Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:05, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.
Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность
знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,
развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и

Файлы: 1 файл

Шпоры по ТГП.doc

— 978.00 Кб (Скачать)

унификации  преодолевается несогласованность  в структуре механизма правового

воздействия, устраняется  его перенасыщенность, ликвидируется  неоправданная

разобщённость в правоприменении. Поэтому унификация является одним из

наиболее эффективных  путей борьбы с чрезмерной сложностью законодательного

урегулирования  в различных сферах.

 

38. Понятие системы  права, её отличие от правовой  системы. Система права и

система законодательства.

Система права  – это совокупность  взаимосвязанных  между  собой  юридических

норм,  институтов  и  отраслей,  характеризующихся  внутренним  единством  и

различием   в   соответствии   с   особенностями   регулируемых   отношений.

Характерные черты  системы:  её  первичный  элемент  –  право,  элементы  не

противоречивы, что  придаёт  системе  целостность  и  единство,  объективный

характер  системы,  т  е.  её   зависимость   от   объективно   существующих

обстоятельств и общественных отношений. Понятие  «система права»  не  следует

отождествлять с понятием «правовая система» ибо  они соотносятся как целое  и

частное. Система  права и система законодательства —  тесно  взаимосвязанные,

но самостоятельные  категории, представляющие два  аспекта  одной  и  той  же

сущности —  права. Они  соотносятся между собой как содержание  и форма.

Система  права  как  его  содержание  —  это  внутренняя  структура   права,

соответствующая характеру регулируемых им  общественных  отношений.  Система

законодательства  — внешняя форма права, выражающая строение его  источников,

т.е.  систему   нормативно-правовых   актов.   Право   не   существует   вне

законодательства, а законодательство в широком  его понимании и  есть  право.

Структура права  носит  объективный  характер  и  обусловлена  экономическим

базисом общества. Она не  может  строиться  по  произволу  законодателя.  Ее

элементами,  как  известно,  являются:  норма  права,  отрасль,  подотрасль,

институт и  субинститут, которые в своей  совокупности  призваны  максимально

учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их  специфику  и

динамизм. Обновление системы  права  связано  прежде  всего  с  развитием  и

совершенствованием    общественных    процессов,    актуальность     которых

способствует  появлению новых правовых институтов и отраслей.  Вместе  с  тем

структура системы  права не может быть  раскрыта  с  достаточной  полнотой  и

точностью, если не видеть ее органического единства с внешней  формой  права

— системой законодательства. Законодательство — форма  существования  прежде

всего правовых норм, средство придания им  определенности  и  объективности,

их  организации  и  объединения  в  конкретные  правовые  акты.  Но  система

законодательства  —  это  не  просто  совокупность   таких   актов,   а   их

дифференцированная  система,  основанная   на   принципах   субординации   и

скоординированное  ее  структурных  компонентов.  Взаимосвязь   между   ними

обеспечивается  за счет  различных  факторов,  главным  из  которых  является

предмет регулирования  и интерес  законодателя  в  рациональном,  комплексном

построении   источников   права.   Однако   система    права    и    система

законодательства  не тождественны. Между ними имеются  существенные  различия

и   несовпадения,   которые   позволяют   говорить   об   их   относительной

самостоятельности. Во-первых, это выражается в том, что первичным  элементом

системы   права   является   норма,   а    первичным    элементом    системы

законодательства  выступает  нормативно-правовой  акт.  Во-вторых,   система

законодательства по объему представленного  в  нем  материала  шире  системы

права, так как  включает в свое содержание положения, которые  в  собственном

смысле не могут  быть отнесены  к  праву  (различные  программные  положения,

указания на цели и  мотивы  издания  актов  и  т.п.).  В-третьих,  в  основе

деления права  на  отрасли  и  институты  лежит  предмет  и  метод  правового

регулирования. Поэтому  нормы  отрасли  права  отличаются  высокой  степенью

однородности. Отрасли  же  законодательства,  регулируя  определенные  сферы

государственной жизни, выделяются только  по  предмету  регулирования  и  не

имеют единого  метода. Кроме того, предмет отрасли  законодательства  включает

в  себя  весьма  различные   отношения,   в   связи   с   чем,   и   отрасль

законодательства  не  является  столь  однородной,  как  отрасль  права.  В-

четвертых, внутренняя структура системы  права  не  совпадает  с  внутренней

структурой  системы   законодательства.   Вертикальная   структура   системы

законодательства  строится в соответствии  с  юридической  силой  нормативно-

правовых  актов,  компетенцией  издающего  их  органа  в  системе  субъектов

нормотворчества.  В  этом  плане  система  законодательства  непосредственно

отражает  национально-государственное  устройство  Российской  Федерации,  в

соответствии   с   которым    ведется    федеральное    и    республиканское

законодательство. В-пятых, если система права  носит  объективный  характер,

то система  законодательства  в  большей  степени  подвержена  субъективному

фактору и зависит во многом  от  воли  законодателя.  Объективность  системы

права объясняется  тем, что она обусловлена  различными  видами  и  сторонами

общественных  отношений. Субъективность  законодательства  относительна,  ибо

она тоже в известных  пределах  детерминирована  определенными  объективными

социально-экономическими  процессами.  Необходимость   проведения   различия

между  системой  права  и  системой  законодательства   вызывается,   помимо

прочего, потребностями  систематизации законодательства,  т.е.  деятельностью

государственных  органов,  направленной  на  упорядочение  законодательства,

приведение  его в стройную, логичную систему.

