостатки, может быть, и повлиявшие на создание сложной ситуации при его принятии, так как в нем не учтены некоторые принципиальные положения Конституции и некоторых других, уже действующих федеральных законов[49].
В своем выступлении о внесенных им предложениях Президент России обратил внимание на положение п. 2 ст. 96 Конституции, где применительно к Совету Федерации употреблен термин «формируется», а не избирается, как это сказано о Государственной Думе. На основе этого делается им вывод о том, что члены Совета Федерации не могут просто избираться, поскольку они при этом являются одновременно представителями законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. В этом и состоит особенность формирования, а не просто выборов Совета Федерации. В проекте и в принятом Государственной Думой законе их предложено избирать, а фактически назначать через процедуру голосования за предложенные кандидатуры в соответствующем органе законодательной власти. В самом тексте закона мы имеем вариант не прямых выборов членов Совета Федерации соответствующим населением, а избрание их законодательным органом субъекта Федерации, и это противоречит статье 94, в тексте которой сказано, что «Федеральное Собрание (то есть обе палаты), парламент Российской Федерации, — является представительным и законодательным органом Российской Федерации»[50]. Представительный характер Совета Федерации, определенный в статье 94, подразумевает представительство и ответственность членов Совета Федерации не только перед соответствующим органом власти субъекта Федерации, но и прежде всего перед населением соответствующего субъекта Федерации, поскольку именно его интересы должны учитываться при принятии федерального закона. К этому нас обязывает и статья 3 Конституции, где именно народ России и соответственно население его части, то есть субъекта Федерации, является источником власти, и его интересы должны быть представлены в федеральном парламенте. Кроме того, порядок выборов, предложенный в обсуждаемом законе, также нарушает, что вдвойне недопустимо, принцип избирательной системы и реализации избирательных прав граждан, сформулированных и в Конституции, и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[51], в пункте 1 статьи 3 которого сказано, что «граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании», то есть предложенные косвенные выборы членов Совета Федерации нарушают и принцип всеобщности, и принцип прямого избирательного права. Пункт 1 статьи 1 этого же закона, определяя пределы его действия, говорит, что «настоящий федеральный закон определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права, а также права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти», поскольку в статье 94 Конституции России Совет Федерации назван представительным и законодательным органом Российской Федерации, то в его выборах в соответствии с законодательством и должны принимать участие граждане России, проживающие в соответствующих субъектах Федерации.
То же представительство, о котором говорится в п. 2 статьи 95 Конституции России, подразумевает иной порядок выдвижения для выборов кандидатур будущих членов Совета Федерации[52], не от граждан и общественных объединений, как депутатов Государственной Думы, а соответственно от законодательного и исполнительного органа соответствующего субъекта. Такое организационное единство может быть обеспечено назначением избранного на выборах члена Совета Федерации по должности заместителем руководителя законодательного или исполнительного органа соответствующего субъекта Федерации[53].
По Конституции палаты Федерального Собрания РФ обладают разной компетенцией. Статья 102 устанавливает основной круг полномочий Совета Федерации, не затрагивая законодательную деятельность этого органа, в том числе права законодательной инициативы, права инициирования пересмотра Конституции, внесения конституционных поправок, а также права обращения в Конституционный Суд РФ[54].
Ряд полномочий Совета Федерации касается утверждения решений, принятых другими органами (п. п. "а" - "в" ч. 1 статьи 102). Необходимость утверждения Советом Федерации изменения границ между субъектами РФ обусловлена тем, что такое изменение может затронуть интересы Российской Федерации или других субъектов РФ[55].
Утверждение Советом Федерации указа Президента РФ о введении военного положения должно произойти в течение 48 часов с момента получения указа. Указ Президента РФ о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения.
Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации. После обнародования указа члены Совета Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации в возможно короткие сроки без специального вызова. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа, рассматривает вопрос о его утверждении. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования.
По ряду полномочий Совет Федерации принимает решения самостоятельно, например, по вопросу об отрешении Президента РФ от должности, о возможности использования Вооруженных Сил РФ вне территории РФ. Полномочие Совета Федерации по назначению выборов Президента РФ регламентируется Федеральным законом от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Большое значение для реализации принципа разделения властей имеют кадровые полномочия Совета Федерации по формированию органов судебной власти, назначению и освобождению от должности Генерального прокурора РФ, формированию Счетной палаты - постоянно действующего органа государственного финансового контроля[56].