Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:05, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.
Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность
знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,
развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и

Файлы: 1 файл

Шпоры по ТГП.doc

— 978.00 Кб (Скачать)

феодализме.  Однако  и  в  настоящее  время   эта   концепция   представляет

официальную  доктрину  Ватикана.  Согласно  данным  воззрениям,  государство

является результатом  проявления божественной воли, практическим  воплощением

власти  бога  на  земле.  По  мнению  богословов,  любая   светская   власть

производна от  власти  церкви,  власти  религиозных  организаций.  А  народ,

должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной  води.  как

продолжению  воли  божественной.  2.  Патриархальная  (Аристотель,   Филмер,

Михайловский). По утверждению  Аристотеля,  государство  —  наилучшая  форма

человеческого общения в целях  достижения  общего  блага.  Это  своеобразная

разросшаяся семья. Власть монарха —  естественное  продолжение  власти  отца

(патриарха), который  заботится  о  членах  своей   семьи  и  обеспечивает  их

послушание.  5. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники  эт

ой теории утверждают, что государство возникло как  результат насилия,  путем

завоевания  слабых и беззащитных племен  более  сильными  и  организованными.

Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича,  «мы  можем

признать  главные,  основные  части,   действительные   краеугольные   камни

государства, —  в племенах,  которые  мало-помалу  превращаются  в  классы  и

сословия.  Из  этих  племен  создается  государство.  Они   и   только   они

предшествуют  государству». Теория проповедовала  культ  насилия,  завоевания,

эксплуатации  порабощения одних народов другими.

По мнению представителей данной теории, государство более  необходимо  слабым

племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и  управленческого

воздействия завоевателей, государство  становится  мощным  средством  защиты

завоеванных от возможных посягательств со стороны  других сильных племен.  К.

Каутский пытался  доказать, что при дальнейшем развитии общества  государство

трансформируется  в  инструмент  всеобщей  гармонии,  в   орган   защиты   и

обеспечения  всеобщего  блага  как  сильных,  так  и  слабых.  Теория   была

воспринята  нацистской   Германией   в   качестве   официальной   идеологии.

Договорная   теория   происхождения   государства.   Значительной    теорией

происхождения государства является  договорная  теория,  получившая  прочное

распространение в XVII –ХУШ веках. В  Голландии  в  XVII  веке  сторонниками

этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Локк и Гоббс, во  Франции

в XVIII  веке  -  Руссо.  В  России  представителем  договорной  теории  был

революционный демократ А. Н. Радищев  (1749-1802),  который  утверждал,  что

государственная власть принадлежит народу,  передана  им  монарху  и  должна

находиться  под  контролем  народа.  Люди  же,  входя  в  государство,  лишь

ограничивают, а вовсе не теряют  свою  естественную  свободу.  Отсюда  он  и

выводил право  народа на восстание и  революционное  ниспровержение  монарха,

если тот  допускает злоупотребление властью  и произвол. В  договорной  теории

государство возникает  как продукт сознательного  творчества,  как  результат

договора, в  который вступают люди, находившиеся до этого  в  «естественном»,

первобытном состоянии. Государство - это сознательное объединение  людей  на

основе договора между  ними,  в  силу  которого  они  передают  часть  своей

свободы,  своей  власти   государству.   Общественный   договор,   создающий

государство, понимался  как согласие между изолированными до того  индивидами

на  объединение,  на  образование  государства,  превращая  неорганизованное

множество  людей  в  единый  народ.  Но  это  не  договор-сделка  с  будущим

носителем  власти,  а  договор,  имеющий  конститутивный   (устанавливающий)

характер, создающий  гражданское общество  и  государственное  образование  -

политическую  организацию: государство. В договорной теории в  связи  с  этим

различали первичный  договор  объединения  и  вторичный  договор  подчинения,

договор  народа  с  князем  или  иным   государственным   органом.   Следует

подчеркнуть, что  при этом общественный договор мыслился не как  исторический

факт подписания всеми  какого-либо  конкретного  документа,  который  лег  в

основу  появления  государства,  а  как  состояние  общества,   когда   люди

добровольно объединились в  его  государственно-организационную  форму,  как

принцип, обосновывающий  правомерность  государственной  власти.  Договорная

теория использовалась в разных целях.  Руссо,  Радищев  обосновывали  начала

народовластия,   народного   суверенитета,   поскольку    первично    власть

принадлежала  объединившемуся в государство  народу и могла им  быть  отобрана

от недобросовестного, некомпетентного правителя, у которого, таким  образом,

была лишь производная  от народа  власть.  Гоббс,  наоборот,  доказывал,  что

коль скоро  власть добровольно передана правителю, например князю,  то  он  -

князь -  отныне  обладает  неограниченными  полномочиями.  Локк  обосновывал

конституционную  монархию,  т.  к.  общественный  договор,  по  его  мнению,

представлял  собой  определенный  компромисс  между  народом  и  правителем,

определенное  ограничение свободы и народа, и монарха. Отражала эта теория  и

договорную  практику многих феодальных городов, заключавших договор с князем

о его материальном обеспечении в обмен  на  управление  городом,  на  защиту

города. Имела  эта теория и глубокое демократическое  содержание,  обосновывая

естественное  право народа на свержение власти негодного монарха,  вплоть  до

революционного  восстания.  Марксистская  теория  происхождения  государства.

