Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории государства и права".

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.docx

— 236.56 Кб (Скачать)

Применение права как  особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования  рядом характерных черт.

Во-первых, по своей сущности применение права выступает как  организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается  общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений  между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения  определенных вопросов в руках компетентных органов.

Эта деятельность связана  с особыми приемами разрешения жизненных  ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство  определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).

Во-вторых, применение права  осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной  литературе название правоприменительных  отношений. «Оказать содействие, принудить  к реализации правовых норм, возложить  ответственность в случае нарушения  правовых норм и т.п. – такова задача субъектов правоприменения».

Субъект правоприменения – это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения права.

В-третьих, правоприменительная  деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом  формах. В силу чего правоприменительный  процесс становится целенаправленным, в значительной мере огражденным  от влияния случайных факторов и  непродуманных решений. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов  личности.

В-четвертых, применение права  как самостоятельная форма реализации – сложная, поскольку ее осуществление  проявляется в сочетании с  иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга.

В-пятых, применение права  – это не одноактное действие, а  определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств  дела, юридической основы дела и  т.д.).

В-шестых, применение права  сопровождается всегда вынесением индивидуального  правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.

Все изложенное позволяет  сделать вывод, что применение права  – важная форма реализации юридических  норм, отличающаяся от иных по своей  цели, характеру деятельности.

Под применением права  следует понимать осуществляемую в  специально установленных законом  формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов  по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).

Можно выделить следующие стадии применения правовых норм:

1) установление фактических  обстоятельств;

2) выбор и анализ юридической  нормы; 

3) вынесение правоприменительного  решения.

На первой стадии процесса применения норм права, в ходе установления фактических обстоятельств определяются следующие основные факты, Которые следуют из диспозиций норм права и влияют непосредственно на юридическую оценку жизненной ситуации. При не установлении или неправильном установлении главных фактов принятое по делу решение должно быть отменено.

Также на этой стадии определяются вспомогательные (иначе - факультативные) факты, которые не влияют напрямую на юридическую квалификацию и оценку содеянного. Эти факты могут также отсутствовать. К вспомогательным фактам относят:

1) различные доказательственные  факты, способные после установления  судом быть доказательством обстоятельств,  входящих в предмет доказывания; 2) процессуальные факты;

3) проверочные факты, способные  подтвердить или опровергнуть  предъявленные доказательства. Эти  факты должны быть предъявлены  вместе с доказательствами. Вместе с тем не подлежат установлению факты, признанные другой стороной, общеизвестные и преюдициальные факты, которые устанавливаются решением или приговором суда, вступившим в законную силу. На второй стадии, при выборе и анализе юридической нормы (установлении юридической основы дела), юридическую оценку (правовую квалификацию) установленным фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела дает правоприменитель. Таким образом, на данной стадии:

1) устанавливается отрасль  права;

2) определяется институт  права и конкретная норма права;

3) осуществляется проверка  нормы, которая призвана устранить все возможные коллизии;

4) устанавливается точный  смысл, толкуется содержание и сопоставляется с другими нормами.

На третьей, главной, стадии принимается решение по делу. Таким образом, в ходе этой стадии:

1) происходит оценка собранных  доказательств;

2) дается окончательная  юридическая оценка совершенного;

3) проходит окончательное  оформление решения. Решение по  каждому делу влечет за собой  юридические последствия.

Доказательствами называют фактические данные, посредством которых устанавливаются обстоятельства, имеющие большое значение для правильного разрешения дел.

Требования, которые предъявляются  к доказательствам:

1) относимость, т.е. использование сведений, которые

имеют значение для рассматриваемого дела;

2) допустимость,т.е. использование сведений, которые были получены с соблюдением процессуальной формы из установленных законодательством источников;

3) достоверность сведений, которые отражают все обстоятельства  рассматриваемого дела;

4) достаточность сведений, которые позволят разрешить возникший юридический спор.

