Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории государства и права".

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.docx

— 236.56 Кб (Скачать)

2. Идеологический критерий (политические и экономические, философские принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право).

Этот подход дает возможность  понимать под национальной правовой системой исторически сложившуюся  совокупность норм права отдельной  страны, а также употребляемые  в этой стране механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, которые призваны обеспечить подобающее функционирование действующих норм права.

На основе данных критериев  была выдвинута следующая классификация  «правовых семей современного мира»: 1) семья общего права; 2) романо-эманская правовая семья; 3) религиозные системы (мусульманское право); 4) семья социалистических систем права.

Закон признается правовым настолько, насколько он соответствует, формирует и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон  не основывает право.

Законы могут оказывать  воздействие на интуитивное право  человека, на процессы развития его  воли. Однако они не всегда преобладают  в принимаемых индивидуумом решениях. Каждая личность может принимать  во внимание прочие социальные нормы  и действовать поперек установлениям  официального права.

Требование законности, другими  словами, неукоснительного исполнения действующих нормативно-правовых актов  касается всех без исключения государственных  органов, должностных лиц, иных субъектов  конкретных правоотношений. К лицам, не выполняющим предписания законов, будут применены меры государственного принуждения.

23. Виды политической  системы общества.

В литературе выделяют множество оснований  классификации политических систем.

1. В зависимости от государственного  режима, политические системы можно  подразделить на:

1.1. Демократические;

1.2. Антидемократические (тоталитарные  и авторитарные).

Данное деление основано на том  итоговом политическом состоянии, которое  существует в государстве и характеризует  политическую обстановку той или  иной страны.

2. Национально-религиозные детерминанты  позволяют говорить о политических  системах:

2.1. Христианских государств;

2.2. Мусульманских стран;

2.3. Арабских стран и т. д.

Понятно, что данная классификация  показывает расстановку национальных и религиозных факторов и политических сил в государстве .

3. В зависимости от общественно-экономической  формации выделяют:

3.1. Политическую систему рабовладельческого  общества;

3.2. Политическую систему феодального  общества;

3.3. Политическую систему буржуазного  (капиталистического) общества;

3.4. Политическую систему социалистического  общества.

Каждый вид вышеназванных политических систем отличает исторически сложившийся  способ производства.

4. По территориально-географическим  факторам делят:

4.1. Политические системы азиатских  стран;

4.2. Политические системы европейских  стран;

4.3. Политические системы североамериканского  региона и т. д.

В основе этой классификации лежит  метод географического детерминизма: предположение, что широким фактором в развитии общества являются географические условия (климат, ландшафт, размер территории страны) основателем которого является Ш.Л. Монтескьё 3.

5. Исходя из взаимодействия с внешней средой предопределяют политические системы:

5.1. Открытого типа;

5.2. Закрытого типа.

Закрытые политические системы  неохотно контактируют с внешней  средой, другими политическими системами, развиваются самобытно и не допускают  вмешательства других систем их ценностей  и ориентиров. Такие системы самодостаточны (например, политические системы социалистических стран или высоко религиозных государств). Открытые системы наоборот готовы к взаимообмену ценностями и ресурсами. Развиваются, как правило, такие системы параллельно все вместе.

6. В зависимости от степени  культурной дифференциации и  секуляризации политические системы  подразделяются на (Дж. Пауэлл):

6.1. Примитивные;

6.2. Традиционные;

6.3. Современные.

«Примитивные системы обладают минимумом структурной дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает «приходская  культура».

Традиционные системы имеют  развитую дифференцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются «культурой подчинения». Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что  могут принимать участие в  ее акциях.

Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические (империя инков, Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.) и  феодальные политические системы.

Современные системы знаменуют  собой дальнейший прогресс и в  структурном и в культурном плане. Они обладают и политическими  структурами (развитыми) и политическими инфраструктурами (партии, движения, группы давления, средства массовой коммуникации). При такой системе функционирует уже не «культура подчинения», а «культура участия». Граждане из «подданных» становятся «участниками». Раньше они были жертвами решений, поступавших на «выход» системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс обсуждения, требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поправлять политические действия.

Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства (ограниченная дифференциация) и на мобилизационные системы (высока степень  дифференциации и секуляризации). Сюда относятся:

демократические системы (где автономные подсистемы и «культура участия»);

авторитарные системы: управление подсистемами и культура «подчинения-участия» (радикально-тоталитарная система, консервативно-тоталитарная система, консервативно-авторитарная, авторитарно модернизирующаяся  система).

7. По содержанию и формам управления  различают системы (Ж. Блондель):

7.1. Либеральные демократии (ориентированы  на свободу индивидов в политической  сфере государства);

7.2. Коммунистические системы (ставят  главной задачей построения общества  равноправных граждан живущих  без государства);

7.3. Традиционные системы (опираются  на правление экономически господствующего  класса и неравноправное (имущественное  и статусное) положения граждан  в обществе;

7.4. Популистские политические системы (опираются на авторитарные методы управления и более равноправное (по сравнению с традиционными) распределение благ;

7.5. Авторитарно-консервативные (ставящие  своей целью сохранения неравенства  общества и ограничения доступа  населения к власти).

