Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:05, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.
Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность
знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,
развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и

Файлы: 1 файл

Шпоры по ТГП.doc

— 978.00 Кб (Скачать)

уже можно констатировать, что государство и право возникли  намного  раньше,

чем общество разделилось  на классы. Возникшее вместе  с  государством  право

длительное  время   лишь   дополняло   укоренившуюся   систему   социального

регулирования. Определяющей чертой  появившегося  традиционного  права  была

государственная  принудительность,  а   не   классовость.   Дальнейший   ход

экономического  и социального развития  повлек  за  собой  классовое  деление

общества, вызвал  к  жизни  антагонистические  противоречия.  Однако  и  при

рабовладельческом строе,  и  при  феодализме  право  по-прежнему  оставалось

традиционным, обычным и не играло существенной роли  в  системе  социального

регулирования. Следовательно, классовую сущность имела регулятивная  система

в целом, в которой  право было еще чужеродным и  слаборазвитым  образованием.

Только с  утверждением  буржуазного  экономического  и  социального  строя  и

соответствующей  ему  системы  духовных  ценностей   право   как   регулятор

общественных  отношений вышло  на  первый  план.  Появившееся  и  ставшее  во

многих развитых странах господствующим юридическое  мировоззрение  не  имеет

ничего общего с  классовой  идеологией,  основывается  на  идеях  равенства,

свободы, разума, прав человека.

Право  построено  на  трех   "китах".   Это   нравственность,   государство,

экономика. Право  возникает на базе нравственности как  отличный от нее  метод

регулирования; государство  придает  ему  официальность,  гарантированность,

силу;   экономика   —   основной   предмет    регулирования,    первопричина

возникновения права, ибо это та  сфера,  где  нравственность  как  регулятор

обнаружила  свою несостоятельность. Нравственность, государство  и  экономика

— внешние условия, вызвавшие право к жизни  как  новое  социальное  явление.

Специфика права  состоит в том, что в центре его находятся отдельный  человек

с его интересами и потребностями, его  свобода.  Конечно,  свобода  человека

исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших  его

сфер — духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и  через

право свобода  закрепляется  и  доводится  до  каждого  человека,  до  каждой

организации.  Изложенное  позволяет   сделать   вывод,   что   право   имеет

общесоциальную  сущность,  служит  интересам  всех  без  исключения   людей,

обеспечивает  организованность,  упорядоченность,  стабильность  и  развитие

социальных  связей.

Когда люди вступают в отношения между собой как  субъекты права, это  значит,

что за ними стоит  авторитет общества и государства и они  могут  действовать

свободно,  не  опасаясь  неблагоприятных  последствий  в  социальном  плане.

Общесоциальная  сущность права конкретизируется  в  его  понимании  как  меры

свободы. В пределах своих прав человек свободен в  своих действиях,  общество

в лице государства  стоит на страже этой свободы.  Таким  образом,  право  не

просто свобода, а  свобода,  гарантированная  от  посягательств,  защищенная

свобода. Добро  защищено от зла. Благодаря  праву  добро  становится  нормой,

жизни, зло —  нарушением этой нормы.

 

20. Функции права:  понятие и классификация.