Можно выделить следующие  виды доказательств:

1) показания подозреваемого, обвиняемого, свидетелей и потерпевшего;

2) объяснения двух сторон, а также третьих лиц;

3) установленные следствием  письменные и вещественные доказательства;

4) аудио- и видеозаписи;

5) показания и заключения, представленные экспертизой.

79. Стадии правоприменительного  процесса и их характеристика.

80. Акты применения  права, их виды и структура.  Отличие акта применения права  от нормативно-правового акта.

Нормативный акт – это предписание органов государственной власти, которое устанавливает, отменяет или же изменяет нормы права. Они издаются уполномоченным на это государственным органом, обладающим законодательной властью для осуществления регулирования общественных отношений.

Под системой нормативных актов понимают совокупность правовых актов, которые можно охарактеризовать как согласованные, иерархичные и дифференцированные по отраслям и институтам права.

Система нормативных  актов в РФ состоит:

1) из правовых актов общефедеральных органов;

2) актов субъектов Российской Федерации;

3) актов местного самоуправления;

4) актов прямого народного волеизъявления.

Классификация в  системе нормативных актов строится: 1) в зависимости от субъекта правотворчества; 2) в зависимости от сферы действия; 3) в зависимости от срока действия; 4) в зависимости от способов установления государством; 5) по юридической силе.

В зависимости от субъекта правотворчества нормативные акты делят: 1) на нормативные акты законодательных (представительных) органов; 2) нормативные  акты исполнительных органов; 3) нормативные  акты правоохранительных органов; 4) нормативные  акты контрольно-надзорных органов  и т. д.

В зависимости от сферы  действия нормативные акты подразделяют:

1) на общефедеральные;

2) акты субъектов Российской Федерации;

3) акты органов местного самоуправления.

В зависимости от срока  действия нормативные акты можно  разделить:

1) на временные акты;

2) акты неопределенно длительного действия;

В зависимости от способов установления государством нормативные  акты подразделяют:

1) на принимаемые;

2) санкционированные;

3) признанные.

По их юридической силе нормативные акты делят:

1) на законы;

2) подзаконные нормативные акты.

Основными отличиями нормативного правового акта от акта применения права являются следующие:

1) если нормативный правовой акт носит общий характер, то акт применения права имеет индивидуальный;

2) нормативный правовой акт призван регулировать определенный вид общественных отношений, в то же время акт применения права регулирует конкретные жизненные отношения;

3) нормативный правовой акт может применяться неоднократно, а акт применения права носит лишь разовый характер;

4) нормативный правовой акт не персонифицируется, он направлен на неопределенное количество лиц, которые оказались в подобных жизненных ситуациях, а акт применения права сориентирован на конкретных лиц, потому что служит для разрешения конкретной ситуации;

5) нормативный правовой акт является нормативной базой правового регулирования и, таким образом, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, а акт применения права осуществляет эти нормы, проводя общеобязательные нормативные установки в область определенных ситуаций;

6) нормативный правовой акт может действовать до тех пор, пока его не отменят, а акт применения права должен прекратить свое действие после его непосредственной реализации;

7) нормативный правовой акт определяет правовые предписания, а акт применения права лишь применяет заключающуюся в нем норму права.

81. Толкование  нормы права: определения понятия  и виды.

Существуют различные  классификации норм права.

По предмету правового  регулирования правовые нормы делят на нормы: 1) гражданского; 2) административного; 3) финансового; 4) конституционного; 5) семейного; 6) трудового; 7) уголовного права.

В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся на материальные (гражданские, уголовные, экономические и пр.) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные).

По методу правового  регулирования нормы права делят: 1) на императивные; 2) рекомендательные; 3) диспозитивные; 4) поощрительные.

Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные (специализированные) нормы права.

Типичные нормы включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям. Регулятивные нормы включают предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.

Обязывающие нормы велят субъектам права совершать определенные положительные действия.

Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов.

Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения. Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания.

Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия.

В зависимости от социального назначения выделяют также: 1) общезакрепительные; 2) декларативные; 3) дефинитивные; 4) коллизионные; 5) оперативные нормы.

В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы.

Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности. Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"