Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:05, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.
Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность
знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,
развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и

Файлы: 1 файл

Шпоры по ТГП.doc

— 978.00 Кб (Скачать)

жизни, целесообразности подобного регламентирования и  т.д. Правотворчество

представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию,

изменению и  отмене правовых норм, основанную на познании объективных

социальных  потребностей и интересов общества

 

 

 

33. Правотворчество  и законотворчество. Понятие и  стадии законотворческого

процесса.

 

Законодательный  процесс   выступает   составной   частью   правотворческого

процесса и  включает  в  себя  четыре  основные  стадии:  1)  законодательную

инициативу;   2)   обсуждение   законопроекта;3)   принятие    закона;    4)

обнародование закона. Все эти процедурные моменты нашли свое  отражение в

новой   российской   Конституции.   Законодательная   инициатива   —   право

компетентных  органов,  общественных  организаций  и  лиц  возбуждать  перед

законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении  или  отмене  закона

либо  иного  акта,  поступление  которого  влечет  за   собой   обязательное

рассмотрение  его парламентом. Это право выражается в форме  предложений  или

готового законопроекта, которые высший законодательный  орган обязан  принять

к  своему  производству.  Такие   предложения   должны   иметь   необходимые

обоснования. Согласно статье  104  Основного  Закона  Российской  Федерации,

правом законодательной  инициативы обладают: Президент Российской  Федерации;

Совет Федерации; члены  Совета  Федерации;  депутаты  Государственной  Думы;

Правительство  Российской  Федерации;  представительные   органы   субъектов

Российской  Федерации; Конституционный Суд  Российской  Федерации;  Верховный

Суд Российской Федерации; Высший Арбитражный Суд Российской  Федерации.  Все

перечисленные судебные органы  обладают  правом  законодательной  инициативы

только по вопросам их  ведения.  Законопроекты  вносятся  в  Государственную

Думу. Законопроекты  о  введении  или  отмене  налогов,  освобождении  от  их

уплаты,  о  выпуске  государственных   займов,   об   изменении   финансовых

обязательств  государства, другие законопроекты,  предусматривающие  расходы,

покрываемые за счет федерального бюджета,  могут  быть  внесены  только  при

наличии  заключения   Правительства   Российской   Федерации.    Обсуждение

законопроекта происходит на заседании Государственной  Думы. На  этой  стадии

допускаются  поправки,  изменения,  дополнения   или   исключения   ненужных

положений.   Федеральные   законы    принимаются    Государственной    Думой

большинством  голосов от общего числа ее депутатов  и  в  течение  пяти  дней

передаются  на  рассмотрение  Совета  Федерации  (ст.  105  Конституции  РФ).

Федеральный закон  считается  одобренным  Советом  Федерации,  если  за  него

проголосовало более половины  от  общего  числа  этой  палаты  либо  если  в

течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом  Федерации.  В  случае

отклонения  федерального  закона  Советом  Федерации  палаты  могут  создать

согласительную комиссию для преодоления возникших  разногласий,  после  чего

федеральный закон  подлежит повторному  рассмотрению  Государственной  Думой.

При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации  федеральный

закон  считается  принятым,  если  при   повторном   голосовании   за   него

проголосовало   не   менее   двух   третей   от   общего   числа   депутатов

Государственной Думы.  Некоторые  законы,  принятые  Государственной  Думой,

подлежат обязательному  рассмотрению в Совете Федерации. К  их  числу статья

106 Конституции   РФ  относит  законы,  связанные   с  вопросами  федерального

бюджета; федеральных  налогов и сборов;  финансового,  валютного,  кредитного

права;  таможенного   регулирования;   денежной   эмиссии;   ратификации   и

денонсации международных договоров Российской Федерации;  статуса  и  защиты

Государственной  границы  Российской  Федерации;  войны  и  мира.   Принятый

федеральный закон  в течение пяти  дней  направляется  Президенту  Российской

Федерации для  подписания и обнародования. На  эту  процедуру  ему  отводится

четырнадцать  дней (ст. 107 Конституции РФ). Вместе с тем  если  Президент  в

течение указанного срока с момента поступления  федерального закона  отклонит

его, то Государственная  Дума и Совет Федерации п установленном  Конституцией

РФ  порядке  вновь  рассматривают   данный   закон.   Если   при   повторном

рассмотрении  федеральный закон будет одобрен  в ранее  принятой  редакции  не

менее чем двумя  третями голосов от общего числа  членов  Совета  Федерации  и

депутатов Государственной Думы, он  подлежит  подписанию  Президентом  РФ  в

течение семи дней и обнародованию.

 

36.    Систематизация    законодательства.    Инкорпорация,    консолидация,

кодификация.

