Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:26, шпаргалка
1. Предмет и методология ТГиП
ТГиП – наука. Наука – теоретическое отражение действительности. Окружающий мир разнообразен, следовательно, научных дисциплин множество. Критерии разграничения научных дисциплин – это предмет и метод науки. Предмет – часть объекта, на которую направлены познавательные интересы в рамках одной науки. Объект – это явление окружающего мира, на которое направлена познавательная деятельность в рамках различных научных дисциплин. (Дерево – объект многих наук, но предмет гражд.права - дерево как объект собственности) метод науки. Предмет – часть объекта, на которую направлены познавательные интересы в рамках одной науки. Объект – это явление окружающего мира, на которое направлена познавательная деятельность в рамках различных научных дисциплин. (Дерево – объект многих наук, но предмет гражд.права - дерево как объект собственности) Объектом ТГиП является государство и право. Предмет ТГиП – общие закономерности возникновения и развития государственно-правовых явлений (как появляется, в каких формах, функции, признаки). Предмет отвечает на вопрос Что изучает наука? Метод отвечает на вопрос Каким образом изучается предмет? Метод – совокупность приемов, способов и средств, при помощи которых познается предмет. В рамках одной науки формируется устойчивое сочетание: один предмет – несколько методов. Методология – наука о методах; совокупность методов в рамках одной науки.
1. Предмет и методология ТГиП
ТГиП –
наука. Наука – теоретическое отражение
действительности. Окружающий мир разнообразен,
следовательно, научных дисциплин множество.
2.Теория государства и права в системе гуманитарных наук.
Прежде всего, Теория государства
и права связана с историей,
изучающей прошлое человечества во всей
его конкретности и многообразии. Так,
выясняя причины происхождения государства
и права и исследуя их поступательное
развитие, теория государства и права
опирается на конкретные данные исторической
науки. Это — сведения о первобытном обществе,
просуществовавшем на Земле более миллиона
лет, о социально-экономических условиях
возникновения государства в различных
странах и регионах мира примерно шесть
тысяч лет назад. Тесно соотносится теория
государства и права и с диалектико-материалистической
философией — наукой о всеобщих законах
развития природы, общества и мышления,
особенно историческим материализмом,
представляющим собой распространение
законов и приемов материалистической
диалектики на познание общества. Руководствуясь
отправными положениями исторического
материализма, открытыми им законами общественного
развития, теория государства и права
сосредоточивается на специальном изучении
государства и права, специфических закономерностях,
многообразных сторонах и тонкостях их
возникновения, развития и функционирования.
Исторический материализм, в свою очередь,
при рассмотрении государственно-правовых
явлений жизни общества пользуется данными
теории государства и права.
Особенно тесно соприкасается
теория государства и права с
политологией, изучающей политику и
политические системы современного
мира. Основываясь на политологических
данных о политической системе общества,
теория государства и права
Тесное соотношение теории
государства и права с другими
гуманитарными науками
Теория государства и права в системе юридических наук.
Эта система включает основные
разновидности и группы юридических
наук.
Все отраслевые юридические науки — государственное (конституционное) право, административное, трудовое, гражданское, гражданский процесс и др. — руководствуются разработанными теорией государства и права положениями о сущности, типе, формах и функциях государства и права, общими понятиями государства, органа государства, государственного механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения права, правоотношения, субъективного права и юридической обязанности и т.д.
В то же время все эти положения опираются на анализ и синтез соответствующих разносторонних данных специальных отраслевых наук о государстве и праве. Их фактический материал и теоретические обобщения — один из важнейших источников существования и развития теории государства и права.
Тесно соотносится теория
государства и права с
4.Теории происхождения государства.
Различные ученые в рамках Европ. и Вост.подходов к возникновению государства выделяют различные теории их происхождения.
Теологическая (божественная) (Аврелий Августин, Фома Аквинский) –господствоавла в средние века, сейчас распространена в ряде исламских государств. Государство возникло по воле Бога. Значит, государство, его институты власть вечны, незыблемы, святы, их возникновение и упразднение не зависят от воли человека. Теория призывает принять государство и власть как данность, полученную свыше, признать власть монархов святой и происходящей от Бога, полностью и во всем подчиниться небесной власти, не пытаться изменить порядок, установленный Богом
«+» - способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности, препятствует насилию, революции, переделу власти и собственности.
«-» -основана на вере в Бога, а не на научном знании.
Патриархальная (Аристотель, Филмер). Государство является продолжением развития семейных отношений, это своеобразная большая семья, состоящая из множества обычных. Власть правителя – это власть отца, он обязан заботиться о своих детях (населении), но имеет право их наказывать, подданные обязаны его чтить и подчиняться. Правитель – отец всего народа, благосостояние общества невозможно без его заботы, его власть ничем не ограничена и незыблема
«+» способствует сплочению общества; уважению гос.власти, культивирует дух родства, взаимообязанности членов общества
«-» прямое отождествление государства и семьи; в семье – родственные связи, а между всем народом – нет
Теория общественного договора (Руссо, Локк, Гоббс, Радищев) – в основе государства - общественный договор. Первоначально люди находятся в первобытном состоянии, каждый преследует свои интересы, не считается с другими, это ведет «к войне всех против всех», в результате которой неорганизованное общество могло само себя уничтожить; чтобы этого не случилось, люди заключили общественный договор, в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания. В результате создается институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты – государство.
«-» - общественный
договор – идеал, ни одно
государство не возникло таким
путем; общество
Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Государство возникло путем насилия: одних членов общества над другими внутри одного государства, одних государств над другими. Насилие выражалось в присвоении материальных благ и средств производства сильными. Для поддержания порядка также требовалось насилие, возникла необходимость создания «Охранительного аппарата».
«+» насилие является одним из осн.факторов, на которых основывается государство (сбор налогов, правоохранительная деят-сть, вооруженные силы); многие государства созданы этим путем.
«-»насилие – не единственный фактор, повлиявший на возникновение государства.
Марксистская (Маркс,Э.,Л., Плеханов). Государство возникло на классово-экономической основе:произошло разделение труда, возник прибавочный продукт, в результате присвоения чужого труда произошло расслоение общества на классы – экономически сильный и слабый; появилась частная собственность и публичная власть, для поддержания господства сильного класса был создан аппарат принуждения – государство.
Др.теории – органическая (Спенсер) – государство возникает и развивается как биологич.организм, люди образуют государство, как клетки – живой организм, гос.институты – части организма: правители – мозг и сердце, финансы – кровеносная система, рабочие и крестьяне – руки. Между государствами как и в природе идет естественный отбор – выживают самые приспособленные.;
5.Происхождение права.
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались "право", "правда". Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"