Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:26, шпаргалка
1. Предмет и методология ТГиП
ТГиП – наука. Наука – теоретическое отражение действительности. Окружающий мир разнообразен, следовательно, научных дисциплин множество. Критерии разграничения научных дисциплин – это предмет и метод науки. Предмет – часть объекта, на которую направлены познавательные интересы в рамках одной науки. Объект – это явление окружающего мира, на которое направлена познавательная деятельность в рамках различных научных дисциплин. (Дерево – объект многих наук, но предмет гражд.права - дерево как объект собственности) метод науки. Предмет – часть объекта, на которую направлены познавательные интересы в рамках одной науки. Объект – это явление окружающего мира, на которое направлена познавательная деятельность в рамках различных научных дисциплин. (Дерево – объект многих наук, но предмет гражд.права - дерево как объект собственности) Объектом ТГиП является государство и право. Предмет ТГиП – общие закономерности возникновения и развития государственно-правовых явлений (как появляется, в каких формах, функции, признаки). Предмет отвечает на вопрос Что изучает наука? Метод отвечает на вопрос Каким образом изучается предмет? Метод – совокупность приемов, способов и средств, при помощи которых познается предмет. В рамках одной науки формируется устойчивое сочетание: один предмет – несколько методов. Методология – наука о методах; совокупность методов в рамках одной науки.
Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости:
ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т.е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.
Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.
В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины.
Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.
Периодизация – это один из старейших
методов познания исторических процессов,
который позволяет определить главные
направления в развитии общества в целом
или его отдельных сфер, например государства
и права. Современной наукой не выработана
универсальная концепция исторического
процесса, но существуют два основных
подхода к периодизации государства и
права. Это – цивилизационная (культурологическая)
и формационная теории. Основоположниками цивилизационного
критерия периодизации были О. Шпенглер
и А. Тойнби. Цивилизация – относительно
замкнутое и локальное состояние общества,
отличающееся общностью культурных, экономических,
географических, религиозных, психологических
и других факторов. Каждая цивилизация
придает устойчивую общность всем государствам,
существующим
в ее рамках, при этом сама она проходит
четыре этапа развития: зарождение, становление,
расцвет и гибель. С точки зрения Шпенглера,
цивилизации не могут сосуществовать,
т.к. вступают в антагонистические противоречия.
Они могут соприкасаться на периферии,
но столкновение ядер влечет за собой
«взрыв».
Цивилизационный подход к истории обладает
рядом несомненных преимуществ, так он
позволяет понять, что общественные процессы
(в том числе и развитие государства и
права) проходят асинхронно в различных
странах и регионах. Но в тоже время культурологический
критерий не обладает в достаточной степени
определенностью и однозначностью, до
настоящего
времени сторонниками данного подхода
не выработано общепризнанной трактовки
развития человечества. Сторонники теории
локальных цивилизаций, исходя из несовместимости
систем социальных ценностей, абсолютизируют уникальность
развития отдельных народов. В такой трактовке
история разбивается на фрагменты, изолированные
в пространстве и во времени, что исключает
возможность всемирной периодизации исторического
развития. Однако значительная часть ученых
склоняется к
мнению о стадиальном развитии цивилизаций
и выделяет три типа общества: доиндустриальную,
индустриальную и постиндустриальную.
Таким образом,
цивилизационная теория рассматривает
в основном общество в целом, а не государство
и право в частности. Несмотря на это, данная
концепция в настоящее становится более
популярной и получает все большее признание в отечественной
науке.
Другим, единственным признаваемым до
последнего времени в нашей стране, подходом
к типологии государства и права является
формационный, предложенный К. Марксом
и Ф. Энгельсом. Она базируется на категории
общественно-экономической формации.
Формация – это исторический тип общества,
основанный на определенном способе производства.
Уровень развития производительных сил
определяет материально-техническую базу
общества, а производственные отношения,
складывающиеся на однотипной форме собственности
на средства производства, которому соответствуют
определенные политические, государственно-правовые
и другие надстроечные явления. По данной
теории общество в своем развитии проходит
пять формаций: первобытнообщинный
строй, рабовладельческий, феодальный,
буржуазный, прогнозируемый коммунистический
(в двух фазах). «При изучении истории государства
и права последовательно рассматривались
рабовладельческий тип государства и
права (в первобытнообщинном строе их
не было), феодальный, буржуазный и социалистический
типы (при коммунизме государства и права
не будет)».
