Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:05, шпаргалка
Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.
Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность
знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,
развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и
доминирует в правовой системе, играет в ней роль консолидирующего фактора,
«центра притяжения». Все другие ее элементы являются фактически
производными от права. И всякие изменения в нем неизбежно порождают
изменения во всей правовой системе или по крайней мере во многих ее частях.
Иными словами, правовая система общества не охватывается и не может быть
охвачена понятием права даже и в широком (социологическом) смысле, подобно
тому как политическая система не исчерпывается понятием государства.
Безусловно, «для характеристики правовой системы решающее значение имеет
сущность и содержание права, но из этого не следует, что любую правовую
систему достаточно свести к праву»
25. Классификация правовых систем. Основные правовые семьи народов.
Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции,
законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности
правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран
позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует
свою правовую систему — совокупность всех правовых явлений (норм,
учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая
система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями в этих
правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые
позволяют группировать их в "правовые семьи" (правовые системы в широком
смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.
Существует
несколько критериев
различных государств. 1. Общность генезиса (возникновения и последующего
развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют
общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего
государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах,
нормах). 2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права.
Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в
законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении,
соотношении. 3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран,
входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного
построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит
выражение на микроуровне — на уровне строения нормы права, ее элементов, а
также на макроуровне — на уровне строения крупных блоков нормативного
материала (отраслей, суботраслей, других подразделений). 4. Общность
принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи
свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и
т.д., в других — теологические, религиозные начала (например, мусульманские
страны), в третьих — социалистические, национал-социалистические идеи и
т.п. 5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также
техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом
отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему
значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же
причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при
разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции,
способы построения нормативного материала, его упорядочения,
систематизации. С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые
системы: 1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия
и др.); 2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской
Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); 3) религиозно-правовые
(страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм,
иудаизм); 4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему
обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).
26. Преемственность в праве. Рецепция права.
27. Понятие нормы
права. Признаки правовой
разновидностей социальных норм.
В современной юридической литературе под нормой права понимается
общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и
обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в
официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений
путем определения прав и обязанностей их участников. Можно выделить
следующие существенные признаки правовых норм. 1. Норма права есть мера
свободы волеизъявления и поведения человека. 2. Это форма определения и
закрепления прав и обязанностей. 3. Норма права представляет собой правила
поведения общеобязательного характера, т.е. она: а) указывает, каким
образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории
необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный
с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида
образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного,
одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее
действия. 4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя
определенность
нормы проявляется в
четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность
заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе
официального
документа — нормативно-
правило поведения, гарантированное государством. 6. Она обладает качеством
системности, которое
проявляется в структурном
специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.
Правовыми можно считать нормы, которые: • исторически сложились и дожили до
наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, не противоречащих
общегуманистическим идеалам и признанных государством; • исходят
непосредственно от общества (страны), территориального образования и
выражают волю
всего населения или его
путем всенародного голосования (референдума), предусмотренного
Конституцией; • изданы легитимными органами государства, избранными или
назначенными в соответствии с Конституцией, и не противоречат международно-
правовым актам, закрепляющим естественные права человека; закреплены в
договорах, заключенных между субъектами права в соответствии с действующим
законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного
права.
28. Структура нормы права.
Будучи "клеточкой" права, норма в то же время есть сложное образование,
имеющее собственную структуру. Традиционно считается, что норма права
состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза
указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или
отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества
обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные.
Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним
из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств. По
форме выражения гипотезы классифицируются на абстрактные и казуистические.
Абстрактные – указывая на условия действия нормы, акцентируют внимание на
их общих, родовых признаках. Казуистическая – связывает реализацию
юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на
ней правоотношений с отдельным, строго определённым частным случаем.
Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны
действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может
быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает
возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в
пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило
поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим
правовым нормам. Санкция указывает на неблагоприятные последствия,
возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени
определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно
указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на
срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до
трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).
Таким образом, структура правовой нормы есть логически согласованное ее
внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями,
характеризуемое
наличием взаимосвязанных и
реально выраженное в нормативно-правовых актах.
29. Содержание правовых норм. Позитивное обязывание, дозволения и запреты в
содержании правовых норм.
30. Виды норм права.
Классификация правовых норм: 1. По субъектам правотворчества различают
нормы, исходящие от государства, и непосредственно от гражданского
общества. В первом случае это нормы органов представительной
государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной
государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во
втором случае
нормы принимаются
территориального образования (сельский сход и .т.д.) или населением всей
страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным
голосованием была принята Конституция Российской Федерации. 2. По
социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить:
на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила поведения),
охранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии),
декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения),
коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).
Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования
общественных отношений, правового положения человека, пределов действия
государства. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской
Федерации, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —
обязанность государства". Регулятивные нормы непосредственно направлены на
регулирование фактических отношений, возникающих между различными
субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей.
В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три
основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим
адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие
(содержащие
обязанность совершения
запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков,
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"