Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории государства и права".

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.docx

— 236.56 Кб (Скачать)

Различные отрасли права  стоят на разных ступенях развития, у одних объем общественных отношений  увеличивается, а у других – сужается. Понемногу формируются банковское право, предпринимательское, жилищное и др.

65. Частное и публичное право: сравнительно-правовой анализ и характеристика.

Деление на частное и публичное  право в разных формах имеется  во всех развитых правовых системах.

Деление на частное  и публичное право – это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых (публичных) интересов, т. е. интересов государства и общества в целом (конституционное, административное, уголовное, процессуальное, финансовое, военное право), и правовые нормы, которые защищают интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое право и т. д.).

Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.

Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью.

Систематизация  частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов:

1) институционального (наставнического);

2) пандектного (свободного, совокупного).

Соотношение частного и публичного права:

1) частное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок;

2) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого;

3) частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным.

Частное право является правом лично-свободным. В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении. Частноправовая мотивация имеет только известный предел действию иных мотивов (альтруистических, эгоистических и пр.). Иначе публично-правовая мотивация самостоятельно указывает на направление, в котором право осуществляется и исключает действие иных мотивов.

Основная функция  частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.

Основная функция  публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть.

Мировая юридическая практика показывает, что частное и публичное  право как правовые институты  играют позитивную роль в поддержании  рационального баланса социальных интересов, более гибком взаимодействии динамично развивающихся общественных отношений, защите и осуществлении  прав и свобод человека и гражданина.

Частное право является основой предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида: договорное и корпоративное.

Частное право – это  главным образом «рыночное право», играет важную роль в создании единого  правового пространства, а публичное  право реализует воздействие  на интересы государственные и межгосударственные.

66. Юридическая  природа соотношения и взаимодействия  внутригосударственного и международного  права.

Взаимодействие международного и внутригосударственного права  на этапах правотворчества и правоприменения (дуалистическая и монистическая теории).

И плюралистическая, и монистическая  теория "исходят из того, что существует общая сфера, в которой международно-правовые и внутриправовые нормы могут действовать одновременно в отношении одного и того же предмета, и проблема, следовательно, заключается в том, какое право при этом должно превалировать"[1] .

"Дуалистическая доктрина  указывает на существенное различие  между международным правом и  внутригосударственным правом, которое прежде всего заключается в том, что эти две системы имеют разный предмет регулирования. Международное право есть право, регулирующее отношения между суверенными государствами; внутригосударственное право действует в пределах государства и регулирует отношения его граждан друг с другом и с исполнительной властью. Согласно такой концепции, ни один правопорядок не может создавать или изменять нормы другого. Когда внутригосударственное право предусматривает, что международное право в целом или в какой-либо части подлежит применению в данной стране, это всего лишь проявление главенства внутригосударственного права, принятие или трансформация норм международного права. В случае коллизии международного и внутригосударственного права сторонник дуалистической теории стал бы исходить из того, что национальный суд применит национальное право. Дуализм тесно связан с позитивистской доктриной, которая склонна отрицать силу иных источников международного права, кроме практики государств"[2] .

"Монизм представлен  рядом юристов, теории которых  существенным образом отличаются  друг от друга"[3] . Например, в  трудах Лаутерпахта[4] монизм принимает форму утверждения супрематии международного права даже во внутригосударственной сфере, наряду с хорошо разработанной концепцией индивидуума как субъектам международного права. Как отмечает Я. Броунли, по теории Лаутерпахта, "международное право – самый лучший из имеющихся регуляторов человеческих дел, а также логическое условие правового существования государств"[5] .

Кельзен развил монистические принципы на базе формальных методов анализа, покоящихся на теории познания, по его мысли[6] , международное право и внутригосударственное право представляют собой часть одной и той же системы норм, сила и содержание которых логически вытекают из единой основной нормы ("Государства должны вести себя так, как они обычно себя вели"[7] ).

