Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории государства и права".

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.docx

— 236.56 Кб (Скачать)

7. Стабилизирующая функция. В  обществе существует множество  социальных групп, классов и,  конечно же, индивидов, каждые  из которых обладают собственным  мнением, имеют свой интерес,  порой антагонистический. В результате  политической борьбы и осуществлении  власти данные интересы сталкиваются, возникают социальные конфликты  дестабилизирующие общество. Поэтому  политическая системы и призвана  осуществлять роль стабилизирующего  фактора устанавливая, как мы  уже сказали, правила поведения  и ответственность за их нарушения.  Политическая система в этом  отношении сплачивает общество, умеряя столкновение классов.  В этом проявляется закон диалектики  – единства и борьбы противоположностей. По этому, борьба различных  интересов не только не тормозит  развитие политической системы  общества, а наоборот согласно  закону диалектики помогает развиваться.  Именно борьба внутренних противоположностей  служит источником самодвижения, саморазвития явлений политической  жизни, движущей силой их изменений.  Кроме того данная функция  не только помогает консолидировать  общество но и обеспечивает  стабильность того или иного  политического режима в стране.

8. Коммуникативная функция. Обеспечивает  процесс коммуникации между различными  субъектами политической системы  в процессе отношений складывающихся  в политической сфере общества. Общение осуществляется не только  между разноуровневыми субъектами (государственные органы и граждане, например), но и между одноуровневыми субъектами. Коммуникативная функция служит вспомогательной, для реализации вышеназванных функций.

9. Функция социальной адаптации.  Иногда в политической жизни  государства возникают резкие  кардинальные изменения (смена  политического лидера или даже  политического режима и политической  направленности государства) которые  могут происходить посредством  революционного переворота или  другими более легальными способами . Но даже и постепенные реформы вызывают у общества потрясение и неопределенность в политической обстановке, так как человек всегда привыкает к той или иной ситуации и любые изменения вызывают определенные катаклизмы. Все эти негативные моменты и помогает снимать адаптивная функция политической системы общества. В данном случае политическая системы помогает адоптироваться обществу к новым политическим реалиям, новой политической действительности с помощью регулирующего, охранительного, коммуникативного и другого воздействия на общества.

10. Мобилизационная функция. Заключается  в концентрировании, распределении  и максимальном использовании  ресурсов общества для осуществления  политической власти в государстве

25. Место и роль  государства в политической системе.

Государство в политической системе  занимает центральное место. Оно  одновременно выступает ведущим  субъектом политической системы, поскольку, во-первых, обладает суверенитетом, т. е. независимостью и самостоятельностью по отношении к кому либо. Во-вторых, только государство одно обладает правом применения силы – все остальные  либо получают данное право от государства, либо вообще им не обладают. В-третьих, политика переводиться с греческого как искусство управления государством и обществом, в связи, с чем  все другие институциональные элементы политической системы именно стремятся  обладать государственной властью, осуществлять власть в своих интересах. Поэтому вся политическая система  как бы вертится вокруг государства4.

Территориально политическая система  совпадает с государством, однако по элементному составу она шире государства. Но не надо соотносить политическую систему с государством как целое  и часть. Государство больше чем  часть политической системы. Так  скажем если в политической системе отсутствует, какой либо другой институциональный элемент (например, профсоюзы) то она все равно будет существовать и вполне нормально функционировать. И здесь профсоюзы выступают только частью политической системы. Если же из политической системы удалить государство, то попросту не будет и самой политической системы или по крайне мере она будет не полноценной. Кроме того другие элементы политической системы могут не взаимодействовать между собой (например, партии и религиозные организации), но все они без исключения так или иначе поддерживают коммуникацию с государством. Более того от государства и зависит в итоге тип политической системы, поддержание того или иного итогового политического состояния государства, нормальное и напротив деструктивное функционирование политической системы, регулирование политических отношений в стране и в этом ракурсе государство можно рассматривать даже шире политической системы. Все сказанное позволяет заключить, что государство и связанные с ним властные отношения по поводу управления им составляют ядро политической системы, выступает в виде главных, глубинных и в тоже время, всепроникающих пластов политической системы общества.

26. Человек, личность, гражданин: соотношение понятий.

Взаимосвязь государства  и личности с необходимостью предполагает и раскрытие содержания понятий  «человек», «личность», «гражданин». Прежде всего, человек- это родовое понятие,  которое употребляется для определения биологических основ существа и отнесения его к определенному биологическому виду[1]. Следует учесть, что человек как таковой является единственным живым существом, наделенным сознаем в такой степени его проявления, каждому из которых свойственны  свои определенные отличительные качества (манера общения, тип характера, склад ума и т.д.). Однако при рассмотрении понятия «человек» данные качества не учитываются, поскольку они дают уже, пожалуй, характеристику понятия личность. Понятие «человек» в смысле субъекта права широко употребляется в различных международных документах и в законодательстве. Так, в ст. 6 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., записано, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Декларация прав и свобод человека и гражданина, провозглашенная в Российской Федерации, в ч. 1 ст. 5 предусматривает, что «каждый имеет право на приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации». Человек в подобных случаях рассматривается как существо, соединяющее в себе биологические и социальные начала, ему присуща форма развития психики - сознание. Человек - общественное существо, он, как говорится в Преамбуле Всеобщей декларации прав человека, член «человеческой семьи»[2]. 

