Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории государства и права".
6) нормативный правовой
акт может действовать до тех
пор, пока его не отменят,
а акт применения права должен
прекратить свое действие
7) нормативный правовой
акт определяет правовые
52. Определение понятия закона, его признаки, виды, характеристика.
По юридической силе все нормативные акты подразделяют на законы и подзаконные акты.
Закон – нормативный акт, который издается только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Закон обладает высшей юридической силой, регулирует наиболее важные, основополагающие отношения, содержит нормы права и принимается в особом процессуальном порядке.
Так, например, Закон Российской Федерации:
1) принимается только
палатами Федерального
2) содержит правовые нормы
и поэтому является
3) обязателен к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами Российской Федерации. Ему должны соответствовать акты всех других государственных органов;
4) имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации;
5) является юридической
базой деятельности всех
Особый интерес представляет
деление законов в зависимости
от их значимости в системе действующего
законодательства. По этому основанию
различают законы конституционные
и текущие. Конституционные законы
– это законы, вносящие изменения
и дополнения в Конституцию, а
также законы, необходимость издания
которых предусмотрена
По предметам ведения
Российской Федерации Федеральным
Собранием принимаются
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. К их числу, в частности, относятся:
1) чрезвычайное положение;
2) принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта;
3) изменение статуса субъекта Российской Федерации;
4) описание и порядок
официального использования
5) референдум и др.
На территории РФ применяются
только те федеральные законы, которые
официально опубликованы. Датой принятия
федерального закона считается день
принятия его Государственной Думой
в окончательной редакции. Датой
принятия федерального конституционного
закона считается день, когда он
одобрен палатами Федерального Собрания.
Федеральный конституционный
Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции.
53. Определение
понятия подзаконного
54. Действие нормативно-правового акта во времени.
55. Действие нормативно правового акта в пространстве и по кругу лиц.
Действие закона – это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц.
Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется в отношении: 1) всех граждан; 2) организаций; 3) государственных органов; 4) объединений.
Закон действует во времени и пространстве, а также по кругу лиц . Отношение правовой нормы с пространством и временем проявляется, например, в том, что даже формирование правовой нормы является актом, который совершается во времени и пространстве. Форма правовой нормы устанавливает, в каком конкретно месте и в какой момент предписанное поведение должно быть реализовано. Таким образом, ее действие имеет как пространственный, так и временной характер. Явления, к которым применяют норму, происходят всегда в конкретном месте и в определенное время, поэтому и в тех случаях, когда время и место действия нормы не ограничены, это не означает, что она независима от пространства и времени.
Действие закона
во времени обусловлено
1) по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона;
2) немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона;
3) по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона (нормативно-правового акта) после его опубликования.
Прекращение действия нормативных актов связано с истечением срока их действия, на который принимается тот или другой акт; в связи с прямой отменой:
1) нормативного акта имеющим на то полномочия органом государственной власти;
2) по причине фактической замены нормативного акта другим актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.
Действие нормативных актов в пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов:
1) территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной территории;
2) экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции.
Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов.
На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев).
В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства.
Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).
56. Систематизация
нормативно-правовых актов и
Правовая система государства – это большое количество нормативно-правовых актов, предписаний, которое требует определенной группировки, классификации для удобного и целесообразного использования их в процессе правоприменения. Таким образом, в правовой системе функционирует большое количество нормативных актов, что и определяет необходимость осуществления их систематизации. В юридической науке получили развитие три вида систематизации.
1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.
Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами.
Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.
Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.
2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.
Существуют следующие виды кодификации :
– всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства;
– отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой-либо отрасли или подотрасли права);
– специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права.
3. Консолидация – это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.
Таким образом, все виды систематизации – это процедуры по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования и применения ее на практике.
57. Правовой прецедент как источник права.
Юридическим прецедентом
является судебное или административное
решение по конкретному юридическому
делу, которому придается сила нормы
права при разрешении аналогичных
дел в дальнейшем. Юридический
прецедент является своеобразным эталоном,
моделью для разрешения конкретного
спора. Он создается не правотворческим
органом, а непосредственно судебными
или административными
Юридический прецедент является преобладающим источником права в странах общего права (Великобритания, США, Новая Зеландия, Канада). В современном мире отсутствуют правовые системы, основанные только на юридическом прецеденте как на источнике права. Но законы, которыми руководствуются судьи в странах общей системы права, носят настолько обобщенный характер, что на их основе часто бывает трудно разрешить конкретное юридическое дело. В разных странах даже одной правовой семьи юридический прецедент применяется по-разному. В Великобритании, например, практика применения прецедента связана следующими правилами: решения, вынесенные Палатой лордов, обязательны для всех судов; решения, принятые апелляционным судом, обязательны для него самого и для нижестоящих судов. Кроме того, в Великобритании авторитет юридического прецедента тем выше, чем старше его возраст.
В США, в силу особенностей федеративного устройства страны, правило прецедента не действует так строго: Верховный Суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям; штаты независимы и каждый имеет собственную судебную систему и, соответственно, судебную практику.
Источником права может
стать прецедент не любого суда,
а лишь решения по конкретным делам
судов высших судебных инстанций. В
странах романо-германской правовой
системы преобладающим
58. Правотворчество: определение понятия, виды, формы и стадии.
Одним из важных направлений государственно-властной деятельности является правотворчество, являющееся ведущим звеном механизма правового регулирования общественных отношений.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"