Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:05, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.
Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность
знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,
развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и

Файлы: 1 файл

Шпоры по ТГП.doc

— 978.00 Кб (Скачать)

которые определены законом как правонарушения). Охранительные нормы

фиксируют меры государственного принуждения, которые  применяются за

нарушение правовых запретов. Они определяют также условия  и порядок

освобождения  от наказания. Обеспечительные нормы  содержат предписания,

гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе

правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько

эффективно  они способствуют созданию механизмов и конструкций

беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут  располагаться в

различных нормативных актах, связанных между собой. Декларативные нормы

обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи

правового регулирования  отдельных видов общественных отношений, содержат

нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится:

"Наименования  Российская Федерация и Россия  равнозначны". Дефинитивные

нормы формулируют  определения тех или иных правовых явлений и категорий

(понятия преступления  в уголовном законодательстве, сделки  в гражданском

праве и т.п.). Коллизионные нормы, призваны устранять возникающие

противоречия  между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит:

"В случае  противоречия указа Президента  Российской Федерации или

постановления Правительства Российской Федерации  настоящему Кодексу или

иному закону применяется  настоящий Кодекс или соответствующий  закон".

Оперативные нормы  устанавливают даты вступления нормативного акта в силу,

прекращения его  действия и т.п. 3. По предмету правового  регулирования

различают нормы  конституционного, гражданского, уголовного,

административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут

подразделяться  на материальные и процессуальные. Первые являются правилами

поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие  процедуру

применения  этих правил. 4. По методу правового  регулирования выделяются

императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы. Императивные нормы

имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий.

отклонений  в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы

административного права. Диспозитивным нормам присущ автономный характер,

позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам

объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или

использовать  в определенных случаях резервное правило. Они реализуются

преимущественно в гражданско-правовых отношениях. Рекомендательные нормы

обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают  варианты

желательного  для государства поведения. По этому  же основанию нормы можно

разграничить  на позитивные, поощрительные и наказательные. 5. По сфере

действия вычленяются  нормы общего действия, нормы ограниченного  действия и

локальные нормы. Нормы общего действия распространяются на всех граждан и

функционируют на всей территории государства. Нормы ограниченного действия

имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными

факторами. Это  нормы, издаваемые высшими органами власти республик,

входящих в  состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от

представительных  или исполнительных органов краев, областей и др. Локальные

нормативные предписания  действуют в рамках отдельных  государственных,

общественных  или частных структур. 6. Нормы  права классифицируются также по

времени (постоянные и временные). По кругу лиц (распространяются или на

всех, кто подпадает  под их действие, или на четко  обозначенную группу

субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.).

 

31. Норма права  и статья нормативно-правового  акта. Способы и особенности

изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.

 

Данный вопрос имеет важное не только научное, но и практическое значение.

Смешение нормы  права, которая относится к содержанию права со статьёй акта,

относящейся к  форме выражения права, их отождествление ведёт к

неправильному представлению о внутреннем строении юридической нормы,

постановке  под сомнение или даже отрицанию  её трёхэлементное структуры,

затрудняет  процесс применения права. Не всегда норма права совпадает со

статьёй нормативного акта. Не всегда в формулировке можно встретить все три

известные элемента. Однако неверны утверждения о  том, что некоторые нормы

имеют двухэлементную структуру, когда у одних якобы  отсутствует гипотеза, у

других –  санкция. Существуют следующие способы  изложения норм в нормативных

актах. Элементы правовой нормы могут располагаться  в различных статьях

одного и  того же нпа. И иногда и в статьях  различных нпа.  Это обусловлено

тем, что нормы  имеют неодинаковые формы, способы  своего выражения, но при

этом сохраняют  логическую структуру. Статья нпа – это форма выражения,

способ изложения  правовой нормы. Сужествуют несоклько  способов изложения –

прямой, когда  в статье все три элемента (г, д  и с). Тут логическая

структура нормы  совпадает со структурой статьи нпа. Отсылочный способ –

содержатся не все элементы, и содержится отсылка к другим раодственным

статьям того-же нормативного акта (УК). Бланкетный мпособ изложения – при

этом устанавливается  только ответственность за нарушение  определенных

правил, но самих  правил в ней нет и отсылки  прямой тоже нет, напр нарушение

правил вождения наказывается… (УК). Вывод – норма  права не тождественна

статье закона. Норма права – это логически  завершенное правило поведения, а

статья закона – это форма его изложения. В статье закона может содержаться

часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права поэтому может

излагаться  в ряде статей одного или нескольких НПА.

