Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Теории государства и права"

Файлы: 1 файл

Правовое_регул.ответы.doc

— 185.00 Кб (Скачать)
 

1. Предмет и метод  хозяйственного права.

      Хозяйственное право - совокупность норм, регулирующих общественные отношения в хозяйственной сфере и тесно связанные с ними некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики для обеспечения интересов государства и общества.

      Предмет хозяйственного права  - совокупность отношений, складывающихся в процессе хозяйственной (экономической) деятельности.

      В предмет хозяйственного права входят:

- профессиональная  деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;

- отношения по  реализации товаров, их доставке, хранению и т. п.;

- хозяйственная  деятельность организационно-имущественного  характера по созданию и прекращению  предприятий, управлению собственностью;

- хозяйственно-правовое  регулирование предпринимательской  деятельности;

- государственное  воздействие на субъектов, осуществляющих  хозяйственную деятельность.

      Метод хозяйственного права - совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами.

      1) метод автономных решений – субъект хозяйственного права самостоятельно решает тот или иной вопрос. В настоящее время – это основной метод, т.к. роль договора в рыночной экономике существенно повышается.

      2) метод обязательных предписаний - одна сторона дает другой указание, обязательное для выполнения. Например, в отношениях между предприятием и антимонопольным органом, основными и дочерними предприятиями.

      3) метод рекомендаций - одна сторона правового отношения дает другой стороне совет о рациональной организации хозяйственной деятельности. Например, фед.правительство устанавливает определенный порядок деятельности федеральных предприятий и рекомендует органам исполнительной власти субъектов Федерации установить аналогичный порядок для принадлежащих им предприятий. При переходе к рыночной экономике такой метод должен был получить широкое распространение.

      4) метод запретов - устанавливают запреты на любую хозяйственную деятельность в заповедных зонах на территориях национальных парках. Методы тесно связаны между собой и используются в сочетании.

2. Принципы хозяйственного  права.

      Принципы  хозяйственного права  – это его основополагающие начала.

      Для данной отрасли права характерны следующие принципы:

- принцип целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъектов хозяйственных правоотношений;

- принцип  равноправия субъектов хозяйственных  правоотношений независимо от  уровня, который они занимают  в народнохозяйственном комплексе:  нормы права, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений;

- принцип  экономической свободы и поощрения  предпринимательского поведения  хозяйственных организаций;

- принцип  поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции;

- принцип  комплексности государственного  воздействия на хозяйственные  отношения путем сочетания экономических,  организационно-административных и политических механизмов, позволяющих направить мотивацию деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов, непосредственных участников производственно-хозяйственных процессов - рабочих) на достижение общественно необходимых хозяйственных результатов;

- принцип  законности. В условиях рыночной экономики в основу оценки законности ставится достижение экономической эффективности деятельности в интересах государства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц. 

3. Источники хозяйственного  права.

      Источники хозяйственного права - это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы. К числу источников хоз.права можно отнести следующие:

      Акты  федеральных органов  подразделяются на законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты. 

      Акты  субъектов Российской Федерации представляют собой нормативно-правовые документы, регулирующие особенности ведения хозяйственной деятельности в регионах России.

      Акты  органов местного самоуправления - распоряжения и решения местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.

      Составной частью правовой системы страны являются общепризнанные принципы и нормы  международного права. Они имеют преимущество перед внутренним российским законодательством, в связи с чем их роль в регулировании хозяйственных отношений чрезвычайно высока.

К числу  специфических источников хозяйственного права относят технические регламенты на продукцию; процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; на выполнение работ или оказание услуг, обычаи делового оборота - сложившееся, широко распространенное и не предусмотренное законодательством правило поведения применялось в какой-либо области предпринимательства. Обычаи широко распространены при регулировании вопросов внешнеторговой деятельности, при осуществлении морских перевозок.

