Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории государства и права".
Сегодня в официальной идеологии России на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, поэтому государство вновь пытаются определить как организацию "всех и для всех".
Вместе с тем, как узкоклассовый подход к определению сущности государства, так и "общечеловеческий" являются односторонними. Отказываясь от одной крайности, приверженцы общечеловеческих ценностей впадают в другую, не менее искажающую действительность. Исходя из реальной жизни, при определении понятия государства необходимо учитывать как его классовые элементы, так и внеклассовые, "общечеловеческие" признаки.
Факторы, определяющие сущность государства
Социальный фактор. Речь идет о социальной структуре общества, степени ее развитости, характере и содержании отношений между составляющими структуры.
Экономический фактор. У общества есть потребности в государстве экономического свойства как властвующего и управляющего института власти. Экономический фактор во всех его формах и проявлениях влияет на государство, на властвующих и управляющих, прежде всего через их сознание, их понимание реальных экономических процессов.
Политический фактор. Государство - политический институт. Велико воздействие на государство политических идеологий, которые могут иметь самую различную направленность - от крайне реакционной, националистической до демократической.
Культурный фактор. Государство можно рассматривать и понимать как явление культуры в целом, а не только политической. Одной из центральных идей культуры является идея достоинства личности, понимания человека как высшей ценности
Помимо названных факторов существуют и другие. Например, моральный, национальный, религиозный
8. Плюрализм в
понимании и определении
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Ци-церона было немало последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г.Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т. д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.
В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство. «Под именем государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».
Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие — с обществом, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было» .
Не согласны с приведенным
понятием и сторонники психологической
теории права. «Государство не совокупность
людей определенного рода,—
Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству».
Не один раз обращались
к определению государства К.
Маркс и Ф. Энгельс. Они считали,
что это «та форма, в которой
индивиды, принадлежащие к
Обе формулировки были широко
распространены и в науке, и в
официальной пропаганде. Однако они
применимы только к таким государствам,
в которых возникает высокая
классовая напряженность и
В современной учебной
литературе государство обычно определяется
как политико-территориальная
Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
9. Соотношение
понятий государство,
10. Государственная
власть, ее определения понятия,
признаки и методы ее
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ - организованное руководство делами общества со стороны государства и его органов (органов Г. в.). Суть Г. в. выражается в принятии актов (совершении действий), имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а при необходимости и принуждением со стороны государства. Г. в. распространяется на всех граждан. Г. в. осуществляется или народом непосредственно, или органами Г. в. Высшим выражением непосредственного (прямого) осуществления Г. в. самим народом являются референдум (народное голосование) и выборы органов законодательной власти - Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ, а также государственных выборных должностных лиц (Президент РФ, президенты республик и губернаторы других субъектов РФ) (см. также: непосредственная демократия). Органы Г. в., осуществляющие власть народа, делятся на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти. А по уровням - это органы федеральные и субъектов РФ. Г. в. в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент (состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство РФ, суды РФ (существует единая судебная система РФ; ее высшими звеньями являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ). В субъектах РФ действуют органы законодательной (представительной) власти (законодательные собрания, думы и др.), исполнительной власти (президенты, губернаторы, правительства) и суды (см. также: Народовластие. Суверенитет. Законодательная власть. Исполнительная власть. Политическая власть). (С. А.)
В специальной юридической и философской литературе наряду с признанием одними авторами тождества понятий политической и государственной власти другие авторы выступают за различение этих категорий. Сторонников второй точки зрения объединяет то, что термин и понятие «политическая власть» они употребляют в более широком значении, нежели «государственная власть», - в смысле власти, осуществляемой не только государством, но и другими звеньями политической организации общества.
Ниже перечислены признаки государственной власти которые выделяют ее от власти политической:
1) Государственная власть
выступает как официальный
2) Государственная власть
обладает верховенством в
3) Регулируя отношения
различных классов, социальных
и иных групп, государственная
власть выполняет арбитражную
роль в обществе, хотя при этом,
прежде всего, защищает
4) В отличие от политической,
государственная власть в
5) Государственная власть
реализуется
В федеративном государстве
государственной властью
1. Сила, на которой базируется
государственная власть, является
государство: никакая другая
2. Государственная власть
публична. В широком смысле публичной,
т.е. общественной, является всякая
власть. Однако в теории государства
в эту характеристику
3. Государственная власть
суверенна, что означает ее
независимость извне и
4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.
5. Государственная власть
обладает прерогативой (исключительным
правом) на издание общеобязательных
правил поведения –
Суверенитет государственной
власти внутри страны
Государственный суверенитет
- это присущее государству
Государство осуществляет высшую
власть в пределах собственных границ.
Оно само определяет, какими будут
отношения с другими
Верховенство государственной власти означает:
- ее безусловное
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"