Марксистская  теория происхождения  государства  наиболее  полно  изложена  в

работе  Ф.  Энгельса   "Происхождение   семьи,   частной   собственности   и

государства", само название которой отражает  связь явлений,  обусловивших

возникновение анализируемого феномена. В целом  теория  отличается  четкостью

и  ясностью  исходных  положений,  логической  стройностью  и,   несомненно,

представляет  собой большое достижение теоретической мысли. Для  марксистской

теории характерен последовательный материалистический подход. Она  связывает

возникновение государства с частной  собственностью,  расколом  общества  на

классы и  классовым антагонизмом. Суть вопроса  марксизм  выражает  в  формуле

"Государство   есть   продукт   и    проявление    непримиримых    классовых

противоречий". Отрицать влияние классов  на  возникновение  государства  нет

оснований.  Но  так   же   нет   оснований   считать   классы   единственной

первопричиной его появления. Как  уже  было  отмечено,  государство  нередко

зарождалось  и  формировалось  до  возникновения  классов;  кроме  того,  на

процесс государствообразования влияли и  другие,  более  глубинные  и  общие

факторы.

 

25.  Понятие и структура политической  системы  общества.   Её   основные

субъекты: государство, политические партии, движения и т. п.

Назначение  государства состоит в организации  социального  управления.  Само

государство  –  специфическая  форма  управления  обществом.  Однако  в  нём

принимают участие  не только гос.  Органы,  но  и  граждане,  их  объединения

(партии, церковь…). Совокупность взаимодействующих  между собой норм, идей  и

основанных  на  них  политических   институтов,   учреждений   и   действий,

организующих  политическую власть, взаимосвязь граждан и  государства  –  это

политическая  система общества. К числу собственно  политических  организаций

относят:  Государство;  все   политические   партии,   движения,   отдельные

политические   организации.   Их   характерный   признак    –    прямая    и

непосредственная  связь с  политикой,  а  непосредственной  задачей  является

достижение  определённых политических целей,  которые  закреплены  в  уставах

этих организаций. К не собственно политическим организациям  относят  такие,

которые  возникают  не  в  силу  непосредственно  политических,  а  в   силу

экономических и иных причин. Это профсоюзы, кооперативы  и иные  организации,

которые осуществляют деятельность  в  производственной,  культурной  и  иной

сферах. В  их  уставах  отсутствует  закрепление  активного  воздействия  на

политическую  власть. Они возникают  и  действуют  на  основе  индивидуальных

интересов и  склонностей того или иного слоя людей.  В  политическую  систему

общества  могут  также  входить  и  запрещенные   ассоциации:   фашистского,

экстремистского толка, которые государство считает  опасными для  себя,  либо

определённого слоя общества, либо всего общества в целом.

 

11. Право и  другие социальные нормы, как   регулятивная  основа  политической

системы.

Все   структурные  элементы  политической   системы   общества   созданы   с

определёнными политическими целями и потому вынуждены  действовать  в  рамках

законодательно  оформленного порядка. Право же, как  и государство  неразрывно

связано с политической системой общество и  оказывает  на  неё  существенное

влияние. Выступая нормативной  основой  право  аккумулирует  волю  общества,

интегрирует сообщество, делая  политическую  систему  стабильной  (например,

конституция обычно на  длительный  период  закрепляет  систему  политических

институтов, основу взаимоотношений между  ними,  устройство  государства,  а

следовательно, и основы политической системы  общества).  В  демократических

политических  системах (в основном демократических, или смешанных)  отношения

по поводу  государственной  власти  (завоевание,  удержание,  использование)

облекается  в правовую форму. Право  служит  одним  из  средств  связи  между

обществом и  его  политической  системой  (например  в  законах,  принимаемых

государственными  органами,   как   правило,   учитывается   воля   народа).

Непременным атрибутом  нормативной основы системы являются социальные  нормы.

Примером могут  служить  нормы  семейного,  трудового,  гражданского  права,

принципы и  нормы морали, традиции, обычаи,  регулирующие  неполитические  по

своему характеру  и содержанию отношения. Влияние  таких принципов и  норм  на

политическую  жизнь осуществляется не  прямо,  непосредственно,  а  через  их

взаимосвязь с  системой политических принципов и  норм, т. е. опосредованно.

 

12. Государство  в политической  системе.  Признаки  государства,  отличающие

его от других организаций  и учреждений общества.

Любая система  общества, в  том  числе  и  политическая,  представляет  собой

целостное,  упорядоченное  множество   элементов,   взаимодействие   которых

порождает новое  качество, не присущее  ее  частям.  Категория  “политическая

система” позволяет  проникнуть в политические  интересы  классов,  социальных

групп, наций, разобраться  во взаимосвязи и взаимозависимости  отражающих  эти

интересы  политических  явлений.  Политическая  система  в  конечном   счете

регулирует  производство и распределение благ  между  социальными  общностями

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"