Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:05, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.
Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность
знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,
развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и

Файлы: 1 файл

Шпоры по ТГП.doc

— 978.00 Кб (Скачать)

становление и  развитие более поздних прогрессивных  учений о правовом

государстве. Рост производительных сил, изменение социальных и политических

отношений в  обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают

новые подходы  к государству и пониманию  его роли в организации общественных

дел. Центральное  место в них занимают проблемы правовой организации

государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица

или властного  органа, утверждающей равенство всех перед законом,

обеспечивающей  индивидуальную свободу посредством  права. Наиболее известные

идеи правовой государственности изложили прогрессивные  мыслители того

времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли на основе

опыта существования  государств прошлого и настоящего объяснял принципы

политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства  он видел в

возможности  свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности

для каждого. Боден  определяет государство как правовое управление многими

семействами и  тем, что им принадлежит. Задача государства  состоит в том,

чтобы обеспечить права и свободы. В период буржуазных революций в

разработке  концепции правовой государственности значительный вклад внесли

прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и

другие.     Надо отметить, что среди русских  философов идеи правового

государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н.

Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.  В послеоктябрьский период в нашей

стране в  силу объективных и субъективных факторов идеи правового

государства вначале  были поглощены требованиями революционного

правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой

нигилизм при  сосредоточении реальной власти в руках  партийно-

государственного  аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному

отрицанию в  теории и на практике правовой организации  общественной жизни на

началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной

государственности.  Советская государственность в  период тоталитаризма не

воспринимала  идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально

противоположной классовой концепции государства. Множество признаков:

максимальное  обеспечение прав и свобод (3) человека; ответственность

государства перед  гражданином и гражданина перед  государством; четкое

разграничение функций общества и государства; разделение властей; наличие

развитого гражданского общества; создание антимонополистических механизмов,

препятствующих  сосредоточению власти в чьих бы то ни было руках;

верховенство  и прямое действие конституционного закона, его приоритет над

любой властью; установление в законе и осуществление  на деле суверенности

государственной власти; формирование законодательных  органов обществом на

основе норм избирательного права; соответствие внутреннего  законодательства

общепризнанным  нормам и принципам международного права; правовая

защищенность  всех субъектов общества от произвольных решений кого-

либо.Теория правового  государства сформировалась на основе естественно-

правовых воззрений (универсальный характер естественного  права: все норма

апеллируют  к человеку; договор - изначальная  основа деятельности

государства: некоторые естественные права неприкосновенны; подчиненность

“положительного”  права естественному; постоянство  норм естественного

права).

 

17. Теория и  практика формирования правового  государства в современном

российском  обществе.

 

18. Понятие права и его основные признаки. Правопонимание: разные подходы.

Наиболее предпочтительной является точка зрения, согласно которой

необходимо  различать право в общесоциальном смысле и право в юридическом

смысле. Слово  “право” употребляется в таких  смыслах, как “естественное

право”, “юридическое право”, “моральное право”, “право члена  общественной

организации”, “материнское право” и т.д. Говоря о понятии права, нужно

прежде всего  исходить из смыслового значения слова  “право” и различать в

связи с этим право в общесоциальном и право в юридическом смысле.  Право в

общесоциальном  смысле – это признаваемая в обществе, социально оправданная

возможность (свобода) определенного поведения, т.е. возможность  совершать

какие-то социально  значимые действия, притязать на что-то, требовать

соответствующего  поведения от других. Право в общесоциальном смысле по сути

своей является естественным правом. Оно возникает  само по себе,

естественным  путем и никем не устанавливается. Это право, рождаемое самой

жизнью, вытекающее из общественных потребностей. Сформировавшись в системе

общественных  отношений, естественное право закрепляется в обычаях, нормах

морали, религиозных  и других нормах. Может оно закрепляться и в юридических

нормах, т.е. нормах, устанавливаемых государством. Право  в юридическом

смысле –  это установленные или санкционированные  государством,

государственной властью, нормы, а также закрепленная в этих нормах свобода,

возможность определенного  поведения. Другими словами, право  в юридическом

смысле –  это и есть то, что представители естественно-правовой,

психологической и некоторых других теорий называют позитивным правом.

Позитивное  право не тождественно естественному  праву. Государство

закрепляет  в своих нормах или санкционирует  только такую свободу, которая

отвечает интересам государства. А интересы государства – это не обязательно

интересы общества. Более того, в нормах позитивного  права может

закрепляться  не только свобода, но и несвобода  и даже произвол. Поэтому в

нормах позитивного  права закрепляется не столько социально оправданная

свобода, сколько  свобода, установленная или признанная государством. А

такая свобода  не равнозначна естественному праву. Закон не тожд праву.

