Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:26, шпаргалка
1. Предмет и методология ТГиП
ТГиП – наука. Наука – теоретическое отражение действительности. Окружающий мир разнообразен, следовательно, научных дисциплин множество. Критерии разграничения научных дисциплин – это предмет и метод науки. Предмет – часть объекта, на которую направлены познавательные интересы в рамках одной науки. Объект – это явление окружающего мира, на которое направлена познавательная деятельность в рамках различных научных дисциплин. (Дерево – объект многих наук, но предмет гражд.права - дерево как объект собственности) метод науки. Предмет – часть объекта, на которую направлены познавательные интересы в рамках одной науки. Объект – это явление окружающего мира, на которое направлена познавательная деятельность в рамках различных научных дисциплин. (Дерево – объект многих наук, но предмет гражд.права - дерево как объект собственности) Объектом ТГиП является государство и право. Предмет ТГиП – общие закономерности возникновения и развития государственно-правовых явлений (как появляется, в каких формах, функции, признаки). Предмет отвечает на вопрос Что изучает наука? Метод отвечает на вопрос Каким образом изучается предмет? Метод – совокупность приемов, способов и средств, при помощи которых познается предмет. В рамках одной науки формируется устойчивое сочетание: один предмет – несколько методов. Методология – наука о методах; совокупность методов в рамках одной науки.
Между функциями государства
и его механизмом связь прямая
и нерасторжимая. В силу того что
механизм как раз и создается
для выполнения функций государства,
последним в этой связи принадлежит определяющая
роль. Органы государства и учреждения
вынуждены подстраиваться к изменяющимся
его функциям. Если, к примеру, в обществе
берут верх функции, вытекающие из классовых
или национальных противоречий, то вслед
за этим неизбежно выходят на первый план
такие элементы механизма государства,
как органы и учреждения насилия, принуждения.
В учебной литературе понятия "механизм"
и "аппарат" государства обычно признаются
совпадающими по объему и содержанию.
Считается, что термин "механизм"
лишь подчеркивает целостность аппарата,
его направленность на результативную
деятельность. Единый и целостный механизм
государства дифференцируется (расчленяется)
на составные части — органы, подсистемы.
Между ними существует своя иерархия:
различные органы и подсистемы занимают
неодинаковое место в государственном
механизме, находятся в сложных отношениях
субординации и координации.
13.Политическая система
Политическая
система — это совокупность
взаимодействующих между собой норм, идей
и основанных на них политических институтов,
учреждений и действий, организующих политическую
власть, взаимосвязь граждан и государства.
Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает другим людям. В числе важнейших элементов, отвечающих характеристике правового государства (его основных признаков), следует назвать: господство права; верховенство закона; конституционное обеспечение разделения властей, выражающее различные государственные формы осуществления единой власти народа. гарантированность прав и свобод человека; взаимная ответственность государства и личности. Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.
16. Необходимость правового
Предметом правового регулирования принят
Метод правового регулирования — это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.
Методы правового
Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, — гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.
Диспозитивный метод (автономный),
устанавливая права и обязанности
субъектов, одновременно предоставляет
им возможность выбрать вариант
поведения или дополнительно
своим соглашением
Среди отраслей права выделяют
и комплексные отрасли, которые
для регулирования общественных
отношений используют комбинирование
различных методов и имеют
сложный, многоаспектный предмет регулирования.
Например, к комплексным отраслям
относят в настоящее время
аграрное право. В его предмет
включаются земельные, имущественные,
трудовые, а также организационно-
17.Право и обычаи
Право и обычаи. В собственном смысле под обычаями понимают правила поведения, которые в результате многократного, более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. Поэтому обычаи - это привычные или обычные нормы. В более широком значении к обычным нормам относят не только обычаи, но и нравы, традиции, обряды, ритуалы. К большинству традиций, ритуалов и обрядов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей Конституционного Суда к присяге регламентируется нормами Конституции и федерального конституционного закона (в Российской Федерации эта процедура предусмотрена ст. 82 федеральной Конституции и ст. 10 Закона «О Конституционном Суде РФ»).
Общая схема влияния права на обычаи такова: прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. Таковыми, в частности, действовавший до 1 января 1997 г. уголовный закон признавал преступления, связанные с пережитками местных обычаев (ст. 231-235 УК РФ).
Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, гражданское право (ст. 5 ГК) признает обычай делового оборота - правило поведения, сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности. Следует подчеркнуть, что удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского права, возрастает. Очевидно, есть основания и применительно к российской правовой системе правовые обычаи (обычное право) не считать исключением в числе иных источников права.
18.Признаки нормы права
Правовые нормы имеют следующие признаки:
20.Источники права
Правовой обычай (или
обычное право). |
Это вошедшее в привычку
народа правило поведения, которому
государство придает |
Судебный прецедент |
Прецедент в данном случае означает судебное решение по конкретному юридическому делу, которое служит образцом при рассмотрении аналогичных дел. |
Нормативно-правовой акт
государственных органов. |
Это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права. |
Естественное право. |
Это прирожденные и неотчуждаемые (естественные) права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его конституции и других законах. |
Принципы права. |
Это основные идеи, руководящие
положения, определяющие содержание и
направления правового |
Правовая доктрина. |
Это используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение. |
Религиозные догмы. |
Это утверждённые высшими
инстанциями положения |
Нормативный договор. |
Представляет собой соглашение
(как правило, хотя бы одной из сторон
в котором выступает |
Правосознание. |
Представляет собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми. |
21.Нормативно-правовой акт
Нормативно-правовой акт является
одним из основных источников права современного
государства. В нем выражается большинство
правовых норм, которые регулируют наиболее
важные с точки зрения личности, ее интересов
и потребностей общественные отношения.
Другие. источники права (правовые обычаи,
судебные и административные прецеденты)общерегулятивной зн
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"