Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:05, шпаргалка
Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.
Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность
знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,
развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и
унификации
преодолевается несогласованность
в структуре механизма
воздействия, устраняется его перенасыщенность, ликвидируется неоправданная
разобщённость в правоприменении. Поэтому унификация является одним из
наиболее эффективных путей борьбы с чрезмерной сложностью законодательного
урегулирования в различных сферах.
38. Понятие системы права, её отличие от правовой системы. Система права и
система законодательства.
Система права – это совокупность взаимосвязанных между собой юридических
норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и
различием в соответствии с особенностями регулируемых отношений.
Характерные черты системы: её первичный элемент – право, элементы не
противоречивы, что придаёт системе целостность и единство, объективный
характер системы, т е. её зависимость от объективно существующих
обстоятельств и общественных отношений. Понятие «система права» не следует
отождествлять с понятием «правовая система» ибо они соотносятся как целое и
частное. Система
права и система
но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же
сущности — права. Они соотносятся между собой как содержание и форма.
Система права как его содержание — это внутренняя структура права,
соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система
законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников,
т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне
законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.
Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим
базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее
элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль,
институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально
учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и
динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и
совершенствованием общественных процессов, актуальность которых
способствует появлению новых правовых институтов и отраслей. Вместе с тем
структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и
точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права
— системой законодательства. Законодательство — форма существования прежде
всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности,
их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система
законодательства — это не просто совокупность таких актов, а их
дифференцированная система, основанная на принципах субординации и
скоординированное ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними
обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является
предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном
построении источников права. Однако система права и система
законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия
и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной
самостоятельности. Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом
системы права является норма, а первичным элементом системы
законодательства выступает нормативно-правовой акт. Во-вторых, система
законодательства по объему представленного в нем материала шире системы
права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном
смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения,
указания на цели и мотивы издания актов и т.п.). В-третьих, в основе
деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового
регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью
однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы
государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не
имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает
в себя весьма различные отношения, в связи с чем, и отрасль
законодательства не является столь однородной, как отрасль права. В-
четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней
структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы
законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-
правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов
нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно
отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в
соответствии с которым ведется федеральное и республиканское
законодательство. В-пятых, если система права носит объективный характер,
то система законодательства в большей степени подвержена субъективному
фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы
права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами
общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо
она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными
социально-экономическими процессами. Необходимость проведения различия
между системой права и системой законодательства вызывается, помимо
прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью
государственных органов, направленной на упорядочение законодательства,
приведение его в стройную, логичную систему.
39. Предмет и
метод правового
права на отрасли.
Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод
правового регулирования. Предмет правового регулирования — это те
общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным
критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их
определенный характер требует к себе и соответствующих правовых форм. Так,
трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права,
семейные отношения - семейно-брачного права. Вместе с тем предмет правового
регулирования не может быть единственным критерием деления права на
отрасли, потому что: 1) общественные отношения, его составляющие,
чрезвычайно разнообразны; 2) нередко одни и те же общественные отношения
регулируются различными отраслями и к тому же различными способами. Поэтому
вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования.
Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - кик
регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод -
формально-юридическим. Метод правового регулирования - это совокупность
юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое
регулирование качественно однородных общественных отношений. Выделяют
следующие основные методы правового регулирования. - императивный - метод
властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях,
наказаниях; - диспозитивный - метод равноправия сторон, координации,
основанный на дозволениях; - поощрительный - метод вознаграждения за
определенное заслуженное поведение; - рекомендательный - метод совета
осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения
и т.п.
40. Отрасли права: их общая характеристика. Институты права: понятие и
виды.
Система права Российской Федерации включает одиннадцать отраслей:
государственное право, административное, финансовое, хмельное, гражданское,
трудовое, природоохранительное, семейное, уголовное, уголовно-
процессуальное и гражданско-процессуальное.
Ведущей отраслью является государственное право. Оно объединяет нормы,,
закрепляющие основы общественного строя и политики Российской Федерации,
основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное
устройство, избирательную систему, порядок создания и компетенцию
федеральных органов государственной власти и управления и субъектов
федерации — республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономных образований, — а также органов местного самоуправления. Нормы
государственного права сформулированы в Конституции Российской Федерации,
принятой народом России в ходе референдума 12 декабря 1993 г., конституциях
республик, уставах краев, областей и иных субъектов Федерации, а также
некоторых других актах. Административное право регулирует отношения,
складывающиеся в процессе государственного управления. Оно (в отличие от
государственного) в основном регулирует деятельность Правительства
Российской Федерации и иных исполнительных органов Федерации и ее
субъектов, порядок прохождения государственной службы, а также
устанавливает систему административных проступков и порядок применения
административной ответственности к виновным лицам. Нормы административного
права содержатся в Конституции Российской Федерации, в Кодексе об
административных правонарушениях, иных федеральных законах, а также в
указах Президента Российской Федерации, в постановлениях Правительства
России, в приказах
и инструкциях федеральных
органов субъектов Российской Федерации, решениях органов местного
самоуправления. Финансовое право представляет собой совокупность норм,
регулирующих отношения по накоплению и распределению финансов. Его
составной частью служат нормы, предусматривающие формирование
государственного бюджета, бюджетные права федеральных органов
государственной власти Российской Федерации, органов субъектов федерации и
местного самоуправления, порядок составления и утверждения бюджета,
контроль за его выполнением. Значительную часть финансового права
составляют нормы, которыми устанавливаются обязательные платежи и налоги,
порядок их взимания, кредитование, имущественное и личное страхование, а
также регулируются отношения в сфере государственного финансирования
капитального строительства, социально-культурных мероприятий, расходов на
управление и оборону Финансовое право содержит и нормы, закрепляющие
правовые основы денежного обращения и порядок осуществления валютных
операций на территории Российской Федерации и за рубежом. Нормы финансового
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"