      4. Хозяйственные правоотношения: признаки, содержание, виды Отношения, возникающие в процессе осуществления хозяйственной деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка являются хозяйственными правоотношениями. Данные правоотношения складываются по поводу вещей. Главные признаки хозяйственных правоотношений:

- возникают  в процессе хозяйственной деятельности;

- одним из субъектов должен быть предприниматель или коммерческая организация;

- субъект  хозяйственного права должен  быть зарегистрирован.

      У хозяйственных правоотношений имеются  специфические объекты:

- вещи, в том числе деньги и ценные  бумаги;

- действия  обязанных субъектов;

- собственно  деятельность субъекта права;

- неимущественные  блага (товарный знак, фирма и  т.п.).

      Действующее законодательство выделяет следующие  хозяйственные правоотношения.

      1. Абсолютно-вещные  правоотношения. Объектом такого правоотношения выступает вещь. Дают субъекту непосредственную возможность владения, пользования и распоряжения имуществом.

      2. Абсолютно-относительные  вещные правоотношения. Это право полного хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения, аренды и др. Дела ведутся не только в своих собственных интересах, но также и в интересах собственника.

      3. Абсолютные правоотношения  по поводу ведения  собственной хозяйственной  деятельности. Объектом правоотношения является собственная хозяйственная деятельность.

      4. Относительные хозяйственные  правоотношения. Два и более участника хозяйствования действуют согласованно при осуществлении совместной хозяйственной деятельности. Это характерно для товариществ, совместных предприятий  с участием иностранного капитала и т.д.

      5. Неимущественные  хозяйственные правоотношения. Возникают по поводу неимущественных благ, которые используются субъектами хозяйствования в процессе их деятельности.  

5. Общая характеристика субъектов хозяйственной деятельности: понятие и признаки.

      Субъектами  являются граждане и юридические лица, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Субъекты должны отвечать следующим условиям:

- правовая норма,  устанавливающая их права и  обязанности;

- правоспособность  и дееспособность субъекта;

- государственная  регистрация;

- обособленное  имущество и правовая возможность  ведения хозяйственной деятельности;

- имущественная  ответственность по обязательствам.

      Основной  субъект – это юридическое лицо. Им признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

6. Государственная  регистрация и  ликвидация юридического  лица.

      Юридическое лицо подлежит государственной регистрации на основании следующих принципов:

      - публичность (сведения общедоступны),

      - достоверность (записи должны соответствовать действительному положению дел),

      - конститутивное значение регистрации  (хозяйств.субъект становится субъектом  права только после регистрации).

        Регистрация должна проводиться в разных реестрах: реестре юр.лиц и реестре инд.предпринимателей. Орган, который проводит регистрацию, законом не определен. Этот вопрос решается в постановлении Правительства, который утвердил Единый государственный реестр юр.лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юр.лица регистрируются по месту нахождения исполнительного органа (Регпалата), инд.предприниматель – по месту жительства.

      После государственной регистрации предприятие  обязано в установленном порядке в срок до 10 дней встать на налоговый учет.

      Учредительными  документами юридического лица являются его устав (для акционерных обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий, большинство некоммерческих организаций, ООО и ОДО при условии их создания одним учредителем), учредительный договор (для товариществ) или устав и учредительный договор (для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью).

      Учредительный договор – это договор, в котором они обязуются создать юридическое лицо и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. Договор вступает в силу с момента его заключения.

      Устав – это локальный акт самой организации, содержит большинство сведений, которые отражаются в учредительном договоре. Но в отличие от последнего не заключается, а утверждается учредителями.  Устав вступает в силу с момента регистрации юридического лица.

      Ликвидация  юридического лица означает прекращение его деятельности. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

- по  решению учредителей в связи  с истечением срока, с достижением  цели;

- по  решению суда;

- вследствие  признания банкротом;

- иных  случаях, предусмотренных законом.

      Лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно  письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную  регистрацию, который вносит сведения о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц.

7. Реорганизация   юридического лица.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"