Функции права  – это определенные направления  воздействия  позитивного  права

на  общественные  отношения  и  общество  в  целом,  в  которых  проявляются

сущность  позитивного  права,  Чаще  всего  функции  права  подразделяют  на

общесоциальные  и собственно юридические.  К  общесоциальным  обычно  относят

такие функции, как экономическую, политическую, воспитательную  и  некоторые

другие, а  к  собственно  юридическим  -  регулятивную,  в  составе  которой

выделяют статическую  и динамическую, и охранительную. При  этом  отмечается,

что общесоциальные функции выражают воздействие  права  на  различные  сферы

общественной  жизни (экономику, политику, духовную сферу  и т.д.)  в  единстве

с другими социальными институтами и  прежде  всего  с  государством.  Отсюда

принято считать, что общесоциальные  функции  права  совпадают  с  функциями

государства.  юридические   функции   рассматриваются   в   качестве   таких

направлений  воздействия  права,  которые   выражают   его   специфику   как

регулятора  общественных отношений. Регулятивная функция  выражается  в  том,

что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как  и

все другие социальные нормы, регулятором общественных  отношений.  Оценочная

функция проявляется  в том,  что  право,  регулируя  общественные  отношения,

одновременно  оценивает и поведение  их  участников.  Нормы  права,  дозволяя

одни поступки людей и запрещая другие,  оценивают  их  как  правомерные  или

неправомерные,  как  желательные  или  нежелательные   для   государства   и

общества.  Воспитательная  функция  связана  с  тем,  что  право  не  только

регулирует  общественные  отношения,  но  и  выступает  в  качестве  образца,

своеобразного эталона поведения  участников  регулируемых  отношений.  Нормы

права как бы показывают людям, как они могут  или должны  вести  себя  в  той

или иной ситуации.  информационную  функцию.  Правовые  нормы  в  результате

закрепления их в различных  официальных  документах  приобретают  письменную

форму и становятся источниками информации.  трансляционная  функция  состоит

в том, что право, накапливая в своем содержании  социальный  опыт,  культуру

человеческого  общения,  достижения  в  области   правового   регулирования,

передает  (транслирует)  все это   участникам   существующих   общественных

отношений, а  также будущим поколениям людей.

 

21. Социальная  ценность права в осуществлении  экономических  и  политических

задач государства. Право и экономика. Право и  политика.

Право в системе социального регулирования. В самом общем плане социальное

регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный

порядок процесс. Конкретный социальный порядок устанавливается  в результате

действия множества  самых разнообразных факторов. В их числе выделяют

следующие. 1. Так  называемые стихийные регуляторы как  непосредственное

проявление  естественных законов природы общества. Факторы стихийного

регулирования носят естественный характер и могут  выражаться в виде

конкретных  событий общесоциального масштаба, явлений экономического

порядка, феноменов  массового поведения и т.п. Это, например, увеличение

продолжительности жизни людей массовые сезонные заболевания,

демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т.д.

В своем стремлении к порядку общество и государство  стремятся взять под

свой контроль данные факторы, однако это удается  далеко не всегда. 2.

Социальные  нормы как регуляторы, связанные  с волей и сознанием людей. 3.

Акты индивидуального  регулирования, выступающие в виде целевого, адресного

воздействия субъектов  друг на друга. Указанные факторы  могут играть в

обществе как  стабилизирующую, так и дестабилизирующую  роль. Правда, в

юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение

общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов

индивидуального регулирования, а действие стихийных  регуляторов выступает

фактором дестабилизирующего влияния. Однако, если в качестве основания

оценки принять  критерий устойчивого функционирования общества, то все

регулятивные  факторы могут иметь и позитивное, и негативное влияние. Вместе

с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных

отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам. Для

понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил

социального нормирования необходимо различать два смысла термина "норма".

Во-первых, норма  есть естественное состояние некоторого объекта (процесса,

отношения, системы  и т.д.), конституируемое его природой, — естественная

норма. Во-вторых, норма — это руководящее начало, правило поведения,

связанное с  сознанием и волей людей, возникающее  в процессе культурного

развития и  социальной организации общества, —  социальная норма. Реально

действующие в  жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным

или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему

технических правил (правила работы с техническими или  природными

объектами), стать  основанием социального нормирования (например,

установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные

нормы — сформировать характер объекта, его качественное состояние. 3.

Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в

связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм. 4.

Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной

нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или

потребностями конкретной его сферы. Это некоторые  юридические

процессуальные  нормы, ритуалы и т.п. При обсуждении роли права в системе

социального нормативного регулирования значение имеют нормы  третьей и

четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать  как

социальные  нормы. Они не просто существуют и  действуют в обществе, а

регулируют  общественные отношения, поведение  людей, нормируют жизнь

общества. Социальным нормам присущи следующие признаки. 1. Они являются

общими правилами. Это означает, что социальные нормы  устанавливают правила

поведения в  обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть

поведение субъектов  с точки зрения интересов общества. При этом социальные

нормы действуют  непрерывно во времени, обладают многократностью  действия и

обращены к  неопределенному кругу лиц (не имеют  конкретного адресата). 2.

Данные нормы  возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

Одни социальные нормы создаются в процессе целевой  деятельности, другие

возникают в  многократно повторяющихся актах  поведения, не отделяются от

самого поведения  и выступают как его образцы и стереотипы, третьи

формируются в  виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании и т.д.

3. Названные  нормы регламентируют формы социального  взаимодействия людей,

т.е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в

обществе. 4. Они возникают в процессе исторического развития (как его

фактор и  результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи

элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и

характер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую

судьбу. 5. Эти  нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной

организации общества. Таким образом, социальные нормы  представляют собой

связанные с  волей и сознанием людей общие  привила регламентации формы  их

социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и

функционирования  общества, соответствующие типу культуры и характеру его

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"