Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:05, шпаргалка
Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.
Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность
знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,
развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и
на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за
нее.). Понятия “государство” и “политическая система общества” соотносятся
как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие
политических
интересов, регулируя явления
“общеобязательности”. Именно в этом качестве государство играет особую роль
в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.
Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь
ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство
занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так
как оно: 1) выступает в качестве единственного официального представителя
всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по
признаку гражданства; 2) является единственным носителем суверенитета; 3)
обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для
управления обществом; 4) обладает “силовыми” структурами (вооруженными
силами, милицией, службой безопасности и т.п.); 5) обладает, как правило,
монополией на правотворчество; 6) обладает специфическим набором
материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и
т.д.).
13. Государство
и церковь. Светские и
История знает теократические и светские государства, воинственно-
атеистические
и конфессионально-
политические системы. Многообразие конкретно-исторических религиозно-
духовных состояний общества позволяет в рамках теории государства
сформулировать лишь несколько общих, но важных выводов, необходимых для
понимания взаимодействия государства и церкви в рамках политической
системы. Как правило, политические системы большинства обществ особенно на
современном этапе, исключили формально церковь из своего состава, произошло
отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституционно,
государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь, имея перед
собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а
весьма часто и возрождения общества, не вмешивалась в государственную
жизнь, в политику. В_таком взаимоотношении реализуется принцип свободы
совести, вероисповедальной свободы, секуляризации политики и автономии-
религии. Однако так происходило лишь в нормально функционирующих либерально-
демократических политических системах. В тоталитарно-распределительных
политических системах формальные покрывала невмешательства скрывали
фактическое вмешательство государства в дела церкви, попытки контроля за
священнослужителями, гонения на них, репрессии. Taкие политические системы
пытались использовать церковь для своих целей. Воинственно-атеистические
системы, в свою очередь, пытались применить и применяли открытое
принуждение для насильственного разрушения религиозных систем, изменения
духовной, бытовой, обрядовой жизни общества. А в обществах, где
господствовали некоторые религиозные системы, например ислам напротив
религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на
функционировании государственных институтов, задают и определяют социальные
цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным
институтом политической системы. В этих обществах взаимоотношения
государства и религиозных образований весьма противоречивы: от полного
подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до
периодических острых конфликтов государства и так называемых
фундаменталистски настроенных членов общества. В целом, конечно же, церковь
во многих обществах, как правило, - это все же практически и фактически
важный элемент политической системы общества, хотя в либерально-
демократических системах такое положение открыто не признается, а
конституционно даже отвергается. (Например, ч.2 ст. 14 Конституции
Российской Федерации гласит: «Религиозные объединения отделены от
государства и равны перед законом». Статья 1 Билля о правах США гласит:
«Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению
религии или запрещающего свободное исповедание оной...».) Вместе с тем и в
таких системах отдельные политические контакты между государством и
церковью в конкретно-исторической обстановке являются весьма интенсивными
и значимыми.
14. История развития концепции гражданского общества. Структура
гражданского общества.
Словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а
тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит
из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное
общество нельзя называть гражданским. Ведь в таком обществе не существует
понятий «гражданство» и «гражданин». Нельзя так сказать и о
рабовладельческом и феодальном государстве. Институт «гражданское общества»
возник и получил политико-правовое признание лишь в буржуазную эпоху под
влиянием естественных прав человека и необходимости их юридической защиты.
Но то лишь формальная сторона вопроса. По существу же этот термин приобрёл
в современной литературе особое значение и выражает общество, отвечающее
ряду выработанных историческим опытом критериев.
Или иначе это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений,
образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-
собственников и их объединений.
Понятие гражданского общества, будучи давно известным, всё ещё является для
нашей науки относительно новым и неразработанным. Между тем корни этой идеи
уходят в далёкое прошлое – к «Политике» Аристотеля, «Государству» Платона,
другим древнегреческими учениям. Получала продолжение и поддержку в трудах
Гоббса, Локка, Монтескъе, Руссо, но сам термин начинает употребляться лишь
с 18 века. С течением времени под гражданским обществом стали понимать
особую сферу
отношений, главным образом имущественных,
которые должны были находиться в известной независимости от государства. В
этом смысле гражданское общество трактуется и как цивильное, частное,
приватное. По Гегелю , это прежде всего система потребностей, основанная на
частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное
устройство, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие
из них взаимные юридические связи субъектов. Главным элементом этого учения
выступает человек, его роль, функции, положение. «В гражданском обществе
каждый для себя - цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с
другими он не может достигнуть всего объёма своих целей.» (Гегель
«Философия права»). Карл Маркс довольно часто использовал в своих работах
понятие гражданского общества, обозначая им организацию семьи, сословий,
классов, реальную жизнь людей, подчёркивая их исторически обусловленный
характер. В «Немецкой идеологии» Маркса говорится: «Гражданское общество
обнимает все материальное общение индивидов в рамках определённой ступени
развития производственных сил… » Таким образом вопрос о гражданском
обществе исторически поставлен как вопрос о наиболее разумном и
целесообразном устройстве человеческого бытия. Речь шла о новом этапе
развития цивилизации,
новом витке общественного
предлагаемых моделях и концепциях чётко доминировал главный лейтмотив –
собственность и отказ государства от претензий на роль единственного
организатора общественной жизни, от стремления держать всё в своих руках.
СТРУКТУРА – это внутреннее строение общества, отличающееся многообразием и
взаимодействием его составных частей, обеспечивающих его устойчивость и
развитие. Элементы: Экономическая система (отношения собственности,
производство благ, распределения и потребления…), политическая система
(государство, партии, общественные организации, политическое сознание,
право…), социальная система (семья, межличностные отношения…),
информационная система (СМИ, Интернет, сама информация…), духовно-
культурная система (религия, культура, наука, искусство…). Приведённые
институты составляют лишь основу гражданского общества, в структуру
которого входят ряд иных элементов (нормы, обычаи и др.).
15. Диалектика
взаимоотношений гражданского
деятельности государства.
Гражданское общество существует, развивается и функционирует в
диалектическом единстве и противоречии с государством. В их отношений
возможны коллизии. Но в любом случае «аппарат», «органы», их «агенты» не
могут вмешиваться в частную жизнь людей или манипулировать ими, втягивать в
политическую борьбу, конфронтацию, не говоря уже о применении насилия.
Гражданское общество и правовое государство должны не противостоять друг
другу как антиподы, а гармонично взаимодействовать.
16. Возникновение и развитие учения о правовом государстве. Признаки
правового государства.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности
государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и
их различными объединениями на основе норм права. Представления о
государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе
закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой
цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более
совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности
(Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить
такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью,
которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи.
Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та
политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как
для граждан, так и для самого государства. Государственная власть,
признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних
мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где
отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо)
форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле
народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-
правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"