Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:53, курсовая работа
Целями исследования являются, во-первых, изучение и уяснение понятия, структуры и функций Парламента Российской Федерации – Федерального Собрания, через анализ полномочий и компетенции палат парламента Совета Федерации и Государственной Думы, что соответственно будет представлять собой вторую и третью цель исследования.
Достижению целей будет способствовать решение следующих задач.
- Установление понятия Парламента Российской Федерации – Федерального Собрания;
- Определение структуры Парламента Российской Федерации;
Введение
Глава 1. Понятие, структура и функции Парламента Российской Федерации
1.1 Понятие Парламента Российской Федерации
1.2 Структура Парламента Российской Федерации
1.3 Функции Парламента Российской Федерации
Глава 2. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации
2.1 Порядок формирования и полномочия Совета Федерации
2.2 Порядок формирования и полномочия Государственной Думы
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие, структура и функции Парламента Российской Федерации
1.1 Понятие Парламента Российской Федерации
1.2 Структура Парламента Российской Федерации
1.3 Функции Парламента Российской Федерации
Глава 2. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации
2.1 Порядок формирования и полномочия Совета Федерации
2.2 Порядок формирования и полномочия Государственной Думы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования. История теории и практики парламентаризма в нашей стране являет собой пример трагедии каждый раз приводящей к тому, что так точно и пронзительно описал О. Мандельштам: «Мы живем под собою, не чуя страны». Конечно, было бы наивным и глубоко ошибочным сводить все беды и невзгоды 20 века к парламенту как таковому. Любая причина любого явления представляет собой комплекс причин. Да и сам парламент в его классических европейских формах утвердился в России лишь в начале 20 века. Существовавшие во все времена в тех или иных видах представительные органы (Земский собор, Боярская Дума, Верховный Совет) скорее представляли собой демократические (в той или иной степени) институты плебисцитарного типа свойственные традиционным обществам. Их главная задача не делить власть с иными ветвями в рамках классической демократии, а одобрять и олицетворять народность верховной власти. При этом необходимо четко осознавать, что применение к оценкам и анализу парламентаризма в нашей стране в её истории жёсткой парадигмы «демократично – не демократично» не работает в принципе. Наличие или отсутствие парламента в стране не говорит о наличе или присутствие в ней демократии. Налицо чисто схоластический подход и стереотипизация сознания, свидетельствующий о незнании традиций общества и государства. Иными словами демократия - это содержание, но не форма. Однако данное положение, к сожалению, не учитывалось на всех этапах парламентского развития страны. Россия пережила как минимум три периода парламентаризма. Так было в начале века, когда Россия пережила четыре Государственных Думы, пытавшихся строить западную демократию. Затем на закате Советской власти, страна наблюдала долгие, диковинные и зрелищные Съезды народных депутатов, когда мы вновь якобы демократизировали общественную жизнь. После этого яркой зарницей (к сожалению, в полном смысле слова) полыхнул Российский парламент 1992-1993 года. Итог всех этих разных исторических периодов одинаков – страну в буквальном смысле разносило в клочья. Сегодня осмысливая и переосмысливая ту общественно-политическую модель, сложившуюся в нашей стране в 90-е годы, уже принадлежащие истории и получившие хлёсткое наименование («лихие и проклятые»), мы, тем не менее, должны чётко осознавать – в нашей стране существует Парламент, как высший представительный и законодательный орган государственной власти. Политика представляет собой искусство возможного в рамках осознанной необходимости. Несмотря на своеобразие «суверенно-демократического» периода жизни нашего государства и общества, Парламент остаётся одним из ключевых мест приложения государственной власти, одним из ведущих её инструментов. О том, что представляет собой Парламент Российской Федерации традиционно как в узком и широком смысле, его «дух» и «буква» мы постараемся рассказать на страницах нашего исследования.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы парламентского права, роли и места Парламента, его системы и структуры являются традиционно одними из ключевых в отечественном конституционном (государственном) праве, причём значение и место данных проблем в рамках государствоведения настолько велико и важно, что проблемы парламентаризма уже сравнительно давно изучается в рамках самостоятельной отрасли.
Объект исследования представляет собой общественные отношения складывающиеся в рамках функционирования Парламента Российской Федерации – Федерального Собрания на современном этапе развития общества и государства. Предметом исследования будут являться нормы Конституции и отечественного конституционного законодательства, регулирующие вопросы функционирования Парламента.
