Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:26, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и методология ТГиП
ТГиП – наука. Наука – теоретическое отражение действительности. Окружающий мир разнообразен, следовательно, научных дисциплин множество. Критерии разграничения научных дисциплин – это предмет и метод науки. Предмет – часть объекта, на которую направлены познавательные интересы в рамках одной науки. Объект – это явление окружающего мира, на которое направлена познавательная деятельность в рамках различных научных дисциплин. (Дерево – объект многих наук, но предмет гражд.права - дерево как объект собственности) метод науки. Предмет – часть объекта, на которую направлены познавательные интересы в рамках одной науки. Объект – это явление окружающего мира, на которое направлена познавательная деятельность в рамках различных научных дисциплин. (Дерево – объект многих наук, но предмет гражд.права - дерево как объект собственности) Объектом ТГиП является государство и право. Предмет ТГиП – общие закономерности возникновения и развития государственно-правовых явлений (как появляется, в каких формах, функции, признаки). Предмет отвечает на вопрос Что изучает наука? Метод отвечает на вопрос Каким образом изучается предмет? Метод – совокупность приемов, способов и средств, при помощи которых познается предмет. В рамках одной науки формируется устойчивое сочетание: один предмет – несколько методов. Методология – наука о методах; совокупность методов в рамках одной науки.

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 82.54 Кб (Скачать)

Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости:

ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т.е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины.

Говоря об особенностях образования  права, необходимо помнить, что процесс  возникновения государства и  права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень  велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

                                                6. Основы периодизации развития государства и права. 
 
Периодизация – это один из старейших методов познания исторических процессов, который позволяет определить главные направления в развитии общества в целом или его отдельных сфер, например государства и права. Современной наукой не выработана универсальная концепция исторического процесса, но существуют два основных подхода к периодизации государства и права. Это – цивилизационная (культурологическая) и формационная теории.  Основоположниками цивилизационного критерия периодизации были О. Шпенглер и А. Тойнби. Цивилизация – относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим 
в ее рамках, при этом сама она проходит четыре этапа развития: зарождение, становление, расцвет и гибель. С точки зрения Шпенглера, цивилизации не могут сосуществовать, т.к. вступают в антагонистические противоречия. Они могут соприкасаться на периферии, но столкновение ядер влечет за собой «взрыв». 
Цивилизационный подход к истории обладает рядом несомненных преимуществ, так он позволяет понять, что общественные процессы (в том числе и развитие государства и права) проходят асинхронно в различных странах и регионах. Но в тоже время культурологический критерий не обладает в достаточной степени определенностью и однозначностью, до настоящего 
времени сторонниками данного подхода не выработано общепризнанной трактовки развития человечества. Сторонники теории локальных цивилизаций, исходя из несовместимости систем социальных ценностей,  абсолютизируют уникальность развития отдельных народов. В такой трактовке история разбивается на фрагменты, изолированные в пространстве и во времени, что исключает возможность всемирной периодизации исторического развития. Однако значительная часть ученых склоняется к  
мнению о стадиальном развитии цивилизаций и выделяет три типа общества: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.  
        Таким образом, цивилизационная теория рассматривает в основном общество в целом, а не государство и право в частности. Несмотря на это, данная концепция в настоящее становится более популярной и получает все  большее признание в отечественной науке.  
Другим, единственным признаваемым до последнего времени в нашей стране, подходом к типологии государства и права является формационный, предложенный К. Марксом и Ф. Энгельсом. Она базируется на категории общественно-экономической формации. Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления. По данной теории общество в своем развитии проходит пять формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, прогнозируемый коммунистический (в двух фазах). «При изучении истории государства и права последовательно рассматривались 
рабовладельческий тип государства и права (в первобытнообщинном строе их не было), феодальный, буржуазный и социалистический типы (при коммунизме государства и права не будет)».  
За пределами этой концепции остается множество исторических явлений, составляющих особенности общества и государственной организации, что влечет за собой ряд недостатков. 
Во-первых, это абсолютизация зависимости государства и права от классовой структуры общества и господствующей формы собственности, что упускает факт многоукладности, которая сопровождает практически всю историю общества с момента перехода его к цивилизации. 
Во-вторых, - обусловленная детерминизмом, фатальная неизбежность развития государства и права от одного исторического типа к другому. Если в отношении истории данное положение вполне приемлемо, то прогнозирование социалистического государства необоснованно. Для этого необходимо, чтобы прямое направление развития (базис-надстройка) 
сменилось обратным (надстройка-базис), что противоречит самой теории.  
В-третьих, - необоснованное превосходство социалистического типа государства и права над всеми другими. Это унифицирует общественное развитие, не оставляет возможности для многообразия. 
В-четвертых, - неоправданное утверждение о неизбежности отмирания государства и права в исторически обозримый период. В независимости от постоянного изменения формы государства его сущность остается неизменной, и в отсутствии государства функция поддержания социально стабильности не будет выполняться. 
В настоящее время наиболее распространенные отечественные периодизации истории государства и права по-прежнему – завуалировано или открыто – исходят из формационных критериев. Они включают в себя три основных этапа: государство и право Древнего времени, Средневековья и Нового времени. Характеристики данных типов будут даны в соответствующих разделах работы.

