Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:05, шпаргалка
Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.
Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность
знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,
развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и
становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом
государстве. Рост производительных сил, изменение социальных и политических
отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают
новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных
дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации
государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица
или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,
обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. Наиболее известные
идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того
времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли на основе
опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы
политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в
возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности
для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими
семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том,
чтобы обеспечить права и свободы. В период буржуазных революций в
разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли
прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и
другие. Надо отметить, что среди русских философов идеи правового
государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н.
Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича. В послеоктябрьский период в нашей
стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового
государства вначале были поглощены требованиями революционного
правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой
нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-
государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному
отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на
началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной
государственности. Советская государственность в период тоталитаризма не
воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально
противоположной
классовой концепции государств
максимальное обеспечение прав и свобод (3) человека; ответственность
государства перед гражданином и гражданина перед государством; четкое
разграничение функций общества и государства; разделение властей; наличие
развитого гражданского общества; создание антимонополистических механизмов,
препятствующих сосредоточению власти в чьих бы то ни было руках;
верховенство и прямое действие конституционного закона, его приоритет над
любой властью; установление в законе и осуществление на деле суверенности
государственной власти; формирование законодательных органов обществом на
основе норм избирательного права; соответствие внутреннего законодательства
общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая
защищенность всех субъектов общества от произвольных решений кого-
либо.Теория правового государства сформировалась на основе естественно-
правовых воззрений (универсальный характер естественного права: все норма
апеллируют к человеку; договор - изначальная основа деятельности
государства: некоторые естественные права неприкосновенны; подчиненность
“положительного” права естественному; постоянство норм естественного
права).
17. Теория и
практика формирования
российском обществе.
18. Понятие права и его основные признаки. Правопонимание: разные подходы.
Наиболее предпочтительной является точка зрения, согласно которой
необходимо
различать право в
смысле. Слово “право” употребляется в таких смыслах, как “естественное
право”, “юридическое право”, “моральное право”, “право члена общественной
организации”, “материнское право” и т.д. Говоря о понятии права, нужно
прежде всего исходить из смыслового значения слова “право” и различать в
связи с этим право в общесоциальном и право в юридическом смысле. Право в
общесоциальном смысле – это признаваемая в обществе, социально оправданная
возможность (свобода) определенного поведения, т.е. возможность совершать
какие-то социально значимые действия, притязать на что-то, требовать
соответствующего поведения от других. Право в общесоциальном смысле по сути
своей является естественным правом. Оно возникает само по себе,
естественным путем и никем не устанавливается. Это право, рождаемое самой
жизнью, вытекающее из общественных потребностей. Сформировавшись в системе
общественных отношений, естественное право закрепляется в обычаях, нормах
морали, религиозных и других нормах. Может оно закрепляться и в юридических
нормах, т.е. нормах, устанавливаемых государством. Право в юридическом
смысле –
это установленные или
государственной властью, нормы, а также закрепленная в этих нормах свобода,
возможность определенного поведения. Другими словами, право в юридическом
смысле – это и есть то, что представители естественно-правовой,
психологической и некоторых других теорий называют позитивным правом.
Позитивное право не тождественно естественному праву. Государство
закрепляет в своих нормах или санкционирует только такую свободу, которая
отвечает интересам государства. А интересы государства – это не обязательно
интересы общества. Более того, в нормах позитивного права может
закрепляться не только свобода, но и несвобода и даже произвол. Поэтому в
нормах позитивного права закрепляется не столько социально оправданная
свобода, сколько свобода, установленная или признанная государством. А
такая свобода
не равнозначна естественному
Правом могут признаваться только правовые законы. основные признаки права.
Нормативность, общеобязательность, системность, государственно-волевой
характер, формальная определенность, гарантированность. Нормативность права
выражается в том, что право состоит из норм. Нормы права – это
определённые правила поведения.
Общеобязательность –Нормы права являются правилами поведения
общеобязательного характера. общеобязательность присуща только праву..
Всякий, кто подпадает под действие правовой нормы, должен поступать в
соответствии с её предписанием, иначе может быть наказан. Системность права
проявляется в том, что нормы, из которых состоит позитивное право,
находятся в определенном единстве, в системе и тесно связаны между собой.
Государственно-волевой характер позитивного права выражается в том, что оно
в отличие от права в общесоциальном смысле возникает не само по себе, а по
воле государства. Нормы позитивного права либо непосредственно
устанавливаются государством, его органами, либо возникают в результате
государственного санкционирования, Формальная определенность. нормы
позитивного права обладают формальной определенностью. большинство правовых
норм письменно, формально закреплено в различных официальных документах
гарантированность. Она выражается в том, что государство, создав правовые
нормы, вместе с тем и гарантирует их, обеспечивая возможностью принуждения.
Т.о. право (или позитивное право) – это система установленных или
санкционированных государством норм поведения, которые обязательны для всех
членов общества и действие которых гарантируется государством. ОСНОВНЫЕ
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ. Юридическая наука четко определяет
свойства права, которые придают ему качество регулятора общественных
отношений – нормативность, связь с государством. Сущность права видися в
обеспечении или разграничении жжизненных интересов людей, в выражении их
воли, в установлении
определенного порядка
к праву состоит в попытке уствновить различие между правом, как объективным
явлением общественой жизни и законом, как формой выражения права и на этой
основе сформулировать понятие правового закона. Такое правопонимание
исходит из того, что право и закон всегда совпадают, но это не всегда так,
т.к. закон может быть противоправным. Концепция современного правопонимания
исходит из естественных правовых, материалистических и других прогрессивных
взглядов, которые стремились выявить в праве специфический принцип
регулирования, отличающий его от других регуляторов общественных отношений.
Такой принцип называется принципом формального равенства. Правовое
равенство означает формальную независимость и свободу людей в их
отношениях, оно имеет всеобщий характер и распространяется на всех
субъектов опр отношений. Право – это всеобщий масштаб и равная мера
свободы, а принцип равенства заложен в самой природе права и выражает
присущую ему справедливость. Смысл различия права и закона обусловлен двумя
факторами – противопоставлением права и произвола, соответствие закона
объективным требованиям права. Те, кто отождествляют право и закон,
считают, что
право есть продукт властно-
Правовой закон характеризуется следующими признаками: это выражение и
закрепление объективированной в праве меры свободы людей, он воплощает в
себе принцип
формального правового
интересы тех, кто находится за пределами правового равенства, это составная
часть объективно складывающегося в данном обществе права. Правовой закон –
антипод произволу, реальная жизнь закона возможна только в условиях
правового государства.
19. Сущность
права. Классовое и
Объективное и субъективное в праве.
Сущность— главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение
представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному
выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно
получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к
праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С. С.
Алексеева, "на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских
теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах)
существовали, как правило, неразвитые правовые системы'". С этим мнением
следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого и
феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение —
древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права, прежде
всего, состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и
выступало частью единой системы социального регулирования, в которой
регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи. Сейчас
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"