Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории государства и права".

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.docx

— 236.56 Кб (Скачать)

6) нормативный правовой  акт может действовать до тех  пор, пока его не отменят,  а акт применения права должен  прекратить свое действие после  его непосредственной реализации;

7) нормативный правовой  акт определяет правовые предписания,  а акт применения права лишь  применяет заключающуюся в нем  норму права.

52. Определение  понятия закона, его признаки, виды, характеристика.

По юридической силе все  нормативные акты подразделяют на законы и подзаконные акты.

Закон – нормативный акт, который издается только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Закон обладает высшей юридической силой, регулирует наиболее важные, основополагающие отношения, содержит нормы права и принимается в особом процессуальном порядке.

Так, например, Закон Российской Федерации:

1) принимается только  палатами Федерального Собрания  и выражает волю народа Российской  Федерации;

2) содержит правовые нормы  и поэтому является нормативным  правовым актом;

3) обязателен к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами Российской Федерации. Ему должны соответствовать акты всех других государственных органов;

4) имеет прямое действие  на всей территории Российской  Федерации;

5) является юридической  базой деятельности всех государственных  органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан  и обладает высшей юридической  силой по сравнению с любыми  актами государственных органов,  кроме Конституции Российской  Федерации, которой закон не  может противоречить.

Особый интерес представляет деление законов в зависимости  от их значимости в системе действующего законодательства. По этому основанию  различают законы конституционные  и текущие. Конституционные законы – это законы, вносящие изменения  и дополнения в Конституцию, а  также законы, необходимость издания  которых предусмотрена непосредственно  Конституцией.

По предметам ведения  Российской Федерации Федеральным  Собранием принимаются федеральные  конституционные законы и федеральные  законы, которые не могут противоречить  федеральным конституционным законам.

Федеральные конституционные  законы принимаются по вопросам, предусмотренным  Конституцией РФ. К их числу, в частности, относятся:

1) чрезвычайное положение;

2) принятие в Российскую  Федерацию и образование в  ее составе нового субъекта;

3) изменение статуса субъекта  Российской Федерации;

4) описание и порядок  официального использования Государственного  флага, герба и гимна Российской  Федерации;

5) референдум и др.

На территории РФ применяются  только те федеральные законы, которые  официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой  в окончательной редакции. Датой  принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Федеральный конституционный закон  считается принятым, если он одобрен  большинством не менее трех четвертей  голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов  Государственной Думы. Законы разнообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены  особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они  действуют, и т. д. Конституция –  акт высшей юридической силы, который  составляет нормативную базу всего  российского законодательства.

Обыкновенные законы –  это акты текущего законодательства, которые посвящены различным  сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции.

53. Определение  понятия подзаконного нормативно-правового  акта: его виды и характеристики.

54. Действие нормативно-правового  акта во времени.

55. Действие нормативно  правового акта в пространстве  и по кругу лиц.

Действие закона – это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц.

Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется  в отношении: 1) всех граждан; 2) организаций; 3) государственных органов; 4) объединений.

Закон действует  во времени и пространстве, а также  по кругу лиц . Отношение правовой нормы с пространством и временем проявляется, например, в том, что даже формирование правовой нормы является актом, который совершается во времени и пространстве. Форма правовой нормы устанавливает, в каком конкретно месте и в какой момент предписанное поведение должно быть реализовано. Таким образом, ее действие имеет как пространственный, так и временной характер. Явления, к которым применяют норму, происходят всегда в конкретном месте и в определенное время, поэтому и в тех случаях, когда время и место действия нормы не ограничены, это не означает, что она независима от пространства и времени.

Действие закона во времени обусловлено вступлением  его в силу и утратой силы . Законы становятся обязательными , а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом. Это происходит:

1) по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона;

2) немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона;

3) по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона (нормативно-правового акта) после его опубликования.

Прекращение действия нормативных  актов связано с истечением срока  их действия, на который принимается  тот или другой акт; в связи  с прямой отменой:

1) нормативного акта имеющим на то полномочия органом государственной власти;

2) по причине фактической замены нормативного акта другим актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

Действие нормативных  актов в пространстве реализуется  на основании территориального и  экстерриториального принципов:

1) территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной территории;

2) экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции.

Действие нормативных  актов по кругу лиц тесно связано  с территориальными пределами функционирования актов.

На основании общего правила  нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев).

В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства.

Иностранцы и лица без  гражданства лишены возможности  действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).

56. Систематизация  нормативно-правовых актов и ее  виды.

Правовая система  государства – это большое количество нормативно-правовых актов, предписаний, которое требует определенной группировки, классификации для удобного и целесообразного использования их в процессе правоприменения. Таким образом, в правовой системе функционирует большое количество нормативных актов, что и определяет необходимость осуществления их систематизации. В юридической науке получили развитие три вида систематизации.

1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.

Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами.

Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.

Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.

2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.

Существуют следующие виды кодификации :

– всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства;

– отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой-либо отрасли или подотрасли права);

– специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права.

3. Консолидация – это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.

Таким образом, все виды систематизации – это процедуры по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования и применения ее на практике.

57. Правовой прецедент  как источник права.

Юридическим прецедентом  является судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы  права при разрешении аналогичных  дел в дальнейшем. Юридический  прецедент является своеобразным эталоном, моделью для разрешения конкретного  спора. Он создается не правотворческим  органом, а непосредственно судебными  или административными органами.

Юридический прецедент является преобладающим источником права  в странах общего права (Великобритания, США, Новая Зеландия, Канада). В современном  мире отсутствуют правовые системы, основанные только на юридическом прецеденте как на источнике права. Но законы, которыми руководствуются судьи  в странах общей системы права, носят настолько обобщенный характер, что на их основе часто бывает трудно разрешить конкретное юридическое  дело. В разных странах даже одной  правовой семьи юридический прецедент  применяется по-разному. В Великобритании, например, практика применения прецедента связана следующими правилами: решения, вынесенные Палатой лордов, обязательны  для всех судов; решения, принятые апелляционным  судом, обязательны для него самого и для нижестоящих судов. Кроме  того, в Великобритании авторитет  юридического прецедента тем выше, чем старше его возраст.

В США, в силу особенностей федеративного устройства страны, правило  прецедента не действует так строго: Верховный Суд США и верховные  суды штатов не обязаны следовать  собственным решениям; штаты независимы и каждый имеет собственную судебную систему и, соответственно, судебную практику.

Источником права может  стать прецедент не любого суда, а лишь решения по конкретным делам  судов высших судебных инстанций. В  странах романо-германской правовой системы преобладающим источником права является нормативно-правовой акт. Но в случаях наличия коллизий норм права в законах, для решения  конкретного дела применяется юридический  прецедент. В странах романо-германской правовой системы юридический прецедент  даже обладает определенным авторитетом. Но он рассматривается в качестве способа фиксации норм права лишь в чрезвычайных ситуациях. В основном роль прецедента в странах романо-германской системы и России не выходит за рамки толкования права. Юридический прецедент в России имеет форму Постановлений Верховного Суда, в которых конкретизируются и детализируются общие нормы закона.

58. Правотворчество:  определение понятия, виды, формы  и стадии.

Одним из важных направлений  государственно-властной деятельности является правотворчество, являющееся ведущим звеном механизма правового  регулирования общественных отношений.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"