 

 

 

32. Понятие и  виды форм (источников) права.

 

Формы права - это  способ выражения вовне государственной  воли, юридических

правил поведения. Прежде чем анализировать различные формы права,

необходимо  сначала рассмотреть соотношение  понятий “форма права” и

“источник права”. Если исходить из общепринятого значения слова “источник”

как всякого  начала или основания, корня и  причины, исходной точки, то

применительно к юридическим явлениям следует  понимать под источником права

три фактора: 1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни

общества, формы  собственности, интересы и потребности  людей и т.п.); 2)

источник в  идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины,

правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом  смысле — это и

есть форма  права. Выделяют четыре основные формы  права: — нормативный акт —

это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование

определенных  общественных отношений. (К их числу  относятся Конституция,

законы, подзаконные  акты и т.п.); - правовой обычай - это  исторически

сложившееся правило  поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в

привычку в  результате многократного применения, приводящее к правовым

последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные

отношения могут  регулироваться обычаями делового оборота); - юридический

прецедент - это  судебное или административное решение  по конкретному

юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым

руководствуются при разрешении схожих дел (распространен  преимущественно в

странах общей  правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.); - нормативный

договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате

которого возникает  новая норма права (например, Федеративный договор РФ

1992 г.). Правотворческий  процесс основывается на определенных  принципах, к

числу которых  можно отнести следующие: демократизм  и гласность

правотворчества; профессионализм; законность; научный характер; связь с

правоприменительной практикой. 1. Демократизм и гласность  правотворчества.

Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного

акта правотворческим  органом. Большая роль при этом отводится привлечению

граждан, трудовых коллективов к правотворческой  деятельности, гласности ее

осуществления, что выступает своеобразной гарантией  от келейности и

бюрократизма  в реализации такой важнейшей  государственной функции.

Распространена  практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи

средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при

обсуждении  проекта замечания и предложения  анализируются правотворческим

органом, после  чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие

изменения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества  является

референдум. 2. Профессионализм  правотворчества. Этот принцип прямо  и

непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью

механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности

должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи,

политологи), которые  обладают профессиональными знаниями и опытом в

моделировании законопроектов. Между тем нередко  депутаты, не являясь

специалистами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» законы,

тогда как они  должны работать уже с законопроектами, подготовленными

высококвалифицированными  юристами. Работа по совершенствованию

правотворческого  процесса должна осуществляться постоянно  и по нескольким

направлениям. Во-первых, необходимо долгосрочное и краткосрочное

планирование  законоподготовительных работ; во-вторых, нужны единые правила

разработки  и оформления проектов законов и  подзаконных актов в виде

специального  закона; в-третьих, требуется независимая  научная экспертиза

вносимых на рассмотрение парламента законопроектов. Ее мог бы проводить

научно-консультационный совет по законодательству при высшем органе

законодательной власти; в-четвертых, необходимо провести юридический

всеобуч парламентариев правилам законодательной работы. 3. Законность

правотворчества. В основу этого принципа положено правило, согласно

которому вся  правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию

нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и, прежде

всего, Конституции  РФ. При этом необходимо четкое соблюдение

регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования  нормативно-

правовых актов. Законность правотворчества также  предполагает строгое

исполнение  правил юридической техники, и в  первую очередь субординацию

правовых актов. Кроме того, содержание правовых актов  не должно быть

«антиправовым», а призвано отвечать идеалам правового  государства, началам

демократизма  и гуманизма, общепризнанным нормам международного права. 4.

Научный характер правотворчества и его связь  с правоприменительной

практикой. Главные  требования этого принципа сводятся к тому, что

законопроект  готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном

анализе социально-экономической  ситуации в стране, политической обстановки,

потребностей  правового регулирования тех  или иных сторон общественной

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"