39. Предмет и  метод  правового  регулирования   как  основания  деления   норм

права на отрасли.

Для деления  норм права на отрасли используют два критерия: предмет  и  метод

правового  регулирования.  Предмет  правового   регулирования   —   это   те

общественные  отношения,  которые  право  регулирует.  Он  является  основным

критерием,   ибо   общественные   отношения   объективно   существуют,    их

определенный  характер требует к себе и соответствующих  правовых  форм.  Так,

трудовые  отношения  выступают  предметом  регулирования  трудового   права,

семейные отношения - семейно-брачного права. Вместе с тем  предмет  правового

регулирования  не  может  быть  единственным  критерием  деления  права   на

отрасли,  потому  что:  1)   общественные   отношения,   его   составляющие,

чрезвычайно разнообразны; 2) нередко одни и  те  же  общественные  отношения

регулируются  различными отраслями и к тому же различными способами.  Поэтому

вторым (дополнительным) критерием выступает метод  правового  регулирования.

Если предмет  отвечает на вопрос,  что  регулирует  право,  то  метод  -  кик

регулирует.  Если  предмет  является  материальным  критерием,  то  метод  -

формально-юридическим. Метод  правового  регулирования  -  это  совокупность

юридических   средств,   при   помощи   которых   осуществляется    правовое

регулирование  качественно  однородных  общественных   отношений.   Выделяют

следующие основные методы правового регулирования. -  императивный  -  метод

властных предписаний, субординации, основанный  на  запретах,  обязанностях,

наказаниях;  -  диспозитивный  -  метод  равноправия  сторон,   координации,

основанный  на  дозволениях;  -  поощрительный  -  метод  вознаграждения  за

определенное  заслуженное поведение;      - рекомендательный -  метод  совета

осуществления конкретного желательного для общества и государства  поведения

и т.п.

 

40. Отрасли права:  их общая характеристика. Институты права: понятие и

виды.

Система  права   Российской   Федерации   включает   одиннадцать   отраслей:

государственное право, административное, финансовое, хмельное,  гражданское,

трудовое,    природоохранительное,    семейное,     уголовное,     уголовно-

процессуальное  и гражданско-процессуальное.

Ведущей отраслью является  государственное  право.  Оно  объединяет  нормы,,

закрепляющие  основы общественного строя  и  политики  Российской  Федерации,

основные права, свободы и обязанности  граждан,  национально-государственное

устройство,  избирательную   систему,   порядок   создания   и   компетенцию

федеральных  органов  государственной  власти  и  управления   и   субъектов

федерации —  республик  в  составе  Российской  Федерации,  краев,  областей,

автономных  образований, — а также  органов  местного  самоуправления.  Нормы

государственного  права сформулированы в  Конституции  Российской  Федерации,

принятой народом  России в ходе референдума 12 декабря 1993 г.,  конституциях

республик, уставах краев, областей  и  иных  субъектов  Федерации,  а  также

некоторых  других  актах.  Административное  право   регулирует   отношения,

складывающиеся  в процессе государственного управления.  Оно  (в  отличие  от

государственного)   в   основном   регулирует   деятельность   Правительства

Российской  Федерации  и  иных  исполнительных  органов   Федерации   и   ее

субъектов,   порядок   прохождения   государственной   службы,    а    также

устанавливает  систему  административных  проступков  и  порядок  применения

административной  ответственности к виновным лицам.  Нормы  административного

права  содержатся  в  Конституции  Российской  Федерации,   в   Кодексе   об

административных  правонарушениях,  иных  федеральных  законах,  а  также  в

указах  Президента  Российской  Федерации,  в  постановлениях  Правительства

России, в приказах и инструкциях федеральных министерств  и  ведомств,  актах

органов  субъектов   Российской   Федерации,   решениях   органов   местного

самоуправления.  Финансовое  право  представляет  собой  совокупность  норм,

регулирующих  отношения  по  накоплению  и   распределению   финансов.   Его

составной    частью    служат    нормы,    предусматривающие    формирование

государственного    бюджета,    бюджетные    права    федеральных    органов

государственной власти Российской Федерации, органов  субъектов  федерации  и

местного  самоуправления,  порядок  составления   и   утверждения   бюджета,

контроль  за  его  выполнением.   Значительную   часть   финансового   права

составляют нормы, которыми устанавливаются обязательные  платежи  и  налоги,

порядок их взимания, кредитование, имущественное  и  личное  страхование,  а

также  регулируются  отношения  в  сфере   государственного   финансирования

капитального  строительства, социально-культурных  мероприятий,  расходов  на

управление  и  оборону  Финансовое  право  содержит  и  нормы,  закрепляющие

правовые  основы  денежного  обращения  и  порядок  осуществления   валютных

операций на территории Российской Федерации и  за рубежом. Нормы  финансового

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"