Как отмечает Я. Броунли, "все большее число… специалистов по международному праву стремятся избавиться от дихотомии монизма и дуализма… Так Дж. Фицморис оспаривает принимаемую монистами и дуалистами посылку о том, что международное право и внутригосударственное право имеют общую сферу действия. Эти системы не приходят в столкновение как системы, поскольку они действуют в различных сферах. Каждая из них является высшей в своей собственной сфере"[8] . Такие теории получили наименование теорий координации (между международным и внутригосударственным правом).

Способы осуществления международного права в правовых системах государств.

Основные способы осуществления  международного права в правовых системах государств[9] :

Самостоятельное применение норм международного права – без  прямого участия норм национального  законодательства.

Совместное применение норм международного права и родственных  норм национального законодательства.

Приоритетное применение норм международных договоров вместо норм национального законодательства в коллизионных ситуациях.

Вместе с тем, следует  отметить, что в Англии и других странах англо-саксонской системы  права (США и странах Британского  Содружества) в целом главенствует доктрина инкорпорации. В этой связи, относительно применения международного права английским судом (по делу Chung Chi Cheung v. The King), лорд Аткин в 1939г. заявил: "Международное право имеет силу лишь постольку, поскольку его принципы признаны и восприняты нашим собственным внутренним правом. Не существует такой внешней силы, которая навязывает свои нормы нашему сбственному кодексу материального или процессуальному праву"[10] .

Конституция Российской Федерации  и международное право.

Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры РФ являются составной частью ее правовой систем, при этом если международным  договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора РФ (ч.4 ст.15 Конституции РФ). Принцип автоматической включенности норм международного права в национальную правовую систему зафиксирован также  в конституциях ряда иностранных  государств, в частности, Германии, Греции, Болгарии, Испании, Украины.

Конституция РФ закрепляет право каждого, в соответствии с  международными договорами РФ, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны  все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты (ч.3 ст.46). В  настоящее время существует возможность  обращения россиян, в частности, в Европейский Суд по правам человека[11] в Страсбурге (Франция).

Конституция РФ предусматривает  возможность наличия у гражданина России двойного гражданства, в соответствии с международным договором РФ (ч.1 ст.62 Конституции РФ). В соответствии с нормами международного права, по общему правилу за иностранными гражданами и лицами без гражданства, находящимися в России, признаются равные с россиянами права и обязанности (ч.3 ст.62 Конституции РФ).

В соответствии с общепризнанными  нормами международного права[12] Россия вправе предоставить политическое убежище  иностранным гражданами и лицам  без гражданства (ч.1 ст.63 Конституции РФ). Исходя из этого, не допускается выдача другим государства лиц, преследуемых за политические убеждения (ч.2 ст.63 Конституции РФ).

Конституция РФ предусматривает  возможность выдачи лиц, кроме российских граждан, обвиняемых в совершении преступления, криминализированных также и  в России, а также передачи осужденных для отбывания наказания в  других государствах, в соответствии с нормами международного права[13] (ч.1 ст.61, ч.2 ст.63 Конституции РФ).

В соответствии с нормами  международного права[14] , Конституция  РФ устанавливает, что территория России включает в себя внутренние воды, территориальное  море, воздушное пространство над  ними, кроме того, Россия обладает суверенными  правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в  исключительной экономической зоне РФ (чч.1,2 ст.67)

Помимо прочего, Российская Федерация гарантирует права  коренных малочисленных народов  в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами РФ[15] (ст.69 Конституции РФ).

67. Определение  понятия системы права и системы  законодательства и их соотношения.  Вертикальное и горизонтальное  строение российского законодательства.

Система права  представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени :

1) структура отдельного нормативного предписания;

2) структура правового института;

3) структура правовой отрасли;

4) структура права в целом.

Все эти уровни скоординированные, логически и функционально предполагают существование друг друга. Вместе они  составляют очень сложную конструкцию, которая формирует отрасль права  и наполняет ее необходимым для  регулирования содержанием, дающим возможность решить задачи, встающие в процессе урегулирования отношений.

Система права и система  законодательства должны рассматриваться  как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой  как содержание и форма.

Соотношение системы права  и системы законодательства:

1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как  система только потому, что оно  является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется  реальная, объективно обусловленная  потребность работы самостоятельных  отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"