Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории государства и права".

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.docx

— 236.56 Кб (Скачать)

Сегодня в официальной  идеологии России на первый план выдвигаются  общечеловеческие ценности, поэтому  государство вновь пытаются определить как организацию "всех и для  всех".

Вместе с тем, как узкоклассовый  подход к определению сущности государства, так и "общечеловеческий" являются односторонними. Отказываясь от одной  крайности, приверженцы общечеловеческих ценностей впадают в другую, не менее искажающую действительность. Исходя из реальной жизни, при определении  понятия государства необходимо учитывать как его классовые  элементы, так и внеклассовые, "общечеловеческие" признаки.

Факторы, определяющие сущность государства

Социальный фактор. Речь идет о социальной структуре общества, степени ее развитости, характере  и содержании отношений между  составляющими структуры.

Экономический фактор. У  общества есть потребности в государстве  экономического свойства как властвующего и управляющего института власти. Экономический фактор во всех его  формах и проявлениях влияет на государство, на властвующих и управляющих, прежде всего через их сознание, их понимание  реальных экономических процессов.

Политический фактор. Государство - политический институт. Велико воздействие  на государство политических идеологий, которые могут иметь самую  различную направленность - от крайне реакционной, националистической до демократической.

Культурный фактор. Государство  можно рассматривать и понимать как явление культуры в целом, а не только политической. Одной  из центральных идей культуры является идея достоинства личности, понимания  человека как высшей ценности

Помимо названных факторов существуют и другие. Например, моральный, национальный, религиозный

8. Плюрализм в  понимании и определении государства.

С давних времен мыслители  пытались ответить на вопрос, что такое  государство. Еще древнеримский  оратор, философ и политический деятель  Марк Туллий Цицерон спрашивал и  одновременно отвечал: «Да и что  такое государство, как не общий  правопорядок?» У Ци-церона было немало последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г.Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т. д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое  распространение получило определение  государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими  людьми, и власти. Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство. «Под именем государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».

Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом  для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли  государство со страной, другие —  с обществом, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). В. И. Ленин критиковал это определение  за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков  государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и  в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было» .

Не согласны с приведенным  понятием и сторонники психологической  теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,— утверждал  Ф. Ф. Кокошкин,— а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества — тоже лишь один из признаков, но не все государство.

Трудности выработки дефиниции  анализируемого сложного и изменяющегося  явления породили в те годы неверие  в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его  деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству».

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой  индивиды, принадлежащие к господствующему  классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское  общество данной эпохи находит свое сосредоточение» Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но пожалуй, самое конфронта-ционное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство— это _ есть машина для поддержания господства одного класса над другим».

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в  официальной пропаганде. Однако они  применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая  классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением  общества. Иначе говоря, эти определения  подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные  определения мешают увидеть в  государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной учебной  литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая  специальный аппарат, способная  делать свои веления обязательными  для всей страны. Данная дефиниция  синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства  и в целом приемлема, но в ней  слабо отражена связь государства  и общества. Поэтому мы считаем, что  более точной будет следующая  формулировка: государство — это  политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая  праву общеобязательное значение, гарантирующая  права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение  отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными  делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне  гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

9. Соотношение  понятий государство, государственность,  цивилизация.

10. Государственная  власть, ее определения понятия,  признаки и методы ее осуществления.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ - организованное руководство делами общества со стороны  государства и его органов (органов  Г. в.). Суть Г. в. выражается в принятии актов (совершении действий), имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а при необходимости и принуждением со стороны государства. Г. в. распространяется на всех граждан. Г. в. осуществляется или народом непосредственно, или органами Г. в. Высшим выражением непосредственного (прямого) осуществления Г. в. самим народом являются референдум (народное голосование) и выборы органов законодательной власти - Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ, а также государственных выборных должностных лиц (Президент РФ, президенты республик и губернаторы других субъектов РФ) (см. также: непосредственная демократия). Органы Г. в., осуществляющие власть народа, делятся на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти. А по уровням - это органы федеральные и субъектов РФ. Г. в. в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент (состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство РФ, суды РФ (существует единая судебная система РФ; ее высшими звеньями являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ). В субъектах РФ действуют органы законодательной (представительной) власти (законодательные собрания, думы и др.), исполнительной власти (президенты, губернаторы, правительства) и суды (см. также: Народовластие. Суверенитет. Законодательная власть. Исполнительная власть. Политическая власть). (С. А.)

