Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории государства и права".

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.docx

— 236.56 Кб (Скачать)

Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержанию права. При этом статья законодательного акта является внешней формой выражения правовой нормы как средства ее воплощения. Таким образом, содержание юридической нормы может быть фиксировано в статьях закона или иного нормативного акта следующим образом:

1) структурные элементы  правовой нормы располагаются  в нескольких статьях разных  нормативных актов;

2) несколько правовых  норм включаются в одну статью  нормативного акта;

3) все элементы структуры  нормы права излагаются в одной  статье нормативного акта;

4) разные элементы нормы  права закрепляются в нескольких  статьях одного и того же  нормативного акта.

Существует три варианта соотношения нормы права и  статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения  юридических норм в статьях нормативных  актов: прямой, отсылочный и бланкетный.

При прямом способе все  три элемента нормы права заключаются  в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором  норма права и статья закона или  другого нормативно-правового акта совпадают. При этом полнота изложения  структурных элементов нормы  права может быть различной. Таким  образом, бывают простой и развернутый  способы изложения:

1) при простом способе  изложения отсутствуют развернутые  определения, а также квалификационные  признаки, которые раскрывают содержание  элементов правовой нормы ввиду  их явной очевидности;

2) при развернутом способе  изложения, наоборот, делается акцент  на признаки и понятия, с  помощью которых раскрывается  содержание гипотезы, диспозиции  и санкции. Большинство норм  уголовного права излагается  именно этим способом.

Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового  акта заключаются не все структурные  элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье (статьям) этого же нормативного акта. Например, ст. 12, 13, 14 Семейного кодекса РФ имеют  условия заключения брака (гипотеза); ст. 10, 11 устанавливают место и  порядок заключения брака (диспозиция); ст. 27, 28, 30 говорят об основаниях и  последствиях признания брака недействительным (санкция).

Изложение юридической нормы  бланкетным способом предполагает обращение  не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому  нормативному акту в целом или  части или к определенному  виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении  конституционных норм. Например, согласно ч. 2 ст. 65 Конституции РФ принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Обычно тексты нормативных  правовых актов могут быть примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение, с  тем чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов».

49. Определение  понятия формы (источника) права,  их виды, общая характеристика.

Существуют следующие  источники права:

1) в идеальном смысле  слова (правосознание);

2) в материальном смысле  слова (материальные условия жизни  общества, которые объективно вызвали  появление права как регулятора  общественных отношений);

3) в формальном смысле  слова (формы права).

Первой формой права стал правовой обычай – правило поведения, которое в результате многократного  применения делалось привычкой, передавалось из поколения в поколение и позднее было санкционировано государством в качестве общеобязательного.

Второй формой права является судебный прецедент – решение  по конкретному делу, которое является обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении  аналогичных дел или которое  служит примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Судебный прецедент является главным  источником права в США, Великобритании, Канаде, Австралии и других странах, которые относятся к англосаксонской  системе общего права. Судебный прецедент  не является всеми решениями суда, а только тех правовых принципов, которые были применены судом  при решении дела.

Третьим источником права  является нормативный договор –  соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права. Нормативные договоры бывают внутригосударственные  и международные. Например, внутригосударственными договорами могут быть договоры, заключаемые  между администрациями государственно-территориальных  образований; договоры между федеральной  властью и субъектами Федерации  о разграничении предметов ведения  и полномочий; коллективные договоры «работодатель – работники».

Источником в международном  праве является международный договор . В соответствии с Конституцией РФ «международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». Они могут относится к различным сферам общественной жизни, например торговле, экономике, военному сотрудничеству. По субъектам международные договоры классифицируют на межправительственные, межгосударственные и межведомственные. Если международным договором РФ установлены какие-то другие правила, нежели предусмотренные законом, то употребляются правила международного договора. Общие принципы права – это исходные положения, на основе которых разрабатываются Конституция и иные нормативные акты. К ним относятся принципы социальной направленности права, добра, справедливости, совести. Общие принципы права в законодательстве РФ нашли прямое отражение: они служат одним из способов восполнения пробелов в праве.

Пятая форма права –  юридическая доктрина, выражающаяся в виде теорий, концепций, идей. Особенное  значение она имеет для стран, которые относятся к романо-германской правовой семье.

Юридическая доктрина как  источник права:

1) оказывает существенное  влияние на сознание законодателей;

2) разрабатывает юридические  термины и конструкции;

3) ориентирует юридическую  деятельность на прогрессивное  развитие права и государства;

4) определяет тенденции  и закономерности развития государства  и права.