Целями исследования являются, во-первых, изучение и уяснение понятия, структуры и функций Парламента Российской Федерации – Федерального Собрания, через анализ полномочий и компетенции палат парламента Совета Федерации и Государственной Думы, что соответственно будет представлять собой вторую и третью цель исследования.
Достижению целей будет способствовать решение следующих задач.
- Установление понятия Парламента Российской Федерации – Федерального Собрания;
- Определение структуры Парламента Российской Федерации;
- Анализ функции Парламента Российской Федерации;
- Изучение порядка формирования и полномочий Совета Федерации Федерального Собрания;
- Рассмотрение порядка формирования и полномочий Государственной Думы Федерального Собрания;
- Обобщение теоретических разработок и изучение действующего законодательства по вопросам деятельности Парламента Российской Федерации;
- Формулирование рекомендаций по оптимизации деятельности Парламента Российской Федерации – Федерального Собрания, и укрепления его легитимности;
Теоретической базой исследования явились исследования по философии, общей теории права, конституционному, государственному и парламентскому праву, социологии, правовой статистики.
Нормативную основу исследования образует Конституция Российской Федерации, отечественное конституционное законодательство разного времени и ряда зарубежных стран со схожей конституционно-правовой доктриной, а также ведомственные нормативно-правовые акты Совета Федерации и Государственной Думы.
Структура работы сформулированными целями и задачами и состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие, структура и функции Парламента Российской Федерации – Федерального Собрания
1.1 Понятие Парламента Российской Федерации
О парламенте следует говорить лишь тогда, отмечает С.А. Авакьян, когда есть в совокупности такие признаки: наличие коллегиального представительного учреждения; характер парламентариев как народных представителей, их постоянная и оплачиваемая работа в данном качестве, социальный статус; определенные задачи и полномочия, круг дел парламента, формы, методы и стиль его работ[1]. В первую очередь, у парламента есть набор функций, неотъемлемых для этого органа: представительство народа; законодательствование; участие в верховном руководстве делами государства (особенно влияние на формирование и осуществление внутренней и внешней политики страны, утверждение государственного бюджета, рассмотрение состояния и проблем различных сфер государственной жизни, их оценка, внесение предложений и рекомендаций); формирование или участие в формировании ряда государственных органов; осуществление в пределах своих полномочий функции парламентского контроля в области государственного строительства, деятельности других органов, исполнения бюджета и т.д.; возможность в определенных рамках и формах выполнять задачи объединения, содействия и организационно-методической помощи в отношении нижестоящих представительных органов, разумеется, не покушаясь на их самостоятельность. Исторический опыт говорит о том, что так или иначе развитие парламентаризма было связано с приобретением названных черт статуса парламентских учреждений[2].
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации через законодательные органы народ осуществляет свою власть. Парламенты прежде всего олицетворяют демократические начала государства, отмечает И.В. Гранкин, выступают гарантами демократии[3]. Этим обусловлен набор их властных полномочий, роль и значимость в системе органов государственной власти. Законодательные органы определяют содержание законодательства, активно влияют на практику ее применения. Их деятельность, безусловно, отражается на уровне благосостояния как населения страны в целом, так и жителей отдельных регионов, а также на состоянии охраны общественного порядка, на реализации гражданами своих конституционных прав и свобод, их гарантиях и защите. Реалии российской действительности таковы, что от законодательных органов во многом зависят темпы развития Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, создание условий для идеологического многообразия и многопартийности, содержание компетенции государственных органов, политическая и правовая активность граждан. Деятельность законодательных органов существенно влияет на процессы обеспечения территориальной целостности Российской Федерации и укрепление Правового статуса ее субъектов. И, наконец, без парламентов невозможно вхождение России в европейское и мировое сообщества стран с высокой правовой культурой, эффективной системой реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Статья 94 Конституции прямо называет Федеральное Собрание парламентом России, чтобы предотвратить всякие сомнения на этот счет, и указывает, что оно является представительным и законодательным органом России[4]. Высшим органом законодательной власти в странах СНГ также является парламент.[5]
В отношении парламентов субъектов РФ понятия «законодательный» и «представительный» вообще используются как синонимы. Вывод об этом можно сделать, если обратить внимание на то, как такие парламенты именуются в нескольких статьях Конституции: «Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации». Следовательно, представительный характер органа государственной власти, согласно Конституции, является одним из важнейших признаков парламента. Однако выбор разработчиками Конституции этого признака в качестве характеристики парламента представляется неудачным[6].