За пределами этой концепции остается
множество исторических явлений, составляющих
особенности общества и государственной
организации, что влечет за собой ряд недостатков.
Во-первых, это абсолютизация зависимости
государства и права от классовой структуры
общества и господствующей формы собственности,
что упускает факт многоукладности, которая
сопровождает практически всю историю
общества с момента перехода его к цивилизации.
Во-вторых, - обусловленная детерминизмом,
фатальная неизбежность развития государства
и права от одного исторического типа
к другому. Если в отношении истории данное
положение вполне приемлемо, то прогнозирование
социалистического государства необоснованно.
Для этого необходимо, чтобы прямое направление
развития (базис-надстройка)
сменилось обратным (надстройка-базис),
что противоречит самой теории.
В-третьих, - необоснованное превосходство
социалистического типа государства и
права над всеми другими. Это унифицирует
общественное развитие, не оставляет возможности
для многообразия.
В-четвертых, - неоправданное утверждение
о неизбежности отмирания государства
и права в исторически обозримый период.
В независимости от постоянного изменения
формы государства его сущность остается
неизменной, и в отсутствии государства
функция поддержания социально стабильности
не будет выполняться.
В настоящее время наиболее распространенные
отечественные периодизации истории государства
и права по-прежнему – завуалировано или
открыто – исходят из формационных критериев.
Они включают в себя три основных этапа:
государство и право Древнего времени,
Средневековья и Нового времени. Характеристики
данных типов будут даны в соответствующих
разделах работы.
7. Сущность государства
Сущность государства - это главное в государстве как социальном явлении: то кому принадлежит государственная власть в обществе и, следовательно, чьи волю и интересы эта власть выражает.
В свете характеристики главного
в содержании деятельности государств
прошлого и современности, сущность
государства как социального
института проявляется в
Сущность государства
проявляется в его функциях, в
той служебной роли государства
в обществе, качественная определенность
которой характеризуется
Сущность современного социального , демократического, правового государства состоит в том, что оно является орудием достижения в социально неоднородном обществе социального компромисса и согласия.
9.Виды типологии государства
Типы государств согласно формационной теории
Типология государств, в своем основании, имеет общественно-
экономические формации. Каждая формация вызывает к жизни определенный
исторический тип государства.
Так как в истории
пять, а именно: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная,
буржуазная и коммунистическая, и с каждой из них, кроме первой, связывался
определенный тип государства, то был сформулирован основополагающий тезис,
гласивший, что история знает четыре исторических типа государства:
рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.
Типы государств согласно цивилизационной теории
Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков
цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них
системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них
типом государства.
В развитии
цивилизации проходят
Первый этап
– это локальные
совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство
(древнеегипетская, китайская, западноевропейская, инкская, эгейская и др.).
Второй этап
– это особенные цивилизации
(индийская, китайская,
европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими
типами государств.
Третий этап
– это современная
которая в настоящее время только складывается и для которой характерно
совместное существование традиционных и современных социально-политических
структур.
10. Форма государства
Любое государство помимо
его сущности и социального назначения
характеризуется также
1) следует выяснить, кому
принадлежит верховная власть, как
формируются высшие органы
2) необходимо установить,
как организована территория
государства, на какие части
она делится, каковы отношения
государства в целом с его
составными территориальными
3) следует уточнить, какие
способы и средства использует
государство для осуществления
своей власти, а также степень
участия в ней народа и
Форма каждого конкретного
государства как совокупность
указанных элементов (формы
Такое разнообразие объясняется тем, что помимо указанных выше факторов на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности, географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности.
11. Функции государства
Функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
В этом определении выделены
наиболее существенные признаки функций
государства.
2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.
3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.
4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние и внешние.
К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций: Охранительная. Экономическая. Социальная. Культурно-воспитательная. Природоохранительная.
К внешним функциям, направленным
на обеспечение существования
12.Механизм государства
Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки механизма государства.
1. Это целостная иерархическая
система государственных органов и учреждений.
Целостность ее обеспечивается едиными
принципами организации и деятельности
государственных органов и учреждений,
едиными задачами и целями их деятельности.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"