Шестая форма права  – религиозные догмы, имеющие  значение для религиозного права. Последним, седьмым, источником права является нормативно-правовой акт – принятый компетентным государственным органом  письменный официальный документ, который  устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

50. Определение  понятия нормативно-правового акта  и его признаки.

51. Виды нормативно-правовых  актов и их общая характеристика.

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее  законодательство, а с помощью  нормативно-вспомогательных актов  вводятся в действие юридические  нормы.

Акты применения права  включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному  налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они  обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

1) по предмету правового  регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые  акты и т. д.);

2) по территории действия (федеральные, региональные и  местные).

Нормативно-правовые акты имеют  определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место  занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической  силе делятся на законы и подзаконные  акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или  на референдуме, обладающем высшей юридической  силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько  признаков закона:

1) закон – одно из  основных источников права;

2) установлен особый порядок  принятия;

3) принимается определенными  субъектами, признанными носителями  государственного суверенитета (народ  либо высший представительный  орган власти);

4) регулирует важнейшие  общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу , что означает:

1) никто не вправе отменить  или изменить закон, кроме того  органа, который его создал;

2) другие нормативные  акты не должны противоречить  закону;

3) при появлении противоречия  между законом и подзаконным  актом приоритет остается за  законом.

Федеральный конституционный  закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

1) федеральный конституционный  закон развивает и дополняет  положения Конституции РФ;

2) принимается только  по тем вопросам, которые прямо  предусмотрены Конституцией страны;

3) обладает большей юридической  силой, чем обычные законы;

4) особый порядок принятия.

Президент не имеет права  отклонять федеральные конституционные  законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который  принимается и действует в  строгом соответствии с федеральным  конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.

Нормативный акт – это предписание органов государственной власти, которое устанавливает, отменяет или же изменяет нормы права. Они издаются уполномоченным на это государственным органом, обладающим законодательной властью для осуществления регулирования общественных отношений.

Под системой нормативных  актов понимают совокупность правовых актов, которые можно охарактеризовать как согласованные, иерархичные и дифференцированные по отраслям и институтам права.

Система нормативных актов  в РФ состоит:

1) из правовых актов  общефедеральных органов;

2) актов субъектов Российской  Федерации;

3) актов местного самоуправления;

4) актов прямого народного  волеизъявления.

Классификация в системе  нормативных актов строится: 1) в  зависимости от субъекта правотворчества; 2) в зависимости от сферы действия; 3) в зависимости от срока действия; 4) в зависимости от способов установления государством; 5) по юридической силе.

В зависимости от субъекта правотворчества нормативные акты делят: 1) на нормативные акты законодательных (представительных) органов; 2) нормативные  акты исполнительных органов; 3) нормативные  акты правоохранительных органов; 4) нормативные  акты контрольно-надзорных органов  и т. д.

В зависимости от сферы  действия нормативные акты подразделяют:

1) на общефедеральные;

2) акты субъектов Российской  Федерации;

3) акты органов местного  самоуправления.

В зависимости от срока  действия нормативные акты можно  разделить:

1) на временные акты;

2) акты неопределенно  длительного действия;

В зависимости от способов установления государством нормативные  акты подразделяют:

1) на принимаемые;

2) санкционированные;

3) признанные.

По их юридической силе нормативные акты делят:

1) на законы;

2) подзаконные нормативные  акты.

Основными отличиями нормативного правового акта от акта применения права являются следующие:

1) если нормативный правовой  акт носит общий характер, то  акт применения права имеет  индивидуальный;

2) нормативный правовой  акт призван регулировать определенный  вид общественных отношений, в  то же время акт применения  права регулирует конкретные  жизненные отношения;

3) нормативный правовой  акт может применяться неоднократно, а акт применения права носит  лишь разовый характер;

4) нормативный правовой  акт не персонифицируется, он  направлен на неопределенное  количество лиц, которые оказались  в подобных жизненных ситуациях,  а акт применения права сориентирован  на конкретных лиц, потому что  служит для разрешения конкретной  ситуации;

5) нормативный правовой  акт является нормативной базой  правового регулирования и, таким  образом, устанавливает, изменяет  или отменяет нормы права, а  акт применения права осуществляет  эти нормы, проводя общеобязательные  нормативные установки в область  определенных ситуаций;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"