Правом могут  признаваться только правовые законы. основные признаки права.

Нормативность, общеобязательность, системность, государственно-волевой

характер, формальная определенность, гарантированность. Нормативность  права

 выражается  в том, что право состоит  из норм. Нормы права – это

определённые  правила поведения.

Общеобязательность  –Нормы права являются правилами поведения

общеобязательного характера. общеобязательность присуща  только праву..

Всякий, кто  подпадает под действие правовой нормы, должен поступать в

соответствии  с её предписанием, иначе может  быть наказан. Системность права

проявляется в  том, что нормы, из которых состоит позитивное право,

находятся в  определенном единстве, в системе  и тесно связаны между собой.

Государственно-волевой  характер позитивного права выражается в том, что оно

в отличие от права в общесоциальном смысле возникает  не само по себе, а по

воле государства. Нормы позитивного права либо непосредственно

устанавливаются государством, его органами, либо возникают  в результате

государственного  санкционирования, Формальная определенность. нормы

позитивного права  обладают формальной определенностью. большинство правовых

норм письменно, формально закреплено в различных  официальных документах

гарантированность. Она выражается в том, что государство, создав правовые

нормы, вместе с  тем и гарантирует их, обеспечивая  возможностью принуждения.

Т.о. право (или  позитивное право) – это система  установленных или

санкционированных государством норм поведения, которые  обязательны для всех

членов общества и действие которых гарантируется  государством. ОСНОВНЫЕ

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ. Юридическая наука четко определяет

свойства права, которые придают ему качество регулятора общественных

отношений –  нормативность, связь с государством. Сущность права видися в

обеспечении или  разграничении жжизненных интересов  людей, в выражении их

воли, в установлении определенного порядка общественной жизни. Новый подход

к праву состоит  в попытке уствновить различие между  правом, как объективным

явлением общественой  жизни и законом, как формой выражения  права и на этой

основе сформулировать понятие правового закона. Такое правопонимание

исходит из того, что право и закон всегда совпадают, но это не всегда так,

т.к. закон может  быть противоправным. Концепция современного правопонимания

исходит из естественных правовых, материалистических и других прогрессивных

взглядов, которые  стремились выявить в праве специфический  принцип

регулирования, отличающий его от других регуляторов  общественных отношений.

Такой принцип  называется принципом формального  равенства. Правовое

равенство означает формальную независимость и свободу людей в их

отношениях, оно  имеет всеобщий характер и распространяется на всех

субъектов опр  отношений. Право – это всеобщий масштаб и равная мера

свободы, а принцип  равенства заложен в самой  природе права и выражает

присущую ему  справедливость. Смысл различия права и закона обусловлен двумя

факторами –  противопоставлением права и  произвола, соответствие закона

объективным требованиям  права. Те, кто отождествляют право  и закон,

считают, что  право есть продукт властно-принудительного  нормотворчества.

Правовой закон  характеризуется следующими признаками: это выражение и

закрепление объективированной  в праве меры свободы людей, он воплощает в

себе принцип  формального правового равенства  он учитывает и охраняет

интересы тех, кто находится за пределами правового равенства, это составная

часть объективно складывающегося в данном обществе права. Правовой закон –

антипод произволу, реальная жизнь закона возможна только в условиях

правового государства.

 

19. Сущность  права. Классовое и общесоциальное в сущности права.

Объективное и  субъективное в праве.

Сущность— главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее  уяснение

представляет  особую ценность  в  процессе  познания.  Однако  к  правильному

выводу о  сущности какого-либо явления можно  прийти лишь в случае, когда  оно

получило достаточное  развитие, в основном  сформировалось.  Применительно  к

праву  это  положение  имеет  первостепенное  значение.  По  мнению  С.   С.

Алексеева, "на первых фазах развития  человеческого  общества  (в  азиатских

теократических  монархиях, в  рабовладельческих  и  феодальных  государствах)

существовали, как правило, неразвитые правовые  системы'".  С  этим  мнением

следует  согласиться.   Действительно,   в   период   рабовладельческого   и

феодального  строя  право было  традиционным,  или обычным (исключение  —

древнеримское  частное  право).  Неразвитость  традиционного  права,  прежде

всего, состояла в том,  что  оно  выполняло  лишь  охранительную  функцию  и

выступало  частью  единой  системы  социального  регулирования,  в   которой

регулирующую  функцию осуществляли религия, нравственность и  обычаи.  Сейчас

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"