7. Сущность государства

Сущность государства - это  главное в государстве как  социальном явлении: то кому принадлежит  государственная власть в обществе и, следовательно, чьи волю и интересы эта власть выражает.

В свете характеристики главного в содержании деятельности государств прошлого и современности, сущность государства как социального  института проявляется в устойчивой общей направленности его деятельности, связанной с обеспечением им как  общесоциальных, так и узкогрупповых (в том числе классовых) интересов.

Сущность государства  проявляется в его функциях, в  той служебной роли государства  в обществе, качественная определенность которой характеризуется устойчивым осуществлением, обеспечением им преимущественно  узкогрупповых (в том числе классовых) либо общесоциальных интересов. История  показывает, что государство в  своей деятельности всегда в определенной мере сочетает (координирует, консолидирует) эти интересы для сохранения целостности  единства общества (без наемных работников нет капиталистов, без крестьян - феодалов, без рабов - рабовладельцев, без общинников и их труда - чиновничьего аппарата восточного государства).Но мера сочетания этих интересов государством исторически неоднозначна. Иными  словами, сущность государства двуедина (служение узкоклассовым, групповым  и общесоциальным интересам) и исторически  изменчива в плане соотношения  ее сторон. Так, в рабовладельческом, феодальном обществе преобладает классовая  сторона сущности государства (интересы господствующего класса- превыше  всего). Это же характерно и для  раннебуржуазного государства, раннекапиталистического  общества. Но с изменением этого  общества меняется и его государство  в направлении усиления общесоциальной стороны его сущности. Это можно  проследить, приняв, например, за исходную точку момент зарождения противостояния таких общественных сил как буржуазия  и пролетариат в период формирования так называемого "дикого" капитализма (середина XIX в.). С этим периодом связано  правильное понимание сущности государства  как орудия классовой борьбы, машины для подавления классовых противников, поддержания господства одного класса над другим. Однако последовавшие  затем такие события всемирно-исторического  значения как Октябрьская революция 1917 г. в России, Великий кризис и  Великая депрессия конца 20-х гг., нанесли вначале политический, а  затем экономический удар по капитализму  и поставили вопрос о его дальнейшей судьбе. Государство, правящая экономическая  и политическая элиты вынуждены  были по-новому подойти к решению  проблемы стабилизации общества и конституционного строя. Это выразилось, прежде всего, в усилении социальной защищенности личности, в социальной ориентированности  государства. Гуманистическому обновлению капитализма способствовал и  разгром фашизма как проявления наиболее реакционных и агрессивных  сил монополистического капитала. После  этого в развитых западных демократиях  государство постепенно становилось  средством снятия, преодоления общественных противоречий не путем насилия и  подавления, а через достижение общественного  компромисса, консенсуса, хотя сам по себе механизм государства по поддержанию  общественного порядка мало в  чем претерпел изменения. В деятельности же государства все в большей  степени стали оптимально сочетаться классовые и общесоциальные цели и функции.

Сущность современного социального , демократического, правового государства  состоит в том, что оно является орудием достижения в социально  неоднородном обществе социального  компромисса и согласия.

