Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:05, шпаргалка
Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.
Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность
знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,
развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и
которые определены законом как правонарушения). Охранительные нормы
фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за
нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок
освобождения от наказания. Обеспечительные нормы содержат предписания,
гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе
правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько
эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций
беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в
различных нормативных актах, связанных между собой. Декларативные нормы
обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи
правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат
нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится:
"Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны". Дефинитивные
нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий
(понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском
праве и т.п.). Коллизионные нормы, призваны устранять возникающие
противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит:
"В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или
постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или
иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон".
Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу,
прекращения его действия и т.п. 3. По предмету правового регулирования
различают нормы конституционного, гражданского, уголовного,
административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут
подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами
поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру
применения этих правил. 4. По методу правового регулирования выделяются
императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы. Императивные нормы
имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий.
отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы
административного права. Диспозитивным нормам присущ автономный характер,
позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам
объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или
использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются
преимущественно в гражданско-правовых отношениях. Рекомендательные нормы
обычно адресуются
негосударственным
желательного для государства поведения. По этому же основанию нормы можно
разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные. 5. По сфере
действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и
локальные нормы. Нормы общего действия распространяются на всех граждан и
функционируют на всей территории государства. Нормы ограниченного действия
имеют пределы,
обусловленные
факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик,
входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от
представительных или исполнительных органов краев, областей и др. Локальные
нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных,
общественных или частных структур. 6. Нормы права классифицируются также по
времени (постоянные и временные). По кругу лиц (распространяются или на
всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу
субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.).
31. Норма права и статья нормативно-правового акта. Способы и особенности
изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.
Данный вопрос имеет важное не только научное, но и практическое значение.
Смешение нормы права, которая относится к содержанию права со статьёй акта,
относящейся к форме выражения права, их отождествление ведёт к
неправильному представлению о внутреннем строении юридической нормы,
постановке под сомнение или даже отрицанию её трёхэлементное структуры,
затрудняет процесс применения права. Не всегда норма права совпадает со
статьёй нормативного акта. Не всегда в формулировке можно встретить все три
известные элемента. Однако неверны утверждения о том, что некоторые нормы
имеют двухэлементную структуру, когда у одних якобы отсутствует гипотеза, у
других – санкция. Существуют следующие способы изложения норм в нормативных
актах. Элементы правовой нормы могут располагаться в различных статьях
одного и того же нпа. И иногда и в статьях различных нпа. Это обусловлено
тем, что нормы имеют неодинаковые формы, способы своего выражения, но при
этом сохраняют логическую структуру. Статья нпа – это форма выражения,
способ изложения правовой нормы. Сужествуют несоклько способов изложения –
прямой, когда в статье все три элемента (г, д и с). Тут логическая
структура нормы совпадает со структурой статьи нпа. Отсылочный способ –
содержатся не все элементы, и содержится отсылка к другим раодственным
статьям того-же нормативного акта (УК). Бланкетный мпособ изложения – при
этом устанавливается только ответственность за нарушение определенных
правил, но самих правил в ней нет и отсылки прямой тоже нет, напр нарушение
правил вождения наказывается… (УК). Вывод – норма права не тождественна
статье закона. Норма права – это логически завершенное правило поведения, а
статья закона – это форма его изложения. В статье закона может содержаться
часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права поэтому может
излагаться в ряде статей одного или нескольких НПА.
32. Понятие и виды форм (источников) права.
Формы права - это
способ выражения вовне
правил поведения. Прежде чем анализировать различные формы права,
необходимо
сначала рассмотреть
“источник права”. Если исходить из общепринятого значения слова “источник”
как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то
применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права
три фактора: 1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни
общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2)
источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины,
правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и
есть форма права. Выделяют четыре основные формы права: — нормативный акт —
это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование
определенных общественных отношений. (К их числу относятся Конституция,
законы, подзаконные акты и т.п.); - правовой обычай - это исторически
сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в
привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым
последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные
отношения могут регулироваться обычаями делового оборота); - юридический
прецедент - это судебное или административное решение по конкретному
юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым
руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в
странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.); - нормативный
договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате
которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ
1992 г.). Правотворческий
процесс основывается на
числу которых можно отнести следующие: демократизм и гласность
правотворчества; профессионализм; законность; научный характер; связь с
правоприменительной практикой. 1. Демократизм и гласность правотворчества.
Суть принципа
заключается в процедуре
акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению
граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее
осуществления, что выступает своеобразной гарантией от келейности и
бюрократизма в реализации такой важнейшей государственной функции.
Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи
средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при
обсуждении
проекта замечания и
органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие
изменения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является
референдум. 2. Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и
непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью
механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности
должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи,
политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в
моделировании законопроектов. Между тем нередко депутаты, не являясь
специалистами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» законы,
тогда как они должны работать уже с законопроектами, подготовленными
высококвалифицированными юристами. Работа по совершенствованию
правотворческого процесса должна осуществляться постоянно и по нескольким
направлениям. Во-первых, необходимо долгосрочное и краткосрочное
планирование законоподготовительных работ; во-вторых, нужны единые правила
разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде
специального закона; в-третьих, требуется независимая научная экспертиза
вносимых на рассмотрение парламента законопроектов. Ее мог бы проводить
научно-консультационный совет по законодательству при высшем органе
законодательной власти; в-четвертых, необходимо провести юридический
всеобуч парламентариев правилам законодательной работы. 3. Законность
правотворчества. В основу этого принципа положено правило, согласно
которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию
нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и, прежде
всего, Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение
регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-
правовых актов. Законность правотворчества также предполагает строгое
исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию
правовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть
«антиправовым», а призвано отвечать идеалам правового государства, началам
демократизма и гуманизма, общепризнанным нормам международного права. 4.
Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной
практикой. Главные требования этого принципа сводятся к тому, что
законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном
анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки,
потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"