Представительство - вообще очень широкое понятие. В отношении государственных органов обычно полагают, что речь идет о представительстве интересов и воли избирателей, а мандат на такое представительство дают сами избиратели на выборах. Часто в литературе (как в нашей стране, так и за рубежом) противопоставляют представительные и исполнительные органы государственной власти. Однако такое противопоставление возможно лишь в тех странах, где органы исполнительной власти формируются без непосредственного участия избирателей: назначаются монархом, президентом или парламентом. Не является народным представительным органом и монарх, чья власть передается по наследству. Не во всех странах и весь парламент целиком является представительным органом.
В России также в полной мере представительным органом является Государственная Дума, избираемая непосредственно гражданами. О представительном характере верхней палаты говорить уже приходится с очень большой натяжкой, поскольку члены Совета Федерации, за исключением первого его созыва в 1993-1995 гг., не избираются населением именно в качестве членов этой палаты Федерального собрания. Подавляющее большинство из них избирались либо в качестве депутата законодательного органа субъекта РФ[7], либо в качестве главы администрации (президента, губернатора, мэра и т.п.) субъекта Федерации, а уже членом Совета Федерации они становились по должности[8]. С 2000 года порядок формирования Совета Федерации был вновь изменён, и членами верхней палаты Парламента стали специально избираемые представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации представители, именуемые зачастую в СМИ «сенаторами», что строго говоря, не совсем корректно с юридической, да и с исторической точки зрения.
В то же время Президент РФ избирается непосредственно гражданами и, значит, представляет интересы и волю избирателей. Следовательно, Президент РФ также является представительным органом государственной власти. Причем если Государственная Дума представляет многообразие народа России в его единстве, то президент представляет единство народа в его многообразии.
Впрочем, ст.94 Конституции не говорит, что парламент является единственным представительным и единственным законодательным органом, т.е. не отрицает возможности существования в российском государстве иных представительных и законодательных органов наряду с Федеральным Собранием. Что касается представительского характера государственного органа, то он, по сути, никак не раскрывается в Конституции и развивающем ее законодательстве как не описываются функции органа, связанные именно с представительным его характером. А вот в отношении понятия «законодательный орган» имеется четкое представление[9]. Законодательный орган реализует законодательную составляющую государственной власти, закрепленную в ст.10 Конституции. Одной из незыблемых правовых основ стабильности конституционного строя, закрепленной в Конституции России 1993 г. (ст. 10), является проведение в жизнь принципа осуществления государственной власти на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны, равноправны, независимы[10]. Не умаляя значения исполнительной и судебной властей «первой среди равных» является законодательная власть[11]. Ей, по Конституции, отведено особое место, поскольку в ее прерогативы входит разработка и принятие законов, на которых строится организация и деятельность всего государства. Закрепленные в законах правила обязаны соблюдать органы исполнительной власти, на их основе функционирует судебная система. Следовательно, в «тройственном союзе» разделения властей Федеральное Собрание, как выразитель законодательной власти, выступает в роли основополагающего органа государственной власти, наделенного правами влиять на каждую из них.
В отличие от других государственных органов Федеральное Собрание — сложный, многофункциональный механизм, имеющий разнообразные связи и отношения с другими государственными и общественными институтами. Отсюда его специфические особенности в формировании, функционировании и внутреннем устройстве[12].
Согласно Конституции (ст. 94) Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является постоянно действующим представительным и законодательным органом[13]. Этим подчеркивается двуединая природа парламента и тесная взаимосвязь двух основополагающих его функций. Созданные в Российской Федерации законодательные органы имеют многие признаки законодательных органов парламентского типа. Наличие таких признаков обусловлено порядком их формирования, внутренней структурой и содержанием деятельности. Как и парламенты зарубежных государств, законодательные органы в России избираются на основе состязательности и альтернативности кандидатов в депутаты, депутаты наделены свободным мандатом и создают депутатские объединения из представителей победивших на выборах партий. Кроме того, депутатский корпус делится на большинство, активно и открыто поддерживающее президентские и правительственные инициативы, и оппозиционное меньшинство. Следует также отметить, что согласно ст. 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрании является парламентом. При этом слово «парламент» в Конституции используется не как часть названия федерального законодательного органа, а как указание на его вид. С такой характеристикой действующих в России законодательных органов, по мнению И.В. Гранкина, нельзя согласиться в полной мере[14]. Полноценным парламентом является только тот законодательный и представительный орган, который занимает верхнюю ступеньку в иерархии органов государственной власти, обладает правом формирования, и контролировать правительство. Соответствующее распределение властных полномочий характерно дли парламентских республик. Российская Федерация к числу таковых не относится.