9.Виды типологии государства

      

Типы государств согласно формационной теории

    Типология   государств,   в   своем   основании,   имеет   общественно-

экономические  формации.  Каждая  формация  вызывает  к  жизни  определенный

исторический тип государства. Так как в истории человечества  их  выделялось

пять,   а   именно:   первобытнообщинная,   рабовладельческая,   феодальная,

буржуазная и коммунистическая, и с каждой из них, кроме  первой,  связывался

определенный тип государства, то был сформулирован  основополагающий  тезис,

гласивший,  что  история  знает  четыре   исторических   типа   государства:

рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

 

Типы  государств согласно цивилизационной  теории

    Исторический  процесс  привел  к  складыванию   свыше   двух   десятков

цивилизаций, отличающихся друг от  друга  не  только  утвердившимися  в  них

системами ценностей, господствующей культурой,  но  и  характерным  для  них

типом государства.

    В развитии  цивилизации проходят несколько  этапов.

    Первый этап  –  это  локальные  цивилизации,  каждая  из  которых  имеет

совокупность  взаимосвязанных  социальных  институтов,  включая  государство

(древнеегипетская, китайская,  западноевропейская, инкская, эгейская  и др.).

    Второй этап  – это особенные цивилизации  (индийская, китайская, западно-

европейская,  восточно-европейская,  исламская  и  др.)  с  соответствующими

типами государств.

    Третий этап  – это  современная  цивилизация   с  ее  государственностью,

которая в настоящее время  только  складывается  и  для  которой  характерно

совместное существование  традиционных и  современных  социально-политических

структур.

 

10. Форма государства  

 

Любое государство помимо его сущности и социального назначения характеризуется также некоторыми внешними признаками, в совокупности образующими его форму. Под формой государства понимается то, как организованы государство и его органы и каким образом осуществляется государственная власть. Для того чтобы получить наиболее полное представление о форме какого-либо конкретного государства, надо посмотреть на его устройство с трех сторон (традиционно их называют элементами формы государства):

1) следует выяснить, кому  принадлежит верховная власть, как  формируются высшие органы государственной  власти, какова их структура и  объем властных полномочий, как  они взаимодействуют с народом  и друг с другом. Этот элемент  формы государства называется формой правления. Различают две основные формы правления: монархию и республику, которые в свою очередь подразделяются на виды. Их подробная характеристика будет дана ниже;

2) необходимо установить, как организована территория  государства, на какие части  она делится, каковы отношения  государства в целом с его  составными территориальными единицами.  Этот элемент формы государства  называется формой территориального государственного устройства. Различают две основные формы государственного устройства: унитарное и федеративное государство. Их особенности также будут рассмотрены ниже;

3) следует уточнить, какие  способы и средства использует  государство для осуществления  своей власти, а также степень  участия в ней народа и положение  личности в государстве. Этот  элемент формы государства называют государственным (политическим) режимом. Все государственные (политические) режимы принято делить на демократические и антидемократические. Подробно виды режимов будут рассмотрены в соответствующем разделе.    

 Форма каждого конкретного  государства как совокупность  указанных элементов (формы правления,  формы государственного устройства  и государственного режима) складывается  исторически под влиянием целого  ряда факторов. Несомненное воздействие  на нее оказывает уровень экономического  развития, достигнутый обществом,  и отношения между основными  политическими силами в нем.  Поэтому в разные исторические  эпохи преобладали те формы  государства, которые в большей  степени соответствовали ступени  экономического роста и соотношению  политических сил в стране. Этим  объясняется то, что в средние  века, например, наиболее распространенной  формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных  революций в некоторых странах  монархическая форма правления  либо претерпела существенные  изменения, либо была заменена  республиканской (тоже разных  видов).    

 Такое разнообразие  объясняется тем, что помимо  указанных выше  факторов на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности, географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности.

 

11. Функции государства

Функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства.                                            1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.

4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

Деятельность государства  многогранна, она охватывает самые  различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями  государства. Функции делятся на внутренние и внешние.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной  жизни государства, непосредственно  касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций: Охранительная. Экономическая. Социальная. Культурно-воспитательная. Природоохранительная.

К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства  в мировом обществе, относятся:

  1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.
  2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.
  3. Борьба с международной преступностью.
  4. Участие в международной охране окружающей Среды.

 

12.Механизм государства

Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Приведенное определение  позволяет выделить следующие характерные признаки механизма государства.

1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.                                                                                                                                                                                   2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.                                                                                          3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, — вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.                                                                                                                                          4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"