8. Исходя из типа политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса можно структурировать следующие политические системы:

8.1. Англо-американская;

8.2. Европейско-континентальная;

8.3. Доиндустриальная;

8.4. Частично индустриальная;

8.5. Тоталитарная.

9. Согласно классификации С.Н.  Айзенштадта рассматривается шесть типов политической системы:

9.1. примитивные системы,

9.2. патримониальные империи,

9.3. кочевые или завоевательные  империи,

9.4. феодальные системы,

9.5. централизованные бюрократические  империи,

9.6. современные системы (демократические,  автократические, тоталитарные).

10. В зависимости от места  и роли государства в политической  системе В.В. Радаев и О.Н. Шкартан разделяют политические системы:

10.1. Этакратическую;

10.2. Демократическую.

Этакратической была советская политическая система. В ее рамках повседневная жизнь людей, их жизненные стратегии обусловливались жестким государственным регулированием, которое определяло возможности действия, как в публичной, так и в приватной сфере (этакратия - власть государства). Этакратическая система поддерживалась нормализующими и контролирующими механизмами власти. Она воспроизводилась нормативными документами, идеологическими кампаниями, механизмами государственно организованного социального контроля, средствами массовой информации. Демократическая напротив противоположна этакратической системе

24. Функции политической  системы общества.

Функции политической системы общества – это детерминированные социальными, экономическими, национальными и  другими условиями существования  политической системы, ее основные направления  воздействия на общество.

Выделяют следующие функции  политической системы общества2.

1. Функция политического руководства  обществом. Как уже было сказано  главное, устойчивое, субстанциональное  ядро политической системы, т.  е. ее сущность заключается  в осуществлении государственной  власти. Властные же отношения  предполагают установление (властным  субъектом) для общества (подвластных)  правил поведения. Соответственно  в рамках политической системы  происходит руководство обществом  и государством. В этом и заключается  главное предназначение политической  системы общества.

2. Ориентирующая функция. В процессе политического руководства или даже при ведении борьбы за власть, правящий класс, политические партии и другие субъекты властных отношений (в зависимости от того или иного политического режима в стране) определяют дальнейшие пути общественно-государственного развития, определяют цели к которым необходимо стремиться, а соответственно ориентируют общество к тому или иному варианту поведения, выступая, в каком то смысле, идеологическим маяком к которому необходимо стремиться. Например, в СССР таким маяком было коммунистическое государство, в Российской Федерации – это правовое государство.

3. Функция политизации общества. Данная функция заключается в  вовлечении как можно большего  количества людей и их объединений  в политические процессы страны, участии в политической жизни  государства, посредствам политического  воспитания граждан, повышении  политической культуры общества, приобщении индивида к политическим  ценностям, привития чувства уважения  к государственной власти, приобретении  знаний в области политики  и т. д.

4. Регулятивная функция. Заключается  в выработке и установлении  социальных норм в политической  сфере общества. Тем самым устанавливаются  правила (должного, возможного и  запрещенного) поведения для субъектов  политических отношений. По средствам  политических норм в итоге  достигается упорядочивание социальных  связей между различными субъектами  политической системы .

5. Охранительная функция. Любое  установленное правило поведения  нуждается в закреплении, а  если потребуется и в немедленном  исполнении мер ответственности  в той или иной сфере (в  данном случае в политической  сфере общества). По этому, чтобы  установленные нормы не стали  простым пожеланием необходимы  меры ответственности и аппарат  способный данные меры осуществить в действительности. Таким аппаратом в политической системе выступают органы государства (например, принудительная ликвидация политической партии, деятельность которой направлена на насильственное изменение основ конституционного строя), политические партии (например, правящая партия имеющая большинство голосов в Государственной Думе может выразить не доверие правительству) или само общество (например, отзыв депутата представительного органа власти).

6. Функция эволюционного отбора. Предполагается, что в процессе  политической борьбы на законных  основаниях или наоборот революционным  путем, во властные структуры  попадают лучшие представители  общества. Лучшими на разных этапах  развития общества являются либо  экономически состоятельные лица, либо обладающие непревзойденными  ораторскими и руководящими качествами, либо (идеальный вариант) наиболее  образованные и опытные граждане. Борьба за власть ни когда  не была легкой. Лицам желающим захватить или удержать власть приходиться прилагать необычайные усилия, чтобы добиться своей цели. Весь этот процесс, «постоянной борьбы», длится несколько лет, в результате которой и происходит своеобразный отбор наиболее приспособленных лиц к управлению делами общества. Слабые же выбрасываются из политической жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"