В   ходе   общественного   развития   государство    активно    осуществляет

правотворческие  функции,  в  результате  чего  издаются   сотни   различных

нормативно-правовых  актов  по   широкому   кругу   вопросов.   Формирование

законодательства  как взаимосогласованной и эффективной  системы происходит  в

результате не только  планирования  законотворческих  работ  нормотворческим

органом,  но  и  систематизации.  Систематизация  законодательства   —   это

целенаправленная  работа законодателя по упорядочению и приведению  в  единую

систему действующих  законодательных актов с  целью  их  доступности,  лучшей

обозримости и  эффективного применения. В основе такой работы лежат знания  о

системе права, ее отраслях и подотраслях.  Целями  систематизации  являются:

создание  стройной   системы   законов,   обладающей  качествами   полноты,

доступности  и  удобства   пользования   нормативными   актами,   устранение

устаревших  и неэффективных  норм  права,  разрешение  юридических  коллизий,

ликвидация  пробелов и обновление законодательства.

Юридической науке  известны два основных вида систематизации: инкорпорация  и

кодификация. Инкорпорация — вид систематизации, в ходе  которой  действующие

нормативные акты сводятся воедино без изменения  их  содержания,  переработки

и редактирования. В этом  случае  текстуальное  изложение  юридических  норм

(правил  поведения)  не  подвергается  изменению.  Результатом  инкорпорации

является издание  различных сборников или собраний,  которые  формируются  по

тематическому  принципу  (т.е.  по  предмету  регулирования)  или  по  годам

издания нормативных актов (т.е. по хронологическому принципу).  Инкорпорация

подразделяется  на официальную и неофициальную. К официальной  можно  отнести

Собрание  законодательства  Российской  Федерации.  В  его  первом   разделе

публикуются нормативные  акты  Президента  и  Правительства  за  определенный

период, во  втором  —  их  индивидуальные  правовые  акты.  К  неофициальной

инкорпорации  относятся сборники нормативных  материалов  по  отраслям  права,

издаваемых  в учебных целях, для просвещения  населения и  т.д.  На  подобного

рода  неофициальные  инкорпоративные  материалы  нельзя  ссылаться  в   ходе

рассмотрения  юридических дел в суде, арбитраже  и других  правоприменительных

органах. Кодификация  предполагает переработку норм права  по содержанию и  их

систематизированное, научно обоснованное изложение  в  новом  законе  (своде

законов,  кодексе,  основах  законодательства  и  др.).  Кодификация  —  это

систематизационная  работа более высокого уровня, чем  инкорпорация,  так  как

в  ходе  кодификации   происходит   качественная   переработка   действующих

юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование,  противоречия

и пробелы в  правовом регулировании, отменяются  неэффективные  и  устаревшие

нормы. Нормативный  материал приводится законодателем в  стройную,  внутренне

согласованную правовую  систему.  На  смену  ранее  действовавшему  большому

числу юридических  нормативных документов приходит новый  единый сводный  акт,

изданием  которого  достигается  четкость   и   эффективность   в   правовом

регулировании. Кодификация - законодательства  может  быть  всеобщей  (когда

переработке  подвергается  все  законодательство  государства),   отраслевой

(если перерабатываются  нормы  определенной  отрасли   законодательства)  или

специальной (охватывающей нормы -какого-либо правового института).

 

37. Юридическая  техника и её значение для  правотворчества  и  систематизации

нормативных актов. Специализация и унификация российского  законодательства.

Юридическая техника  – это совокупность средств, приёмов, правил разработки,

оформления, публикации и систематизации законов и иных нормативных актов,

обеспечивающая  их совершенство и эффективность  использования.  Основные

средства юридической  техники: 1. Юр. терминология – совокупность обязат.

понятий, используемых при создании закона и иного акта. 3 вида терминов:

общеупотребляемые, спец. технические термины, спец. юр. термины.

Требования: единство терминологии, общепризнанность термина, стабильность

терминов, доступность. 2. Юр. конструкции -  модель последовательности

фактов, прав, обязанностей, юр. последствий. 3. приёмы и правила  изложения

конкретных  нормативных актов – способы  изложения, оснащение статей и частей

текста заголовками. Способы изложения: абстрактный  и казуистичный.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ. Быстрые темпы социально-экономических преобразований

обуславливают динамизм нормативного урегулирования общественных отношений,

учёт своеобразия  и специфики их различных сторон и граней. Эти задачи

успешно выполняет  интенсивно развивающаяся в российском законодательстве

тенденция его  специализации. Цель её заключается  в том, чтобы юридически

полнее охватить всевозможные изменения и новизну  общественных процессов,

сообразоваться  с особенностями их проявления в  тех или иных социальных

сферах, определить качественный уровень таких преобразований. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

российского законодательства – это обеспечение тенденции  его развития ,

отражающей  прогрессивность этого процесса в различных сферах общества и

права. Выделяют следующие виды специализации: предметная (предопределение

дифференциации  законодательства на различные отрасли.), функциональная

(обособление  правовых установлений внутри  кодификационных актов, за счёт

чего модифицируется их организационное строение, совершенствуется

структура.), региональная (урегулирование общественных отношений с учётом

характерных черт федерального устройства РФ, географических природных,

климатических условий, традиций и особенностей экономического развития

региона.), смешанная (выступает в форме предметно-территориального

направления, предметно функционального либо функционально-

территориального.) УНИФИКАЦИЯ законодательства – противоположная

специализации тенденция, значение которой состоит  в аккумулировании

однотипных  предписаний и создании юридических  актов, которые упрощали бы

законодательство, делая его доступным и единообразным. При помощи

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"