Личность - это также единственное существо, наделенное сознанием, обладающее собственными неповторимыми качествами. Можно говорить даже о социальных качествах, отражающих среду нахождения конкретно взятой личности (среда  общения, среда работы и т.д.). Однако, такое употребление понятия «личность» было бы неточным, поскольку личность с точки зрения психологии и философии - такой субъект общественных отношений, который обладает определенным уровнем  психического развития. Качества личности присущи психически здоровому человеку, достигшему определенного возраста, способному в силу интеллектуальных и духовных качеств быть участником общественных отношений, формировать  свою позицию, отвечать за поступки.[3] Следовательно, не каждого человека можно считать личностью. Понятие «личность» является более узким по сравнению с понятием «человек». Как правильно подчеркивается в юридической литературе, личностью не рождаются, а ею становятся[4].

Признание субъектами гражданского права только личностей означало бы непризнание субъектами людей, которые  не обладают качеством личности (малолетние, душевнобольные). Подобное решение  явно противоречило бы гражданскому законодательству, признающему субъектом  гражданского права каждого человека независимо от его возраста и состояния  здоровья.

Государство наделяет человека правами, но, одновременно с этим, ставит ограничительные рамки (выраженные в предоставлении возможности имеющиеся  права реализовать). Так эти рамки  выражены в наличии гражданства  и входит в содержание понятия  гражданин.  Итак, гражданином признается физическое лицо, получившее статус «отнесения» к конкретному государству, которое наделяет его полным «списком» прав (на их осуществление)  и принуждает к исполнению возложенных на него обязанностей. Это и есть правовой статус гражданина, т.е. это комплекс прав и обязанностей, который определило для гражданина государство. Данное  означает, что гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности (служить в армии, уплачивать законно установленные налоги и т.д.). 

Каждое из приведенных  выше понятий является условным, и  любой юрист  может дать свое собственное толкование, однако остается очевидной их связь. Для раскрытия названной темы они используются в совокупности и также рассматриваются, поскольку, прежде всего, все три понятия образуют некую иерархию и имеют свои конкретные особенности, определение которых позволит более детально разобраться в выбранной мною теме.

27. Правовой статус  личности: понятие структуры и  виды.

Говоря о правах и свободах личности, полное и реальное представление  о них нельзя будет получить, если не рассмотреть эти явления в  составе правового статуса личности. Прежде всего эта категория имеет собирательный, универсальный характер. Она вмещает в себя: 1) правовой статус гражданина; 2) правовой статус иностранного гражданина; 3) правовой статус лица без гражданства; 4) правовой статус беженца; 5) правовой статус вынужденного переселенца.

Также в данной категории  находят отражение индивидуальные особенности человека и действительное его положение в общей системе  многообразных общественных отношений.

Права и свободы составляют базу правового статуса личности, поэтому не могут быть реализованы  без других его компонентов (например, без обращающихся к правам юридических  обязанностей, без юридической ответственности  в некоторых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и  дееспособности как основных черт волевого и осмысленного поведения человека).

Категория правового статуса  дает возможность увидеть права, свободы, обязанности личности в  ее целостном, системном виде, позволяет  проводить сравнение статусов, открывает  пути для их дальнейшего совершенствования.

Правовой статус личности – это прежде всего правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом. Классификация правовых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают правовые статусы:

1) общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;

2) конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;

3) отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);

4) родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;

5) индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.

Защита общего правового  статуса личности предусмотрена  как внутренним законодательством, так и международным правом. Его  характерным признаком считают  стабильность, которая обусловлена  особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, разумных и предсказуемых его  изменений, способных обеспечивать сохранение генофонда страны, темпы  производства материальных, а также  духовных ценностей, свободное развитие каждой личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, стабильность конституционного статуса  личности зависит от того, как полно  она будет соответствовать действительным общественным отношениям.

В структуру понятия правового  статуса входят также следующие  элементы: 1) правовые нормы, устанавливающие  данный статус; 2) правосубъектность;

3) основные права и обязанности; 4) законные интересы; 5) гражданство; 6) юридическая ответственность; 7) правовые принципы; 8) правоотношения общего типа.

28. Развитие идеи  правового государства в истории  политической и правовой мысли.

29. Правовое государство:  определение понятия, признаки.

В процессе становления правового  общества начинают меняться подходы  во взаимоотношениях государства и  человека. Эти изменения проявляются  в юридической регламентации  статусов как отдельной личности, так и государства. Теперь уже человек, его права и свободы должны стоять на первом месте, а правовой режим с его ограничительными функциями должен действовать преимущественно для государства.

Правовое государство характеризуется тем, что:

1) в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;

2) основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;

3) в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

Правовое государство  — государственная власть ограничена правом.

Выделяют следующие признаки правового государства :

1) народный суверенитет;

2) верховенство права, а именно правовая организация власти государства, которая предполагает: ограничение власти государственных органов нормами права, которые основываются на общественной воле; прямое, непосредственное действие закона как основополагающего юридического документа, который может быть создан как представительными органами, так и напрямую населением;

3) правовая защита личности человека от произвола должностных лиц и т. д.

Основы для  формирования правового государства: 1) политическая основа, которой свойственно наличие суверенитета, регулирующего интересы членов политической системы общества и реализующего правовое равновесие и свободное развитие данных интересов; 2) экономическая основа, которая представляет собой производственные отношения, сложившиеся в обществе. Они характеризуются многоукладностью, а также наличием разных форм собственности (государственной, частной, коллективной и т. д.); 3) социальная основа, которой свойственно создание саморегулирующегося гражданского общества. В нем каждый гражданин государства имеет возможность для реализации своих творческих, а также трудовых потенциалов. Гражданское общество одновременно обеспечивает многообразие мнений, личных свобод и прав; 4) нравственная основа. Ее формируют общечеловеческие позиции справедливости, гуманизма, свободы и равенства человека и гражданина.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"