Признаки государственной  власти.

В специальной юридической  и философской литературе наряду с признанием одними авторами тождества  понятий политической и государственной  власти другие авторы выступают за различение этих категорий. Сторонников  второй точки зрения объединяет то, что термин и понятие «политическая  власть» они употребляют в  более широком значении, нежели «государственная власть», - в смысле власти, осуществляемой не только государством, но и другими  звеньями политической организации  общества.

Ниже перечислены признаки государственной власти которые выделяют ее от власти политической:

1) Государственная власть  выступает как официальный представитель  общества данной страны. Только  она юридически уполномочена  действовать от имени всего  общества и как таковая применять  от его имени в случае необходимости  легализованное и в большинстве  случаев легитимное принуждение,  насилие.

2) Государственная власть  обладает верховенством в обществе, она суверенна. Осуществление  всех других разновидностей власти  может регулироваться государством, правом.

3) Регулируя отношения  различных классов, социальных  и иных групп, государственная  власть выполняет арбитражную  роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы  экономически доминирующих классов  и слоёв населения, наиболее  влиятельных «групп давления».

4) В отличие от политической, государственная власть в высокой  степени формализована, её организация,  порядок деятельности детально  определяются конституционными  нормами, иным законодательством.

5) Государственная власть  реализуется специализированным  государственным аппаратом (парламент,  правительство суды, милиция (полиция)  и т.д.), тогда как политическая  власть Советов в условиях  двоевластия опиралась на вооруженные  отряды, боровшиеся против существования  государственной власти.

В федеративном государстве  государственной властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в  составе Российской Федерации и  т.д.). Они имеют свои парламенты, правительство иногда – своих  президентов (республики в России). Однако государственная власть субъекта федерации имеет подчиненный  характер. Верховенство принадлежит  федерации.

Свойства государственной  власти.

1. Сила, на которой базируется  государственная власть, является  государство: никакая другая власть  подобными средствами воздействия  не располагает.

2. Государственная власть  публична. В широком смысле публичной,  т.е. общественной, является всякая  власть. Однако в теории государства  в эту характеристику традиционно  вкладывается иной, специфический  смысл, а именно то, что государственная  власть осуществляется профессиональным  аппаратом, отделенным от общества  как объекта власти.

3. Государственная власть  суверенна, что означает ее  независимость извне и верховенство  внутри страны. Верховенство государственной  власти, прежде всего, состоит  в том, что она выше власти  всех других организаций и  общностей страны, все они должны  подчиняться власти государства.

4. Государственная власть  универсальна: она распространяет  свою силу на всю территорию  и на все население страны.

5. Государственная власть  обладает прерогативой (исключительным  правом) на издание общеобязательных  правил поведения – юридических  норм.

 Суверенитет государственной  власти внутри страны выражается: в единстве и распространении  государственной власти на все  население и общественные организации  страны; в общеобязательности решений органов государства на его территории и в пределах экстерриториальности (например, для граждан и учреждений, находящихся за границей в прерогативе, т.е. возможности отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти, в исключительных полномочиях государства на самостоятельное издание, санкционирование и применение общеобязательных норм и иных предписаний, выраженных в нормативных актах (законах, указах, постановлениях, приказах и т.д.), решениях судов, органов управления и иных государственных учреждений.

 Государственный суверенитет  - это присущее государству верховенство  на своей территории и независимость  в международных отношениях.

Государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ. Оно само определяет, какими будут  отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться  в его внутренние дела. Государство  располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности  населения, политического режима.

 Верховенство государственной  власти означает:

- ее безусловное распространение  на население и все социальные  структуры общества;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"